Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:23, курс лекций
Термин “политология” образуется из двух греческих слов: «polike» - искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos» - понятие, суждение, знание. Происхождение самого термина “политика” различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого “polis” и его производных “politeia” (конституция), “polites” (гражданин) и “politikos” (государственный деятель). Другие полагают, что данное понятие произошло от “politike”, что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от “politeia”, обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства.
Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая, восемнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Лекция девятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Лекция двадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Лекция двадцать первая
ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция двадцать вторая
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Лекция двадцать третья
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ
М.А. МУНТЯН
МОСКВА 2009
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая, восемнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Лекция девятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Лекция двадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Лекция двадцать первая
ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция двадцать вторая
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Лекция двадцать третья
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
ЛЕКЦИИ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
“Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы… Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни”.
I.Термин “политология” образуется из двух греческих слов: «polike» - искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos» - понятие, суждение, знание. Происхождение самого термина “политика” различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого “polis” и его производных “politeia” (конституция), “polites” (гражданин) и “politikos” (государственный деятель). Другие полагают, что данное понятие произошло от “politike”, что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от “politeia”, обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие “политика” произошло от греческих слов “poli” (много) и “tikos” (интересы). Поэтому политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, где политика предстает как многообразный мир отношений, деятельности, поведения, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом.
Политология – новое название политической науки, утвердившееся в 60-е – 70-е годы ХХ века сначала в Германии и Франции, затем в России. Во многих западных странах, и в первую очередь в США, этот термин не приобрел столь широкого применения, хотя там и признают его речевые удобства – краткость и понятность. В становлении всего обширного комплекса знаний о политике выделяются три последовательно опосредующие друг друга системы или уровни интеллектуального освоения политической практики:
- прежде всего, это обыденное знание как первичное обобщение непосредственного политического опыта. В наше время оно отражено в прессе, выступлениях и воспоминаниях политиков, в рассуждениях политических комментаторов и т.д.;
- другой уровень представлен
многообразными, созданными в основном
отдельными пророками,
- переход на следующий уровень знания – к знанию критическому, - связан с поисками смысла и логики в самой политике. Важную роль в этом процессе исполнили Николо Макиавелли (1469-1527) и великие гуманисты эпохи Возрождения. Они противопоставили догме практический опыт, создав предпосылки возникновения политической науки (или, что одно и то же – политологии).
II. Политическая наука выросла из рационализации (рациональность [от лат. rationalis – разумный] – разумная обоснованность, целесообразность; обобщенная характеристика общественной активности и поведения человека, основанная на его целенаправленной деятельности и эффективном достижении поставленных целей) обыденного и догматического знаний о политике. Великие произведения религиозной, философской и политической мысли служили той интеллектуальной средой, вне которой эта наука не могла бы сложиться. Именно поэтому изучение истории политической мысли составляет важное и неотъемлемое направление политологии. При всем великолепии известных памятников китайского, индийского, ближневосточного и дальневосточного философствования в сфере политики и том, что труды древних греков Платона (427-347 до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 до н.э.), римлянина Цицерона (106-43 до н.э.) позволяют именно их считать предтечами политической науки, тем не менее можно утверждать, что основы современной политологии закладывались примерно с середины XIII века и в Западной Европе.
Именно здесь схоластика (от гр. scholastikos – школьный, учебный) - средневековое философское течение, представители которого стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, соединить божественно-догматическое знание с рационалистической методикой, - постепенно создавала основания для возникновения в европейских университетах новых форм учености. Среди них были и дисциплины, которые назывались:
- ars politica – политическое искусство (термин принадлежал немецкому философу и теологу Альберту Великому, около 1193-1280);
- scientia politica – политическая наука (автор термина - монах-доминиканец, впоследствии причисленный к лику святых, Фома Аквинский, 1226-1274);
- sanctissima civilis scientia – божественнейшая гражданская наука (авторство термина приписывается немецкому писателю-гуманисту Себастьяну Бранту, 1448-1521) и т.д.
Первый подъем политической науки пришелся на XVI-XVII века. В это время появились работы великого итальянца Николо Макиавелли (1469-1527), были написаны “Шесть книг о республике” французского философа и политика Жана Бодена (1520-1596), изданы труды голландского юриста, историка и дипломата Гуго Гроция (1583-1645), бельгийского ученого и литератора Юста Липсия (1547-1606), немецкого правоведа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Усилиями этих мыслителей впервые в систематизированном виде была рассмотрена политика как сфера человеческой деятельности. Уже в начале XVII века были открыты специализированные кафедры политического знания в университетах Нидерландов и Швеции. В немецких университетах в это же время получила распространение “наука о политическом благочинии”, позже развившаяся в учение о государственном администрировании. Недостаточная критичность ранних подходов к изучению политики привела к тому, что политические исследования подпали под стремление теоретиков эпохи Просвещения создать всеобъемлющую науку о человеке и обществе. В XIX веке этот проект попытались продолжить Огюст Конт (1798-1857) в своей концепции общей социологии и Карл Маркс (1818-1883), который в своем учении настаивал на слиянии в единое целое философии, экономики и социологии.
ЛЕКЦИИ ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН
Политика есть мощное бурение твердых пород, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Цель такой политики – достижение максимума разумно возможного.
Макс Вебер
I. Едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал еще две крупнейшие сферы собственной жизнедеятельности: искусство для самовыражения (начиная с наскальных рисунков) и политику для общения с себе подобными. Последняя возникает в связи с усложнением общественной жизни и необходимостью реализации таких коллективных интересов, которые не поддавались удовлетворению без вмешательства “третьей силы” в виде государства и его институтов публичной власти. Этимологически обозначая “то, что связано с государством”, политика, тем не менее, с самого начала возникает как многозначное общественное явление, отнюдь не сводимое только к государственной власти или даже к самому государству. Политика появляется как вид общественной деятельности, каждый политический факт является фактом социальным. Вместе с тем любые сколько-нибудь научно строгие определения политики неизменно так или иначе будут связаны с отношениями по поводу власти и государством. Известный британский политолог, автор популярных учебников Дэвид Хелд (род. в 1951) в самом общем виде характеризует политику как борьбу за организацию человеческих возможностей, как явление всеобщей взаимосвязи (внутренней и внешней) социальных групп, институтов и обществ, обусловленное всеми видами жизнедеятельности людей в их общественной и частной форме. По его мнению, политика находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг вопросов использования, производства и распределения ресурсов, поэтому “изучение политики является, прежде всего, освоением истории возможностей и возможностей истории”.
История представлений и развитие идей о политике отражают как перманентное усложнение реального политического мира, так и характер взаимоотношений человека и государства в каждое конкретное время. По историческим периодам это выглядело следующим образом:
- на первом, государствоцентричном этапе (примерно до XVI в.), подход к политике основывался на положении о государстве как носителе верховной власти над человеком. Оно складывалось для упорядочения и наилучшей организации социальной жизни, а для обоснования необходимости его существования привлекались либо мифологические и религиозные мысли о божественной воле, либо рассуждения об естественном порядке и рациональном характере государственной формы объединения населяющих данную территорию людей. Вся их политическая жизнь была включена в орбиту притяжения верховной власти, а политике присуща своего рода однополюсная направленность, главным в которой являлось подчинение человека государству;
- на втором этапе содержание политической жизни постепенно изменялось. Политика и правила политической игры окончательно были отделены от этических оснований. В политике стали видеть поле для поддержания согласия и выполнения некоего разумного общественного договора государства и гражданского общества, а также их представителей между собой. Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле уступало место взаимным обязательствам партнеров, когда гражданское общество в целом и его сословия добивались признания своего естественного права оказывать давление на государственный режим, а то и менять его. При этом государство все еще пользовалось безусловным главенством над гражданином;
- в ХХ веке наступает третий, социоцентристский этап в развитии воззрений на политику. На смену положениям о монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, согласования интересов различных социальных групп, делящих между собой влияние на государство и общество. Со становлением в самых развитых странах демократических систем преобразуется и сама парадигма видения мира политики: в ней свершается переход от государственного моноцентризма к социальному полицентризму, от единого и неделимого суверенитета государя к участию во власти всех основных групп граждан. В формально-историческом плане это означало, что приоритет отдается обществу и составляющим его людям, а не государству;
- в последние десятилетия заметны признаки наступления нового, уже четвертого по счету, большого этапа в эволюции понимания политики, отражающего новейшие изменения в реальном содержании политической жизни постиндустриального человечества. Высокоразвитое сознание и информированность человека начала 3-го тысячелетия побуждают его к участию в различных формах самоуправления, которые нередко становятся транснациональными. Эти явления пока что присущи только развитым странам, но они свидетельствуют о возникновении новых подходов к осмыслению предназначения политики в меняющемся мире.
II. Рассмотрение концептуальных подходов к истолкованию политики позволяет сделать вывод о существовании разных социальных и научных ее сторон, многомерности ее характере. В обществе политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:
- как сфера общественной жизни;
- как один из многих видов активности социальных субъектов, их коллективного и индивидуального поведения;
- как тип социальных отношений – между индивидами, малыми группами и большими общностями.
В первом случае политика рассматривается в виде структурной составляющей общества с присущими ей определенными положением и ролью, но которая при этом обладает особыми содержательными и функциональными свойствами. В марксистской теории политика выступает в роли регулирующей “надстройки”, состоящей в первую очередь из государственной организации, которая обеспечивает сложившийся властный статус-кво для системы отношений производства и обмена. У Толкотта Парсонса и Бертрана Рассела (1872-1970) политическая подсистема общества выполняет функции целеполагания и целедостижения. У бихевиористов (Гарольд Лассуэлл, Абрахам Каплан [1918-1993]) политическая система связана с контролем и распределением ресурсов. Ученые закрепляют за политикой функции согласования общих и частных интересов, осуществления власти, поддержания общественного порядка и руководства людьми, осуществления общезначимых целей, регулирования ресурсов и управления социумом.
Второй тип объяснения политики зиждется на ее трактовке в качестве способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и поведения в обществе. В марксизме главное содержание политики – борьба за власть, действия по ее завоеванию и удержанию. Макс Вебер (1864-1920) рассматривает данную категорию как предприятие и профессиональную деятельность. Для Гарольда Лассуэлла и других бихевиористов политика – вид социального поведения индивидов и их групп, характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании.
Третье объяснение политики включает ее в сложную сеть социальных отношений и связей. Еще Аристотель определял политику как высший тип человеческого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство различных социальных субъектов за власть в государстве. Марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. Появились и современные научные модели, которые классифицируют политику в соответствии с взаимодействиями типа конфликт - консенсус. Разработаны схемы властных отношений, где политика понимается как некая всеобщая структура для соединения (консолидации) разных проявлений социальной и политической жизни (Морис Дюверже [род. 1917]).