Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:23, курс лекций
Термин “политология” образуется из двух греческих слов: «polike» - искусство осуществления власти в городе-государстве (полисе), и «logos» - понятие, суждение, знание. Происхождение самого термина “политика” различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого “polis” и его производных “politeia” (конституция), “polites” (гражданин) и “politikos” (государственный деятель). Другие полагают, что данное понятие произошло от “politike”, что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от “politeia”, обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства.
Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая, восемнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Лекция девятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
Лекция двадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Лекция двадцать первая
ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекция двадцать вторая
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Лекция двадцать третья
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Множество попыток объяснить содержание власти можно свести к нескольким основным тезисам:
а) признание наличия некоей абстрактной власти, оказывающейся самотождественной, “властью в себе”;
б) понимание власти как какого-то качества или силы, которая может находиться в распоряжении ее временных хранителей, быть передаваемой по наследству, захваченной, узурпированной и т.д.;
в) рассмотрение власти как отношение, предполагающее согласие обеих сторон – управителя и управляемого – в нем участвовать;
г) отождествление власти с ресурсами, которые используются в политике - мощью, силой воли, обаянием или просто с харизмой (гр. kharisma – божественная милость, дар);
д) превращение во власть неполитических аспектов человеческого бытия: богатства - из экономической, влияния - из социальной, ценностей, норм - из культурной сфер;
з) сведение власти к зависимости,
обезличенной волей обстоятельств,
или взаимозависимости, то есть функции,
делающих людей заложниками
ж) представление власти как средства политического творчества в процессе совершенствования и гармонизации правил и принципов и форм человеческого общежития.
Неодинаковые трактовки феномена власти вместе с тем не исключают друг друга, они фиксируют разные и совершенно реальные ее аспекты. В современной политологической литературе можно выделить, по крайней мере, три измерения власти:
- в соответствии с распорядительным, директивным своим аспектом власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение указания власти, будь то человек или институт;
- функциональное измерение, то есть понимание политической власти как способности и умения реализовывать общественное управление на практике, обусловлено тем, что она представляет собой отношение между субъектами и объектами, политическими акторами (отдельными гражданами, их организованными группами, партиями, государствами и т.д.);
- коммуникативное измерение власти объясняется тем, что ее отправление идет путем общения, с использованием известного языка, понятного обеим сторонам данного властного отношения.
Вместе
с тем представители
III. Если исходить из того, что политическая власть обладает определенными признаками – доминированием властной воли, наличием особого аппарата управления, монополией на регламентацию общественной жизни, правом на принуждение в отношении общества и личности, легитимностью и суверенитетом, то становится ясным: ее субъект должен обладать, прежде всего, четырьмя качествами – волей, суверенностью, силой и авторитетом.
Воля представляет собой фундаментальное качество политической власти, выражающееся в способности к выбору целей политической деятельности и мобилизации всех имеющихся возможностей для их реализации. При этом важно отметить, что воля не должна перерастать в волюнтаризм, то есть субъект властвования должен строго следовать объективным законам общественного развития и учитывать реальное соотношение политических сил.
Суверенность политической власти выражается в верховенстве ее решений, формальной независимости от любого внешнего воздействия.
Сила власти проистекает из совокупности материальных и идеологических возможностей, которыми она располагает для реализации собственных решений, для обеспечения действенности издаваемых законов и указов. Эти возможности определяются эффективностью административно-правовых, военных и пропагандистских институтов государства, а также мощью его финансово-экономических ресурсов.
Авторитет власти означает признание людьми законности и необходимости политической организации, под властью которой они находятся. Именно он является гарантом политической и социальной стабильности в обществе. Именно этим он отличается от авторитарности, представляющей собой властность, построенную преимущественно на насилии и принуждении.
Основными компонентами структуры политической власти являются объекты и субъекты, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами:
- субъект политической власти – активное, направляющее начало власти (государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии), которое обладает определенными качествами и формирует содержание властного взаимодействия через распоряжения, приказы, деятельность управленческого аппарата;
- объект политической власти (
- ресурсы – совокупность
а) экономические - материальные ценности, деньги, земля, ископаемые и т.п.;
б) силовые – оружие, армия, охранительные структуры;
в) социальные – различные привилегии власти, кадровая политика;
г) информационные – СМИ, знания и информация;
д) правовые – конституция, законы, программные документы партий;
е) демографические – человек как ресурс, создающий другие ресурсы.
IV. Среди функций политической власти выделяются в качестве основных четыре:
1) выработка стратегии управления делами общества. Здесь возможны два основных метода действий: жесткая регламентация социально-экономических, культурно-духовных процессов или косвенное политическое воздействие, когда власть регулирует не сами общественные процессы, а факторы, влияющие на их развитие;
2) защита основных
политических ценностей,
- национально-государственная
- законность и общественный порядок – способность власти обеспечивать политическую и социальную стабильность в обществе, соблюдение основополагающих законов государства;
- экономическое благосостояние и социальная справедливость, понимаемые как степень удовлетворения большинства населения своим материальным положением, системой распределения и перераспределения общественного дохода;
- свобода, участие в управлении
общественными делами, права и
обязанности человека и
3) обеспечение целостности
политической системы
4) гарантирование политической преемственности и социальной стабильности. В реализации этой функции можно выделить два уровня:
а) высшего политического руководства, где государственная власть персонифицирована и преемственность, стабильность обеспечивается либо наследованием, либо системой выборов и назначений;
б) всего политически дееспособного населения, где преемственность и стабильность обеспечиваются системой подготовки и выдвижения руководящих кадров для различных институтов, а также системой политической социализации граждан, когда они осваивают господствующие в обществе политические нормы и ценности;
Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью особого политического механизма, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль.
Господство политической власти, означающее структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий – с одной стороны, и исполнительской деятельности – с другой. “Господство, - писал Макс Вебер, - означает шанс встретить повиновение определенному приказу”. Господство является формой организации власти в обществе. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.
Руководство политической власти заключается в выработке и принятии принципиально важных для общества решений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив.
Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых политической властью решений. Конкретной управленческой деятельностью обычно занят административный (бюрократический) аппарат, чиновничество.
Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей.
Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Он также осуществляет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют ее управленческие воздействия.
V. Одним из самых специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления конкретной формы правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами. Этимологически слово “легитимность” ведет свое начало от латинского legalis, что в переводе означает законность. Однако в политологии легитимность и законность не являются синонимами. Легитимность, характеризующая поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления. В одних политических системах власть может быть легальной и не легитимной (правление метрополии в колониях), в других – легитимной, но не легальной (например, после свершения революции, поддержанной большинством населения), в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.
Большой вклад в теорию легитимности власти внес Макс Вебер. Он выделял три главных типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность, которая обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость издревле существовавших порядков.
2. Харизматическая легитимность, которая основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Носители харизматического авторитета всегда предстают в ауре пророка, излучающего благодатный свет почти божественной или воспринимаемой в качестве такой истины и указывающего людям единственно верный путь. В российской истории легко найти примеры харизматических лидеров, господство которых носило ярко выраженный личностный характер. Они всегда в той или иной степени – “отцы народа”, однако законность и легитимность такого лидера рушится, как только вера в его избранность тускнеет.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность, источником которой выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепринятым правилам. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка.
Современная политическая наука фиксирует не только более широкий круг форм политической легитимности, но и рассматривает в качестве ее источников не один, а три субъекта – население, правительство и внешнеполитические структуры. В частности, современными учеными признано, что политическая легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а государством, вернее, его правительством. В таком случае легитимность часто отождествляется с легальностью, юридической обоснованностью государственной власти и ее стабильностью в обществе. Существуют примеры и того, что легитимность может формироваться внешнеполитическими центрами – дружественными государствами, международными организациями, транснациональными структурами.
VI. Новые тенденции в развитии политической власти:
- демократизация власти, отказ от авторитарных или тоталитарных форм в пользу демократических.
- интернационализация власти, рост воздействия международных и мировых проблем власти, политику и законодательство отдельных стран;
- разукрупнение политической власти, развитие систем ее диверсификации;
- негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти;
- высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур;
- расширение арсенала чисто управленческих технологий, которыми все более широко и все чаще пользуется политическая власть.
ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ