Лекции по правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:56, курс лекций

Описание работы

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Признаки права: общеобязательность; нормативность; право устанавливается государством или санкционируется им; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права; право охраняется государством, право выше традиций, морали и обычаев; всегда выражено в официальной форме.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 181.37 Кб (Скачать файл)

1. Право: понятие,  основные признаки.

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки  права: общеобязательность; нормативность; право устанавливается государством или санкционируется им; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права; право охраняется государством, право выше традиций, морали и обычаев; всегда выражено в официальной форме.

Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права: 1) В нормативистской концепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. 2) Социологическая концепция возникла во второй половине XIX в., когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сере экономики. Главным в праве является реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями, которые охраняются и защищаются государством, государственной властью. Решение правового вопроса основано на выяснении сути этого отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права. 3) Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию. 4) Согласно теории естественного права, каждому человеку с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие человеку права и свободы находят свое выражение в праве, они собственно и образуют право. 5) Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим, устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов. 6) Интегративная (современная) теория признает нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их решения соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также естественные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами и выражает волю большинства населению на селения на основе сочетания интересов различных слоев, больших групп населения, различных религий, наций, других социальных формирований.

 

2. Правовая  норма.

Норма права (НП) — это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы: 1) общеобязательный характер — правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределенно большой круг лиц; 2) формальная определенность — НП выражается в письменной форме в официальных документах; 3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия (принуждением, наказанием, стимулированием); 4) предоставительно-обязывающее содержание — НП - властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей; 5) микросистемность — НП выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы  права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей — гипотезы, диспозиции и санкции.        Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные.        Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими. Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции.

Санкции классифицируются: 1) по степени определенности: а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года); б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей); в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);      2) в зависимости от отраслевой принадлежности: а) уголовно-правовые; б) административно-правовые; в) дисциплинарно-правовые; г) гражданско-правовые. Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если…, то…, иначе…».

Классификация НП: 1) по функциям в механизме правового регулирования: а) исходные — нормы, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий; б) НП, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей; 2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности): нормы гражданского, административного, уголовного права.; 3) по методу правового регулирования: а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения; б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву); в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться; г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия; 4) по функциональной направленности: а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям; 5) по форме выражения предписания: а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий; б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия; в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия; 6) по сфере действия: а) общефедеральные, действующие на территории всей страны; б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации; в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования; г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации; 7) по юридической силе — нормы законов и нормы подзаконных актов; 8) по характеру — материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует); 9) по времени действия — постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории); 10) по субъекту правотворчества: а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами; б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

 

3. Источники  права: нормативно-правовой акт,  обычай, судебный прецедент, договор.

Источники права – это правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой оболочки, защищаемые государственным принуждением.

Выделяют четыре основных источников права:

  1. нормативный акт — правовой акт,

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта: властно-волевой характер; неоднократность применения; адресованность неопределенному кругу лиц. Нормативные акты можно классифицировать по юридической силе на законы и подзаконные акты.

  Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов: 1) Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции; 3) федеральные законы как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества; 4) законы субъектов Федерации (местные законы) — издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.

Подзаконные акты — это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Виды подзаконных актов: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного

предприятия, учреждения и  организации.

По сфере действия нормативные акты различаются: 1) общефедеральные; 2) субъектов РФ;

3) органов местного самоуправления; 4) локальные нормативные акты.

 

2) правовой обычай —  исторически сложившееся правило  поведения, содержащееся в сознании  людей и вошедшее в привычку  в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент  — судебное или административное  решение по конкретному юридическому  делу, которому придается сила  нормы права и которым руководствуются  при разрешении схожих дел;  распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор  — соглашение между правотворческими  субъектами, в результате которого  возникает новая норма права  (Федеративный договор РФ 1992 г.).

 

4. Функции  права

Функции права: 1) Социальная функция - право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя человеку, доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для его нормального и всестороннего развития.

2) Экономическая функция - правовое закрепление основ свободной деятельности личности в сфере материального и духовного производства, защите её материальной и интеллектуальной собственности.

3) Политическая функция права проявляется в правовом обеспечении участия личности в делах общества, её возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений.

4) Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путём установления мер воздействия на правонарушителей.

5) Специально-юридические  функции. Регулятивная функция – такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция реализуется путём закрепления этих отношений в нормативных правовых актах (регулятивная статическая функция), а также с помощью данной функции право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие (регулятивная динамическая). Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

 

5. Правоотношения: понятие, структура, субъекты, основание  возникновения.

Правоотношения являются средством перевода общих установлений правовых норм (объективного) права в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Правоотношение – это общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Характерные признаки правоотношений и виды правоотношений: регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения возникают на основе правомерного поведения и направлены на закрепление и развитие общественных отношений. Они делятся на активные и пассивные. Охранительные правоотношения – правоотношения, при помощи которых осуществляются меры юридической ответственности.

Структура правового отношения имеют четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право, обязанность. Все участники правоотношений, независимо от своей видовой принадлежности, должны обладать определёнными свойствами, т.е. должны быть наделены правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностъю. В своём единстве эти три компонента образуют правосубъектность. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права. Правосубъектностью обладают все, она неотделима от личности, носит всеобщий и абсолютный характер. Её признание в принципе не зависит от пола, возраста, профессии, места жительства и т.д. Государство обязано гарантировать это качество – способность быть участником правоотношений – за каждым человеком.

От правосубъектности нужно отличать правовой статус – совокупность всех прав и обязанностей, это наличные права и обязанности, в то время как правосубъектность есть своего рода право.

Юридические факты также  относятся к правоотношениям. Юридические факты – разновидность социальных фактов. Это явления объективной реальности, отражённые в системе законодательства. Это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты подразделяются на события и действия. События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей. События разделяются на относительные и абсолютные. Действия – это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. По форме проявления и по характеру

действия делятся на положительные и отрицательные.

 

6. Правонарушение: понятие, виды. Юридическая ответственность.

Правонарушение — это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.

Информация о работе Лекции по правоведению