Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа
Деятельность «паблик рилейшнз» (PR, «связи с общественностью») начинает активно развиваться в России в конце 80-х начале 90-х годов в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем. Формирование общемировой экономической системы, ускоренный научно-технический прогресс, информационный бум стали причиной развития различного рода коммуникаций и появления новых технологий связей с общественностью и рекламы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Что такое лоббизм?...................................................................................7
I.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………..7
I.2 Виды лоббизма………………………………………………………………...9
Глава II. Инструменты лоббистской деятельности……………………………12
II.1 Методы лоббизма……………………………………………………………12
II.2 Технологии лоббизма……………………………………………………….12
Глава III. Лоббизм в России…………………………………………………….17
III.1 Достоинства и недостатки…………………………………………………17
III.2 Особенности лоббизма в российском обществе………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Использованная литература…………………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Что такое лоббизм?......................
I.1 Понятие лоббизма…………………………………………………………
I.2 Виды лоббизма…………………………………………………………
Глава II. Инструменты лоббистской деятельности……………………………12
II.1 Методы лоббизма…………………………………………………………
II.2 Технологии лоббизма……………………………………………………….
Глава III. Лоббизм в России…………………………………………………….17
III.1 Достоинства и недостатки…………………………………………………
III.2 Особенности лоббизма в российском обществе………………………….20
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Деятельность «паблик рилейшнз»
Службы по связям с
Модернизация бизнес-структур, развитие
общественных
Важным и необходимым PR-
Что же такое «лоббизм»? На этот вопрос существует множество ответов, но самые точные определения лоббизму из них дал П. А. Толстых в «Профессиональном словаре лоббистской деятельности»:
В наиболее широком смысле
лоббизм – деятельность
Актуальность темы курсовой заключается в том, что развитие лоббизма в современной России шло по своему определенному историческому пути. Вследствие чего, он приобрел ряд характерных для России, иногда даже «теневых» особенностей. Лоббизм, являясь инструментом посредничества в различных сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на политический курс страны.
Цель курсовой работы –
В работе необходимо выполнить ряд задач:
Объектом курсовой работы
В работе использовались
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I. Что такое «лоббизм»?
I.1 Понятие лоббизма
В российской
научной и профессиональной
В широком,
обывательском подходе под
Сторонники другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Любимов А. П. предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями4». Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.
Само слово лоббизм имеет как легальный, так и «теневой» смысл и неоднозначно оценивается общественным сознанием. Если рассматривать второе содержание, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимичное понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов, в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно из-за подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном
смысле лоббизм является
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).
Политическая власть и лоббизм
весьма жестко связаны.
Лоббизм как полноценный
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.
I.2 Виды лоббизма
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики считается «четвёртой ветвью власти».
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти нужно решить проблему, можно выделить:
В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на:
В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить:
В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на:
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование можно разделить на следующие разновидности:
Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции6.
Глава II. Инструменты лоббистской деятельности
II.1 Методы лоббизма
Методы лоббистской деятельности в политической сфере жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным методам относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований к профессиональной этике государственных служащих, совершенствование механизма лоббирования.