Лоббизм в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Деятельность «паблик рилейшнз» (PR, «связи с общественностью») начинает активно развиваться в России в конце 80-х начале 90-х годов в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем. Формирование общемировой экономической системы, ускоренный научно-технический прогресс, информационный бум стали причиной развития различного рода коммуникаций и появления новых технологий связей с общественностью и рекламы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Что такое лоббизм?...................................................................................7
I.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………..7
I.2 Виды лоббизма………………………………………………………………...9
Глава II. Инструменты лоббистской деятельности……………………………12
II.1 Методы лоббизма……………………………………………………………12
II.2 Технологии лоббизма……………………………………………………….12
Глава III. Лоббизм в России…………………………………………………….17
III.1 Достоинства и недостатки…………………………………………………17
III.2 Особенности лоббизма в российском обществе………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Использованная литература…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

лоббизм в политике.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Что такое лоббизм?...................................................................................7

I.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………..7

I.2 Виды лоббизма………………………………………………………………...9

Глава II. Инструменты лоббистской деятельности……………………………12

II.1 Методы лоббизма……………………………………………………………12

II.2 Технологии лоббизма……………………………………………………….12

Глава III. Лоббизм в России…………………………………………………….17

III.1 Достоинства и недостатки…………………………………………………17

III.2 Особенности лоббизма в российском обществе………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….25

Использованная литература…………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Деятельность «паблик рилейшнз»  (PR, «связи с общественностью») начинает активно развиваться в России в конце 80-х начале 90-х годов в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем. Формирование общемировой экономической системы, ускоренный научно-технический прогресс, информационный бум стали причиной развития различного рода коммуникаций и появления новых технологий связей с общественностью и рекламы.

  Службы по связям с общественностью  (PR-подразделения) появляются в коммерческих организациях, в качестве независимых PR-агентств и, наконец, новая специальность появляется в стенах государственных учреждений. В Российских вузах социогуманитарного цикла начинается подготовка специалистов по связям с общественностью, появляется литература, посвященная проблемам и особенностям становления российской школы связей с общественностью.

  Модернизация бизнес-структур, развитие  общественных представительских  институтов и преобразование  органов государственной власти  предопределяют совершенствование механизма коммуникации между этими общественными группами. Характерные для 90-х годов прошлого века, способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую откровенными коррупционными связями между властью и бизнесом, уступают новым технологиям лоббизма. Среди основных черт новых технологий можно выделить большую открытость при проведении диалога между властью и бизнесом, снижении роли прямых контактов, широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, связи с медиа-сообществом и др.) и т.д. Все эти изменения привели к необходимости выделения новой категории связей с общественностью (PR) – связи с органами государственной власти (GR).

  Важным и необходимым PR-действием для всех крупных игроков современного рынка – нефтегазовых, металлургических, табачных и других промышленных компаний и финансово-промышленных групп – становится установление эффективной коммуникации с органами государственной власти. Принятие новых законодательных актов, проведение административных действий, продажа государственных пакетов акций частных компаний  могут оказать более существенное влияние на корпорации, чем обыкновенная рыночная конкуренция. С учетом этого «львиная доля» PR-усилий направляется на так называемый GR (government relations), который во многом эквивалентен понятию «лоббизм»1.

   Что же такое «лоббизм»? На этот вопрос существует множество ответов, но самые точные определения лоббизму из них дал П. А. Толстых в «Профессиональном словаре лоббистской деятельности»:

  • Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
  • Лоббизм (то же что и «лоббирование») – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения2.

  В наиболее широком смысле  лоббизм – деятельность заинтересованных  лиц, способствующая принятию  органами государственной власти  тех или иных решений, с использованием  неформальных коммуникаций в органах власти.

  Актуальность темы курсовой заключается в том, что развитие лоббизма в современной России  шло по своему определенному историческому пути. Вследствие чего, он приобрел ряд характерных для России, иногда даже «теневых» особенностей. Лоббизм, являясь инструментом посредничества в различных сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на политический курс страны.

  Цель курсовой работы – рассмотреть  лоббизм как явление GR на примере российской политической системы.

  В работе необходимо выполнить  ряд задач:

  • дать определение понятию «лоббизм» и рассмотреть его виды, достоинства и недостатки,
  • определить методы, технологии и инструменты лоббистской деятельности,
  • оценить значимость лоббизма для общества в Российской Федерации,
  • дать анализ лоббистского потенциала основных бизнес объединений.

  Объектом курсовой работы является  лоббизм как явление GR.

  В работе использовались материалы  по массовым коммуникациям, политологии, связям с общественностью, учебные материалы, социологии, материалы печатных СМИ и электронных ресурсов сети Интернет.

  Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

Глава I. Что такое «лоббизм»?

I.1 Понятие лоббизма

  В российской  научной и профессиональной среде  можно выделить два подхода к толкованию термина лоббизм.

  В широком,  обывательском подходе под лоббизмом  понимают любую деятельность граждан, партий, ассоциаций бизнеса и других организованных групп давления по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм – это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов, получение особых властных преференций и т. п. Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме Президента, Правительства, депутатском лоббизме и т. д.3

  Сторонники другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти. Известный ученый Любимов А. П. предлагает не путать понятия и четко определить термин лоббизм, как «действие представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями государственных органов и органов местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) органами власти решений в соответствии с интересами специальных групп, выражаемыми указанными организациями4». Ученый полагает ошибочным зачислять в лоббисты «партийные фракции», «депутатские группы», государственных должностных лиц и пр.

  Само слово  лоббизм имеет как легальный,  так и «теневой» смысл и  неоднозначно оценивается общественным сознанием. Если рассматривать второе содержание, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимичное понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов, в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно из-за подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

  В позитивном  смысле лоббизм является здоровым, нормальным, жизненно необходимым  явлением, выступающим в качестве  института демократической системы. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов – столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

  Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

  Политическая власть и лоббизм  весьма жестко связаны. Существует  такая закономерность: лоббизм больше  там, где больше реальной власти. Лоббизм – своего рода признак  власти, ее специфическая  черта.  И наоборот, она не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает в качестве номинальной силы.

  Лоббизм как полноценный институт  появляется тогда, когда существуют  два необходимых условия:

  • возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»,
  • расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов5.

  В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

I.2 Виды лоббизма

  Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики считается «четвёртой ветвью власти».

  Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти нужно решить проблему, можно выделить:

  • законодательное,
  • исполнительное,
  • судебное лоббирование.

  В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на:

  • правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты),
  • правоприменительное (лоббизм через акты применения права),
  • правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).

  В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить:

  • политическое,
  • социальное,
  • экономическое,
  • финансовое,
  • правовое лоббирование.

  В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на:

  • федеральное (в системе высших органов государственной власти и управления),
  • местное (в республиканских, краевых, областных органах).

  В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование можно разделить на следующие разновидности:

  • лоббирование различных социальных структур: общественных  организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).
  • ведомственное лоббирование – это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.
  • региональное лоббирование – это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.
  • иностранное лоббирование – это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на государственные органы с целью добиться от них определённых решений.

  Лоббизм представляет собой одну из наиболее распространенных форм представительства интересов. При этом в общественном сознании и политическом дискусе доминирует исключительно негативное отношение к лоббизму, который зачастую воспринимается как синоним коррупции6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Инструменты лоббистской деятельности

II.1 Методы лоббизма

  Методы лоббистской деятельности в политической сфере жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным методам относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований     к     профессиональной    этике    государственных    служащих, совершенствование механизма лоббирования.

Информация о работе Лоббизм в политике