Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа
Деятельность «паблик рилейшнз» (PR, «связи с общественностью») начинает активно развиваться в России в конце 80-х начале 90-х годов в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем. Формирование общемировой экономической системы, ускоренный научно-технический прогресс, информационный бум стали причиной развития различного рода коммуникаций и появления новых технологий связей с общественностью и рекламы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Что такое лоббизм?...................................................................................7
I.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………..7
I.2 Виды лоббизма………………………………………………………………...9
Глава II. Инструменты лоббистской деятельности……………………………12
II.1 Методы лоббизма……………………………………………………………12
II.2 Технологии лоббизма……………………………………………………….12
Глава III. Лоббизм в России…………………………………………………….17
III.1 Достоинства и недостатки…………………………………………………17
III.2 Особенности лоббизма в российском обществе………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Использованная литература…………………………………………………….30
Большинство экспертов отмечало, что чаще всего в связи с лоббизмом возникают негативные ассоциации, и в первую очередь, — коррупция, подкуп, откат. Однако некоторые эксперты говорили и о положительных ассоциациях, в основном, это коммуникация, информация, взаимодействие.
Наиболее распространенным
является мнение экспертов о
том, в массовом сознании
Что касается основных технологий лоббизма в России, то мнения экспертов разделились. Часть экспертов были уверены, что основные технологии лоббизма связаны с прямым денежным стимулированием. При этом некоторые эксперты отмечали, что само прямое денежное стимулирование претерпело существенные изменения: если раньше речь шла о деньгах и откатах, то сейчас вместо денег просят должность, долю в бизнесе и т.д.
Есть и противоположное
мнение, что денежное стимулирование
не является основной
В то же время эксперты
отмечают, что в ряде случаев
денежное стимулирование
Некоторые эксперты не
только открещивались от
Ряд экспертов заявляли,
что основные технологии
Все примеры эффективных
лоббистских кампаний, приведенных
экспертами, объединяет: отсутствие
коррупционной составляющей; проведение
кропотливой работы по сбору
информации, по донесению информации
до органов власти; в ряде случаев
— привлечение СМИ и широкой
общественности; открытый диалог
между всеми участниками
В качестве критериев
цивилизованности лоббистской
В качестве критериев
эффективности лоббистской
Заключение
Все различия в технологиях лоббизма проистекают из различия политических систем России и Западных стран (именно Запад мы берём за эталон «прозрачного» лоббизма). В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности – условны. Необходимо отметить, что институализация того или иного вида политической практики (в т.ч. лоббизма) подразделяется на несколько уровней. Первый уровень (реляционный) - определяет ролевую структуру системы представительства интересов. Второй - регулятивный, указывающий допустимые рамки лоббистских действий и санкции, карающие выход за эти рамки. Третий уровень - культурный, т.е. внутреннее усвоение норм и правил участниками политического процесса. К сожалению, в России мы не наблюдаем ни один из трёх признаков институализации лоббизма.
«Повязанность» и «замазанность» до сих пор являются хорошим пропуском в российскую политическую элиту. На Западе же – это скорее препятствие для осуществления лоббистской деятельности. В этом и заключается принципиальное различие.
Еще одна отличительная особенность российского лоббизма – большой вес «внутренних лоббистов» (чиновник, занимающий важную государственную должность, отстаивающий интересы одной или нескольких отраслей или предприятий), что ведет к коррупции и решениям, не отвечающим интересам общества в целом.
Теперь сравним проблемы коррупции в России и за рубежом (ведь именно уровень коррупции в стране наиболее сильно влияет на технологии лоббизма). Рынок лоббистских услуг, в свою очередь, чутко реагирует на степень серьёзности проводимой Правительством антикоррупционной политики. Итак, основная проблема для лоббизма в России – отсутствие единой этической и правовой системы контроля над лоббистской деятельностью.
Проблемы российского лоббизма – отражение проблем всей политической системы России. Когда центр принятия важнейших государственных решений оказывается в руках правящей бюрократии, а реально действующие управленческие структуры, по самой логике функционирования классической бюрократической машины, находятся в тени, то, существующие группы влияния отходят от форм партийного представительства (а значит, и от общественного контроля), в сторону непубличных практик обрастания ведомственными связями. Ключевыми механизмами учета интересов всё чаще становится кулуарная политика и патрон-клиентные связи. В подобной системе неоспоримо доминирование бюрократии, а из ее партнеров наибольшие преимущества имеет крупный бизнес – при условии лояльности госаппарату и регулярности контактов с ним. И так как вся вертикаль власти замыкается на административных инстанциях, то возникающий вслед за этим безальтернативный механизм реализации групповых интересов представляет существенное препятствие на пути становления в России практики «белых» лоббистских технологий.
Лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Наступило время и у нас вывести «теневой» отечественный лоббизм «на свет», превратить его в полноценный политический институт.
Создание слоя профессиональных лоббистов само по себе не решит проблему. По мнению ряда участников конференции, вопрос гораздо сложнее. Одной из основных причин расцвета в современной России «теневого» лоббизма является специфика сложившегося в России политического режима. Среди его черт – отсутствие четкого понимания целей государственной политики. В условиях, когда нет осмысленной и целенаправленной воли, отдельные части государственного механизма остаются как бы предоставленными сами себе и становятся легкой добычей наиболее могущественных групп давления, к примеру, тех же самых олигархов. Эту ситуацию многие называют «приватизацией государства». Слабое и неэффективное государство не заинтересовано в объективной информации о положении дел в экономике, которую оно могло бы получить при условии налаживания нормального диалога с различными группами интересов.
Конфликты интересов, порождающие потребность в лоббировании, в обычно возникают в тех отраслях экономики, где сильна регулирующая функция государства. В публичном пространстве подобные конфликты нередко принимают форму споров по поводу отдельных аспектов политического курса власти. Преимущества ситуации, когда за право реализовать свой интерес борются несколько субъектов, давно известны в государственном управлении. В одних случаях конкуренция за реализацию интереса возникает естественным образом, в других – путем искусственного создания конкурентной среды. С точки зрения властных структур, коммуникационным является именно процесс соперничества, а не отдельные коммуникативные акты по продвижению интересов. При этом интересы самого государства зачастую отличаются от интересов лоббистов, и оно стремится использовать лоббистскую активность для решения собственных задач.
Другое немаловажное обстоятельство, способствующее развертыванию лоббистской деятельности, сложная структура органов, принимающих политические и административные решения. Лоббисты прекрасно усвоили, что власть строится на системе сдержек и противовесов как внутри конкретных ведомств, так и между ними. Один и тот же вопрос можно решить, используя разные каналы. Во многих случаях воздействие на носителя власти осуществляется через его окружение. Чем значимее принимаемое решение, тем больше людей вовлечено в процесс его принятия. Чем больше вовлеченных, тем сильнее коммуникационная напряженность вокруг лица, ответственного за принятие данного решения.
Необходимо учитывать, что на процесс принятия решений влияют такие факторы, как политические (и не только политические) интересы самих должностных лиц, административно-иерархические обстоятельства, политическая конъюнктура и т.д. С появлением каждого из этих факторов задача лоббистов серьезно усложняется, требуя не просто изменения способов лоббирования, но разработки многоходовых комбинаций, направленных на создание условий, благоприятствующих принятию нужного решения. В то же время бывают случаи, когда лоббистам, чтобы сделать своих контрагентов более сговорчивыми, достаточно повернуться в сторону других.
Вместе с тем важно учитывать и имеющийся мировой опыт. В государственно-правовом механизме Российской Федерации должна быть создана действенная система защиты коренных интересов населения, особенно социально уязвимых слоёв. Это требует, с одной стороны, формирования в парламентской практике полноценного института лоббизма, позволяющего обеспечить в принимаемых законах своеобразное равновесие сил, баланс противоположных интересов в быстро развивающемся российском обществе, т.е. отображения в нормах закона компромиссного решения. С другой стороны, целесообразно учредить при парламенте специальную службу, которая в противоположность лоббистскому подходу представляла бы законодателю свободный от каких-либо оценок материал, необходимый для адекватного отображения в законе разнообразных социальных интересов.
Сегодня вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос в том, какая его модель утвердится в России. Олигархический лоббизм, продиктованный эгоистическим стремлением узкого круга людей подмять под себя все, включая государственные институты? Или его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов? Скорее всего, этот вопрос еще долгое время будет оставаться открытым.
Литература
1 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью: учеб-практич. Пособие. – М.: Высшее образование , Юрайт-Издат, 2009, стр.604.
2 Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009
3 Любимов А.П. Классификация видов лоббизма. Материалы к международному «круглому столу» в МГЮА. – М.: АНО КиАЦ «Россия – США: XXI век», 1999 – 104с.