Лоббизм в политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Деятельность «паблик рилейшнз» (PR, «связи с общественностью») начинает активно развиваться в России в конце 80-х начале 90-х годов в связи с социально-экономическими реформами и активизацией взаимодействия между управленческими и общественными структурами в области общечеловеческих социальных ценностей и глобальных проблем. Формирование общемировой экономической системы, ускоренный научно-технический прогресс, информационный бум стали причиной развития различного рода коммуникаций и появления новых технологий связей с общественностью и рекламы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Что такое лоббизм?...................................................................................7
I.1 Понятие лоббизма……………………………………………………………..7
I.2 Виды лоббизма………………………………………………………………...9
Глава II. Инструменты лоббистской деятельности……………………………12
II.1 Методы лоббизма……………………………………………………………12
II.2 Технологии лоббизма……………………………………………………….12
Глава III. Лоббизм в России…………………………………………………….17
III.1 Достоинства и недостатки…………………………………………………17
III.2 Особенности лоббизма в российском обществе………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Использованная литература…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

лоббизм в политике.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

II.2 Технологии лоббизма

  Всем хорошо известны классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

  • Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывания повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.
  • Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективных) объектов лоббистского воздействия. Тем самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.
  • Переманивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно инспирировать эти события. Необходимо искусственно создавать локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.
  • Кризисные тенденции в отрасли необходимо перенаправить на своих конкурентов. К примеру, если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.
  • Необходимо активно сотрудничать с региональными и общефедеральными ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.
  • Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.
  • Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных «слабостях» конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.
  • Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.
  • Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.
  • Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор.  Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.
  • Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста – умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.
  • Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и «нейтральными» чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с «нейтральными» чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

  Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:

  • Рекрутирование своих сотрудников во власть.
  • Подкуп должностных лиц.
  • Неформальные контакты (в том числе на личных слабостях).
  • Участие в работе политических и общественных организаций (в том      числе - профессиональных объединений).
  • Покровительство чиновников.
  • Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)
  • СМИ (печатная пресса, телевидение, интернет).

  Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

  Лоббистская деятельность представляет целый ряд потенциальных угроз, основная часть которых связана с искажением представительства общественных интересов (представительство интересов меньшинства в ущерб большинству), дезинформацией представителей органов государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой функционального представительства интересов, предоставляет государству и обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с более оперативным, нежели при политическом представительстве интересов, информировании должностных лиц, принимающим решения в системе  управления7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Лоббизм в России

III.1 Достоинства и недостатки

   Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества.

При этом он вносит в жизнедеятельность  любого общества как позитивные,

так и негативные последствия. Остановимся  на основных «плюсах» и

«минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится  следующее.

Достоинства лоббизма:

1) влияя на управленческие решения, он заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

2) выступает инструментом самоорганизации  гражданского общества, с помощью  которого мобилизуется общественная  поддержка или оппозиция какому-либо  законопроекту, оказывается влияние  на политику (лоббизм в этой  ситуации — своего рода соперник  бюрократии; в условиях становления  рыночных отношений, когда государство  часто устраняется от защиты  интересов различных социальных  групп и слоев, этот вакуум  должен быть заполнен соответствующими  структурами гражданского общества);

3) создает возможности для обеспечения  интересов меньшинства, ибо выступает  в качестве специфической формы  проявления политического плюрализма;

4) воплощает собой принцип свободы  социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций,  слоев и т.п. 

5) применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения  в жизнь тех или иных целей  и интересов, на побуждение  к конкретным действиям; 

6) позволяет расширить информационную  и организационную базу принимаемых  решений и обратить внимание на «кричащие» проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия  представительной и исполнительной  власти;

8) лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромисса, способ  взаимного уравновешивания и  примирения интересов, взаимовыгодного  сотрудничества.

   Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы.

Недостатки  лоббизма:

1) лоббизм может стать инструментом  приоритетного удовлетворения иностранных  интересов в ущерб интересам  государственным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство;

2) он выступает иногда проводником  внеправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь  уже надо говорить о преступных  видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые «подтачивают» фундамент власти;

3) может служить фактором развития  и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения «специальных интересов»;

4) лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

5) лоббистские мероприятия в  определенных условиях могут  проявляться в форме социальной  несправедливости (как показывает  социальная практика некоторых  западных государств, результативность  лоббизма большого бизнеса, благодаря  финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов,  что может дестабилизировать  обстановку, дисбалансировать интересы  социальных групп, содействовать  росту напряженности в обществе);

6) лоббизм зачастую блокирует  действительно нужные управленческие  решения, препятствует удовлетворению  общественно ценных интересов,  сопутствуя осуществлению интересов  чиновничьих; 

7) лоббизм иногда существенно  мешает стабильной и оперативной  государственной политике, ибо может  быть направлен, например, на постоянное  перераспределение бюджета («перетягивание одеяла на себя»), на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;

8) лоббизм может использоваться и в более «прозаичных» целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит8.

  «Лоббизм как таковой – это существование мощных групп людей у власти, предпринимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу9».

  Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблено либо на благо всего общества (в конечном счёте, разумеется), либо в узкопартийных, узкогрупповых и других «узких» интересах. Всё зависит от социально-экономического, политического и культурного фона, обстоятельств, которые могут наделить лоббизм, как плюсами, так и минусами.

  Для того чтобы он приносил пользу в большей степени всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.

Только  при наличии данного набора факторов увеличиваются шансы на использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать» в общесоциальных (общечеловеческих) режимах.

   В условиях же экономического, политического и духовного кризиса,  переходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа стремятся «урвать» именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных границ и приобретает больше минусов, чем плюсов.

III.2 Особенности лоббизма в российском обществе.

  Глубокие изменения в российском  обществе привели к бурному  формированию новых организованных, в том числе корпоративных,  интересов к нарастающей практике  лоббизма, в первую очередь со  стороны предпринимательских структур  и различных общественных объединений.  Следует отметить, что это явление  было характерно и для советского  общества, правда, существовало в  специфической форме. При слабых  демократических традициях и  нормах этот важный социальный  институт был деформирован, проявлялся  в формах, присущих авторитарному  обществу. Жёсткость и однолинейность  командно-административных структур  практически безграничное всевластие  партийно-государственного аппарата  и его чиновников подменили  лоббизм ведомственностью, коррупцией, «телефонным правом»10.

  В июле-августе 2008 года Комитет  по связям с органами государственной  власти (IABC/Russia) и Независимый Институт Изучения Новой Экономики (НИИНЭ) в сотрудничестве с консалтинговой группой «PROтект» реализовали экспертное исследование на тему «Лоббизм и GR в современной России».

  В рамках проекта был проведен экспертный опрос среди ведущих специалистов в области связей с органами государственной власти крупнейших российских компаний и отраслевых объединений в нефтегазовой, табачной, транспортно-логистической, инвестиционно-банковской, девелоперской, страховой, фармацевтической, телекоммуникационной, авиационной и компьютерной отраслях.

  Цель исследования заключалась в выявлении ключевых тенденций, проблем и перспектив развития лоббистской деятельности в России. Основные вопросы исследования касаются дефиниций лоббизма и GR, восприятия этих явлений различными социальными группами в России и за рубежом, анализа наиболее применяемых технологий, показательных примеров лоббистских кампаний и других важных факторов. Отдельное внимание уделяется актуальной в настоящий момент теме законодательного регулирования лоббистской деятельности.

Основные выводы по итогам первого  этапа исследования (в бизнес-аудитории).

Лоббизм в России и за рубежом. Большинство экспертов отмечали, что понимание лоббизма на Западе и в России, скорее, различно. Основания для различий следующие:

  • На Западе лоббизм действует в строгих законодательных рамках, тогда как в России лоббизм действует в условиях законодательного вакуума. По мнению экспертов, законодательные рамки, в которых действуют западные лоббисты, делает лоббизм более изощренным и технологичным.
  • На Западе и в России лоббизмом занимаются разные подразделения. С одной стороны, эксперты отмечали, что на Западе лоббизмом занимаются специальные подразделения или профессионалы, тогда как в России лоббистами являются первые лица компании, сами чиновники, депутаты Государственной Думы. Другие высказывали мнение, что на Западе лоббизмом занимаются, наоборот, непосредственно первые лица компании, имеющие определенный вес.
  • В России лоббизм носит персонифицированный характер.
  • На Западе лоббизм носит цивилизованный характер, тогда как в России все зачастую сводится к коррупции, взяткам и откатам.
  • В России отсутствует рынок лоббизма и GR, отсутствует прозрачное ценообразование, нет здоровой конкуренции и общепринятой оценки эффективности деятельности.
  • Лоббизм на Западе и в России воспринимается по-разному: если в России лоббизм чаще всего связывается с коррумпированной деятельностью власти, то на Западе воспринимается как вполне законная деятельность.

Информация о работе Лоббизм в политике