II.2 Технологии
лоббизма
Всем хорошо известны классические технологии лоббизма. К таким технологиям
относятся:
- Внедрение агентов влияния
в структуры компаний-конкурентов и аппарат
профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны
и для навязывания повестки и регламента
рассмотрения лоббируемых вопросов.
Добиться этого можно вхождением в наблюдательные
общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах
своих представителей.
- Навязывание конкурентам заведомо
неэффективных (но внешне перспективных)
объектов лоббистского воздействия.
Тем самым вы заставляете их тратить свои
ресурсы и приобретать имидж неэффективных
лоббистов.
- Переманивание субъектов политического процесса
на свою сторону не только переговорами,
но и силой событий. Соответственно,
можно инспирировать эти события. Необходимо
искусственно создавать локальные кризисы,
которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно
Ваш вариант решения проблемы.
- Кризисные тенденции в отрасли
необходимо перенаправить на своих конкурентов. К примеру,
если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить
налоговое бремя на часть (вашу или конкурентов)
профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые
репрессии в первую очередь против конкурентов.
- Необходимо активно сотрудничать
с региональными и общефедеральными ассоциациями,
специализирующимися на защите различных
интересов в органах государственной
власти. В деле приобретения союзников необходимо
продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.
- Необходимо как минимум знать
политических противников тех чиновников,
которые работают на ваших конкурентов.
Вопрос активной работы с такими контрагентами
решается в зависимости от конкретной
оперативной потребности. Однако соответствующая база данных
должна всегда иметься в портфеле лоббиста.
- Также в портфель лоббиста
должен входить известный объём информации
о личных «слабостях» конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные
знания можно употребить весьма эффективно.
Ко всему прочему, информированность позволит экономить
ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре,
вынужден нести известные материальные
и временные затраты.
- Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов
всех известных лоббисту контрагентов,
а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены
и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены
тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить
лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов
значительно сужается.
- Участие в исках и судебных
тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном
суде является скорее весьма эффективным
способом торможения процесса принятия какого-либо решения,
переговоров, либо реализации неугодного проекта.
- Игра на противостоянии депутатов
и внепарламентских активистов их партии.
Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты
видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти
страхи и сотрудничать с обеими сторонами.
Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях,
когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут
не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой
лоббистов конкурента.
- Ещё один важный аспект технологического
мастерства лоббиста – умение использовать
тех чиновников, которые на первый взгляд
не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.
- Необходимо создавать и усиливать
противников компании-конкурента в стане
чиновников нейтральной стороны. Необходимо создать непреодолимые
противоречия между конкурентом и «нейтральными» чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента
с нейтральной (но политически лояльной
руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской
обороны, тратить больше сил и средств.
При необходимости, одновременно можно работать с той
частью кадров в лагере компании-конкурента,
которая стремится сохранить союз с «нейтральными»
чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой
поддержкой у себя в лагере.
Наиболее
эффективными инструментами лоббистской
деятельности являются:
- Рекрутирование своих сотрудников
во власть.
- Подкуп должностных лиц.
- Неформальные контакты (в том
числе на личных слабостях).
- Участие в работе политических
и общественных организаций (в том
числе - профессиональных объединений).
- Покровительство чиновников.
- Судебные процедуры (иски,
тяжбы, апелляции, аресты)
- СМИ (печатная пресса, телевидение, интернет).
Одним из легальных методов лоббистской
деятельности является создание в крупных
корпорациях специальных отделов по связям
с органами государственной власти –
так называемые, GR-отделы (от англ. Government
relations), которые специализируются на взаимодействии
с представителями государства. Другим
методом продвижения интересов может
быть создания межорганизационных объединений,
бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.
Лоббистская деятельность представляет
целый ряд потенциальных угроз, основная
часть которых связана с искажением представительства
общественных интересов (представительство
интересов меньшинства в ущерб большинству),
дезинформацией представителей органов
государственной власти, а также закрытостью
лоббистской деятельности и вытекающей
из этого коррупции и сращивания государственных
и коммерческих структур (корпоративизм).
Однако лоббизм, будучи формой функционального
представительства интересов, предоставляет
государству и обществу в целом ряд серьезных
преимуществ, связанных с более оперативным,
нежели при политическом представительстве
интересов, информировании должностных
лиц, принимающим решения в системе
управления7.
Глава III. Лоббизм
в России
III.1 Достоинства
и недостатки
Лоббизм имеет важное значение для различных
сфер жизни общества.
При
этом он вносит в жизнедеятельность
любого общества как позитивные,
так
и негативные последствия. Остановимся
на основных «плюсах» и
«минусах»
лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится
следующее.
Достоинства
лоббизма:
1) влияя на управленческие решения,
он заставляет «держаться в форме» органы
государственной власти и управления,
в определенном смысле конкурирует, соревнуется
с ними, придает им большую динамику и
гибкость;
2) выступает инструментом самоорганизации
гражданского общества, с помощью
которого мобилизуется общественная
поддержка или оппозиция какому-либо
законопроекту, оказывается влияние
на политику (лоббизм в этой
ситуации — своего рода соперник
бюрократии; в условиях становления
рыночных отношений, когда государство
часто устраняется от защиты
интересов различных социальных
групп и слоев, этот вакуум
должен быть заполнен соответствующими
структурами гражданского общества);
3) создает возможности для обеспечения
интересов меньшинства, ибо выступает
в качестве специфической формы
проявления политического плюрализма;
4) воплощает собой принцип свободы
социальных негосударственных структур:
ассоциаций, общественных организаций,
слоев и т.п.
5) применяется как своеобразное
социально-политическое стимулирование,
направленное на ускорение претворения
в жизнь тех или иных целей
и интересов, на побуждение
к конкретным действиям;
6) позволяет расширить информационную
и организационную базу принимаемых
решений и обратить внимание на «кричащие»
проблемы (лоббирование выступает в виде
системы аргументации, механизма подготовки
и принятия соответствующих актов);
7) лоббизм можно рассматривать
как инструмент взаимодействия
представительной и исполнительной
власти;
8) лоббизм можно оценивать и
как более широкое средство
достижения компромисса, способ
взаимного уравновешивания и
примирения интересов, взаимовыгодного
сотрудничества.
Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы.
Недостатки
лоббизма:
1) лоббизм может стать инструментом
приоритетного удовлетворения иностранных
интересов в ущерб интересам
государственным, т.е. реализоваться подчас
как «непатриотическое» средство;
2) он выступает иногда проводником
внеправового воздействия (давления)
на государственные органы, здесь
уже надо говорить о преступных
видах лоббизма (взяточничестве, коррупции
и т.п.), которые «подтачивают» фундамент
власти;
3) может служить фактором развития
и защиты ведомственности, местничества,
национализма и т.п., усиливать крайние
формы удовлетворения «специальных интересов»;
4) лоббизм таит в себе немалую опасность
«размывания» народовластных устоев общества,
превращения демократических институтов
в мощный инструмент отдельных властных
групп;
5) лоббистские мероприятия в
определенных условиях могут
проявляться в форме социальной
несправедливости (как показывает
социальная практика некоторых
западных государств, результативность
лоббизма большого бизнеса, благодаря
финансово-материальным возможностям,
гораздо выше, чем других субъектов,
что может дестабилизировать
обстановку, дисбалансировать интересы
социальных групп, содействовать
росту напряженности в обществе);
6) лоббизм зачастую блокирует
действительно нужные управленческие
решения, препятствует удовлетворению
общественно ценных интересов,
сопутствуя осуществлению интересов
чиновничьих;
7) лоббизм иногда существенно
мешает стабильной и оперативной
государственной политике, ибо может
быть направлен, например, на постоянное
перераспределение бюджета («перетягивание
одеяла на себя»), на частую смену приоритетов,
на усиление позиций одной ветви власти
при одновременном ослаблении другой
и т.п.;
8) лоббизм может использоваться и
в более «прозаичных» целях — как инструмент
обогащения отдельных слоев, элит8.
«Лоббизм как таковой – это существование
мощных групп людей у власти, предпринимающих
все возможные меры для перераспределения
материальных ресурсов и благ в свою пользу9».
Лоббизм, как и всякое иное социальное
средство, может быть употреблено либо
на благо всего общества (в конечном счёте,
разумеется), либо в узкопартийных, узкогрупповых
и других «узких» интересах. Всё зависит
от социально-экономического, политического
и культурного фона, обстоятельств, которые
могут наделить лоббизм, как плюсами, так
и минусами.
Для того чтобы он приносил пользу в большей
степени всему обществу, необходимы соответствующие
условия: реальное действие демократических
институтов и норм, экономическая и политическая
стабильность, свобода средств массовой
информации, устойчивое гражданское общество
и т.д.
Только
при наличии данного набора факторов
увеличиваются шансы на использование
лоббизма в общественных интересах, он
начинает «работать» в общесоциальных
(общечеловеческих) режимах.
В условиях же экономического,
политического и духовного кризиса,
переходных периодов, непредсказуемости,
когда каждый слой, класс, группа стремятся
«урвать» именно сейчас, лоббизм выходит
из цивилизованных границ и приобретает
больше минусов, чем плюсов.
III.2 Особенности лоббизма в российском
обществе.
Глубокие изменения в российском
обществе привели к бурному
формированию новых организованных,
в том числе корпоративных,
интересов к нарастающей практике
лоббизма, в первую очередь со
стороны предпринимательских структур
и различных общественных объединений.
Следует отметить, что это явление
было характерно и для советского
общества, правда, существовало в
специфической форме. При слабых
демократических традициях и
нормах этот важный социальный
институт был деформирован, проявлялся
в формах, присущих авторитарному
обществу. Жёсткость и однолинейность
командно-административных структур
практически безграничное всевластие
партийно-государственного аппарата
и его чиновников подменили
лоббизм ведомственностью, коррупцией,
«телефонным правом»10.
В июле-августе 2008 года Комитет
по связям с органами государственной
власти (IABC/Russia) и Независимый Институт
Изучения Новой Экономики (НИИНЭ) в сотрудничестве
с консалтинговой группой «PROтект» реализовали
экспертное исследование на тему «Лоббизм
и GR в современной России».
В рамках проекта был проведен экспертный
опрос среди ведущих специалистов в области
связей с органами государственной власти
крупнейших российских компаний и отраслевых
объединений в нефтегазовой, табачной,
транспортно-логистической, инвестиционно-банковской,
девелоперской, страховой, фармацевтической,
телекоммуникационной, авиационной и
компьютерной отраслях.
Цель исследования заключалась
в выявлении ключевых тенденций, проблем
и перспектив развития лоббистской деятельности
в России. Основные вопросы исследования
касаются дефиниций лоббизма и GR, восприятия
этих явлений различными социальными
группами в России и за рубежом, анализа
наиболее применяемых технологий, показательных
примеров лоббистских кампаний и других
важных факторов. Отдельное внимание уделяется
актуальной в настоящий момент теме законодательного
регулирования лоббистской деятельности.
Основные выводы по итогам первого
этапа исследования (в бизнес-аудитории).
Лоббизм в России и за
рубежом. Большинство экспертов отмечали, что
понимание лоббизма на Западе и в России,
скорее, различно. Основания для различий
следующие:
- На Западе лоббизм действует в строгих законодательных рамках, тогда как в России лоббизм действует в условиях законодательного вакуума. По мнению экспертов, законодательные рамки, в которых действуют западные лоббисты, делает лоббизм более изощренным и технологичным.
- На Западе и в России лоббизмом занимаются разные подразделения. С одной стороны, эксперты отмечали, что на Западе лоббизмом занимаются специальные подразделения или профессионалы, тогда как в России лоббистами являются первые лица компании, сами чиновники, депутаты Государственной Думы. Другие высказывали мнение, что на Западе лоббизмом занимаются, наоборот, непосредственно первые лица компании, имеющие определенный вес.
- В России лоббизм носит персонифицированный характер.
- На Западе лоббизм носит цивилизованный характер, тогда как в России все зачастую сводится к коррупции, взяткам и откатам.
- В России отсутствует рынок лоббизма и GR, отсутствует прозрачное ценообразование, нет здоровой конкуренции и общепринятой оценки эффективности деятельности.
- Лоббизм на Западе и в России воспринимается по-разному: если в России лоббизм чаще всего связывается с коррумпированной деятельностью власти, то на Западе воспринимается как вполне законная деятельность.