Методика организации и проведения учебных занятий по теории государства и права и конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая по тимоп.docx

— 106.09 Кб (Скачать файл)

 «Уральский государственный педагогический университет»

Факультет юриспруденции

 

 

 

Курсовая  работа на тему:

Методика организации и проведения учебных занятий по теории государства  и права и конституционному праву

 

                                                 Исполнитель:  

                                                                         Мантурова Екатерина     

                                                                                      Студентка 3 курса гр. 31 – АЛ

                                                                    заочного отделения

                                           Дата 


                                                 Подпись


 

                                                                                      Преподаватель: Шереметьева О.Ю.

 

                                            Оценка


                                        Дата 


                                              Подпись 


 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Введение

 

«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», — заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение  на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно  ориентирующейся в современном  мире, невозможно без изучения комплекса  правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии  в мире, которая, однако, не всегда соответствует  прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности  в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение  и воспитание относятся к древнейшему  виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

 

 

МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ ТЕМ

 

Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву


 

Изучение  теоретических аспектов права и  вопросов конституционного права предусмотрено  государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний.

Изучение  теоретического материала на уроках права имеет некоторые особенности. Несмотря на то, что многие специалисты  считают, что в учебный курс по праву необходимо как можно больше включать практического материала, изучение теории права необходимо.

Можно сформулировать некоторые правила изучения теории права в школе:

1. Знакомство  с абстрактными, обобщенными дефинициями  должно сопровождаться конкретными  примерами с опорой на социальный  опыт ученика.

2. Не  стоит заучивать сложные юридические  конструкции, необходимо добиться  их понимания.

3. Следует  использовать возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сопоставлять различные нормы права, правовые системы страны и проч. В области методики обучения праву используется прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам, используя прием сравнения, выстраивать различные таблицы, схемы и проч. Предположим, школьники при изучении темы «Правоотношения» сравнивают различные их виды и выясняют их общие и отличительные черты.

В процессе изучения теории права используется проблемное изложение. Однако оно вполне преемлимо и при рассмотрении норм отраслевого законодательства. Как реализовать это на уроке права?

Учитель может поставить перед учениками  определенный вопрос, на который они  пока не смогут дать ответ. Возникает  необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмышлять. Так побуждается  познавательная активность ребенка, который  ищет путь разрешения противоречия. Школьникам можно представить противоположные  взгляды на определенную ситуацию и  попросить их предложить свой вариант  решения. Проблема должна быть интересна  школьникам, ее решение посильно и  не слишком трудно для данного  контингента учеников. В противном  случае возникнет отторжение школьников от изучаемой проблемы.

Когда не рекомендуется применять проблемный метод обучения праву?

1. Если  тема урока очень сложная.

2. Если  у школьников слишком слабая  подготовка и знаний не достаточно  для решения проблемы.

3. Если  на уроке мало времени, возникает  потребность изучить большой  блок правовой информации.

4. Если  не достигнуто взаимопонимание  учителя и учеников, в классе  наблюдается слабая дисциплина, школьники не выполняют требований  педагога.

При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание на формирование умений и навыков школьников. В методической литературе нет однозначного подхода к определению этих понятий. Вот одна из существующих точек зрения. Если школьник научился осуществлять определенный прием учебной деятельности (например работать с нормативноправовым актом), то можно говорить о том, что у него сформированы умения. Но умение, которое доведено до автоматизма, свидетельствует о навыке ученика.

Напомним, что в науке выделяют общие учебные умения:

— речевые. В процессе обучения теории права необходимо обратить внимание на формирование таких умений школьников: отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержание проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового вмешательства, критически анализировать выступление других обучаемых. Речевые умения могут быть устными и письменными. Последние тоже важны для обучающихся праву. На учебных занятиях они составляют необходимые документы (заявления, иски, жалобы и проч.);

— организационные. Школьник должен уметь правильно распределить свой день, выполняя самостоятельные домашние задания, планировать ту или иную форму деятельности и проч.;

— информационные. Ученик в процессе обучения праву приобретает умения работать с учебником, правовыми текстами, хрестоматией, юридическими документами, справочниками;

— интеллектуальные. К ним относят умения решать задачи, воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществлять самоконтроль.

Методика  формирования умений при обучении праву может основываться на уже хорошо известной в обучении методике, суть которой прописывается в 4 этапах:

1. Формирование  ориентировочной основы умения. Учитель раскрывает суть мыслительной  операции, составляет памятку выполнения  этой операции.

2. Ученики  приступают к самостоятельному  выполнению задания и применяют  впервые показанную им операцию.

3. Выполняются  тренировочные задания, чтобы  прочно закрепить и углубить  знания, навыки обучаемых.

4. Применяют  умение по типу все более  отдаленного переноса.

Поясним это на основе формирования умений давать юридическую консультацию конфликтующим  сторонам правовой ситуации и решать правовую задачу.

Во-первых, обучаемым следует показать последовательность действий, составляющих конкретный прием, необходимый для решения задачи. При решении правовой задачи по теории права и конституционному праву можно воспользоваться следующей памяткой:

1. Внимательно  прочти условие задачи полностью.

2. Определи область права, которая регулирует предложенную ситуацию.

3. Выдели  возникшее правоотношение, его составляющие  элементы.

4. Определи  правовые нормы, которые устанавливают  правомерные модели поведения  субъектов права.

5. При  необходимости найти правовые  нормы в нормативно-правовых актах  прочитай соответствующий раздел  учебника по теме.

Определи, кто из участников правового отношения нарушил норму права, что необходимо сделать, чтобы защитить права, и т. д.


7. Сделай  вывод.

Во-вторых, учитель права предлагает школьникам решить другую задачу по образцу, при  этом он руководит этой работой.

В-третьих, запомнив прием, школьники начинают его применять самостоятельно при  решении других задач. Многократно  повторяя одни и те же этапы своей  деятельности, школьники усваивают  их и начинают использовать в нестандартных  ситуациях, при изучении нового материала.

Однако, если школьник просто усвоил способ действия, прием, этого мало для формирования умений. Необходимо, чтобы ученик был инициативным, находил новые варианты решения задач, осуществлял перенос умения.

Рассмотрим  примеры модельных уроков по темам  теоретического характера и вопросам изучения конституционного права. При  этом обратим внимание начинающего  учителя на следующее. При подготовке к уроку необходимо определить цель, соотнести ее с прогнозируемым результатом (это лучше прописать в разделе  «Что должен знать, уметь школьник после  изучения темы»). Обязательно составляем план урока, выделяем основные понятия, которые необходимо усвоить.

Учителю необходимо разнообразить урок различными формами деятельности. Например, в  ниже приведенном уроке используется прием «путешествия во времени». Педагог  должен показать школьникам существование  разнообразных подходов к пониманию  права, а чтобы суметь их понять и  проанализировать, ученики знакомятся с первоисточником (извлечениями из высказываний юристов, общественных деятелей и проч.). Школьники работают по группам, получив одинаковую установку: проанализировать текст, ответить на вопросы, разъяснить, как понимали право в определенную эпоху, сформулировать свое отношение  к понятию. Итак, от воспроизведения  информации школьники переходят  к ее творческому осмыслению.

При решении  задач, анализе жизненных ситуаций ученики высказывают свою позицию  и аргументируют ее.

Вот модель конкретного урока по теории права  для старшеклассников.

УРОК «ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВОМ» Тема: Право

ЦЕЛЬ:

Разъяснить  учащимся сущность понятия «право», показать его важность в жизни  общества, сформировать умения анализировать  социальные нормы и определять необходимость  их соблюдения.

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

знать, что  представляют собой социальные нормы  и каково их видовое разнообразие;

 разъяснять  сущность права, а также различные  его значения; уметь правильно  употреблять понятие «право»  в вариативных контекстах;

разъяснять  сущность таких понятий, как «правосознание»  и «правовая культура» личности;

 уметь  пояснить систему права, раскрывая  сущность основных отраслей российского  права;

 уметь  определить, нормами каких отраслей  права регулируется определенная  жизненная ситуация и куда  следует обратиться, чтобы узнать  модель верного поведения участников  правоотношений;

— давать определения следующим понятиям: право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность.

ПЛАН  УРОКА:

1. Что  регулирует поведение людей в  обществе?

2. Знакомимся  с правом. Право и правовая  норма.

3. Система  права.

1. После  того, как учитель записал тему  и план урока на доске, внимание  ребят обращается на листы  ватмана, которые следует прикрепить  к стене. На них написано:

— «Право существует для пользы человечества».

(Hominum causa ius constitum est.)

— «Право есть искусство добра и справедливости».

(Ins est ars boni et bequi.)

На доске  можно вывесить ромашку, на лепестках  которой записаны основные виды социальных норм. Один лепесток следует выделить по цвету (на нем записаны правовые нормы).

 

 

 

Ребятам предлагается по группам придумать  любые жизненные ситуации, которые  бы регулировались конкретными социальными  нормами (обычаем — в автобусе молодой человек уступил место  пожилой даме, соблюдая древний обычай почитания старших; религиозными нормами  — при входе в православный храм женщина надела косынку на голову; правовыми — при покупке хлеба  в магазине Вася заплатил деньги, . а продавец отдал ему хлеб и т. д.).

Информация о работе Методика организации и проведения учебных занятий по теории государства и права и конституционному праву