Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа
Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.
— Как граждане могут внести законопроект? — Даже
1 000 000 граждан не имеют право законодательной инициативы (могут лишь написать предложение о законопроекте своему депутату и в другие государственные органы ст. 33 Конституции РФ).
5-25 мин. Деловая игра «Законодательный процесс».
Предположите,
что одно из обращений-писем граждан
было принято депутатом
Куда должен быть внесен законопроект? (п. 2 ст. 104 в Государственную Думу.)
Здесь можно попросить ребят прочитать ст. 105-107 Конституции РФ.
Вопрос.
— Как проходит принятие Закона?
Объединить ребят в три группы:
— Государственная Дума выбирает Председателя.
— Совет Федерации выбирает Председателя и
— Президент назначает Председателя Правительства.
Обратить внимание, что закон предусматривает дополнительные расходы из государственного бюджета на оплату солдат-контрактников, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 104 должно быть заключение Правительства. Предложить Правительству пока согласиться и дать положительное заключение на законопроект.
Можно оформить это на листе ватмана, где будет значиться: Федеральный Закон «О воинской службе по контракту».
Предложить Думе провести голосование. Председатель — ведущий. Пусть Председатель проведет заседание, результат которого записать в графе «Государственная Дума»: ПРИНЯТ.
После того как федеральный закон принят, снова путем вопросов-ответов выяснить его дальнейший путь — важно ли его одобрение Советом Федерации (вопрос к «членам» Совета Федерации (п. 4 ст. 105 и ст. 106). Если возникают проблемы — можно обращаться за толкованием к Конституционному Суду, одного из членов которого может играть юрист, студент-юрист или учитель.
Спросить членов Совета Федерации, какое они принимают решение (отклонить, не рассматривать, одобрить), проголосовать.
— Что нужно делать после этого? (В зависимости от принятого решения, учитель должен изучить внимательно статьи 105, 107 Конституции РФ, чтобы свободно ориентироваться.)
Подвести все к тому, чтобы закон был принят, чтобы дети направили его Президенту, спросить команду Президента, какие будут действия (можно заранее предложить ребятам установку, что закон Президенту не нравится), разыграть вето и повторное голосование и новое направление президенту. В тетради — продолжить дополнение схемы: нарисовать стрелочку от Президента (или подписать старую стрелочку еще надписью «вето») и к Президенту «закон на подпись». Можно в связи с этим спросить: какие еще полномочия имеет Президент по отношению к Государственной Думе? (Роспуск.) Совет Федерации по отношению к Президенту? (Импичмент— отрешение от власти.) Спросить, почему такие полномочия даны? (Взаимоконтроль властей, иначе монополизация власти одной ветвью приведет к диктатуре.) (Напомнить о воззрениях Монтескье, теории разделения властей; о взглядах отцов-основателей американской Конституции — теории сдержек и противовесов.) Можно записать в тетрадь после таблицы этот вывод.
Далее снова продолжить игру и спросить у детей, что нужно делать, чтобы закон вступил в силу. (Обнародование). Для этого приготовить один номер «Российской Газеты» и Собрания Законодательства РФ (либо приготовить несколько каждому на парту) — показать (пусть ребята сами откроют, найдут), как публикуются законы, в каком виде, как они вступают в силу. Напомнить, как школьники сами записывали текст своей конституции в «официальной» тетради. Так и
«Российская Газета» и Собрание Законодательства РФ (СЗ РФ) являются «официальными тетрадками», только на эти издания может ссылаться юрист, когда цитирует текст закона.
Спросить, кто знает, когда закон вступает в силу? (Закон считается вступившим в силу с той даты, которая указана в самом законе, а если дата не указана, то по истечении 10 дней с момента официальной публикации.)
Заключение — 5 мин.
Разъяснить домашнее задание. Следующий урок имеет особенность: он строится на местном материале, поэтому заранее, уже при подготовке к этому уроку, нужно найти материалы для раздачи детям. (Например, местный закон о системе органов власти субъекта федерации, чтобы помочь школьникам сделать домашнее задание, а также показать, что государственные органы обязательно строятся в соответствии с законом.)
Заключение
Таким образом,
мы рассмотрели отдельные
Список литературы