Методика организации и проведения учебных занятий по теории государства и права и конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Файлы: 1 файл

курсовая по тимоп.docx

— 106.09 Кб (Скачать файл)

6) Судья  вынес постановление о слушании  дела при закрытых дверях в  связи с необходимостью неразглашения  государственной тайны. (Процессуальное право. Речь идет о разрешении уголовного или гражданского дела.)

7) Брачный  возраст в России устанавливается  в 18 лет, и Олег с Таней,  достигнув этого возраста, подали  заявление в ЗАГС. (Семейное право. Речь идет о порядке заключения брака.)

Обобщая итоги выполнения такого задания, учитель  должен пояснить, что все нормы  отраслей права содержатся в источниках права. Так называют форму права (то, во что облекается право).

Правовые  нормы, заключенные в них, стоящие  на более высокой ступеньке, обладают большей юридической силой в  сравнении с нижестоящими. В цивилизованном правовом государстве не может быть противоречий между разными нормативными актами, которые конкретизируют и развивают положения Основного закона страны.

Ребятам предлагается подумать, как можно  преодолеть юридические коллизии (противоречия) и чем следует руководствоваться, если:

— положения  Указа Президента страны противоречат Конституции РФ? (Следует руководствоваться  Конституцией, она обладает высшей юридической силой.)

— правила, установленные указом мэра города, противоречат недавно изданному  Постановлению Правительства России? (Следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ.)

ПРЕЦЕДЕНТ — это решение суда или должностного лица по конкретному делу, которое  носит нормативный характер.

Во многих случаях источником права считают  договор. Это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права. Все договоры по функционально-содержательной природе разделяются на индивидуальные и нормативные (как, например, договор между Россией и Францией о торговом сотрудничестве). Нормативный договор всегда рассматривается как источник права. Он устанавливает правовые нормы, обязательные для многочисленного круга лиц. Основные признаки нормативного договора заключаются в следующем:

— он дополняется, конкретизирует законодательство;

— хотя бы одной стороной договора является орган государственной власти;

— он регулирует поведение не только участников договора, но и других субъектов;

— рассчитан на длительность действия;

— должен быть официально опубликован, не может  содержать коммерческую тайну;

— нельзя отказаться от исполнения договора в  одностороннем порядке. Здесь не применимы правила форс-мажорного  характера.

В конце  урока следует подвести итоги:

«На протяжении многих веков люди пытались дать определение  праву. Сложились многочисленные концепции  правопонимания. Современная юриспруденция в РФ дает такое определение праву. Право — это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность. Право и закон — это разные понятия. Увы, в истории они нередко противоречили друг другу (государство устанавливало неправовые законы).

Право имеет  структуру. Его первичной клеточкой  выступает норма права, которая, объединяясь с другими, образует институты, отрасли права. Таким  образом, право носит системный  характер.»

Ребята  составляют терминологическую модель всех изученных на уроке понятий. Она может выглядеть так:

 

 

Другой  вариант разъяснения данной проблемы может быть представлен иначе.

УРОК. ЗНАКОМИМСЯ С ПРАВОМ

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ РЕБЯТА ДОЛЖНЫ:

– иметь  общие представления о том, что  такое «право» и зачем оно  нам нужно;

– знать, какую роль играет право в системе  социального регулирования общественных отношений, а также, какие социальные нормы регулируют наше поведение;

— уметь  отличать правовую норму от других социальных норм;

— давать определения понятиям «социальная  норма», «мораль»,

«обычай», «ответственность», «право», «норма права».

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ:

1. Поведение  людей. Чем оно регулируется.

2. Что  рассказывает юриспруденция о  праве?

3. Право  в системе различных социальных  норм.

Начиная занятие, учителю непременно следует  пояснить, что человеческое общество живет согласно определенным правилам. Что это за правила? Обычно ребята сами догадываются, что обществу необходим  порядок и организованность. Без  таких правил наступит хаос и конфликты, которые уничтожат самих же людей. Пусть ребята пофантазируют, представив ситуацию следующего характера: Иван взял в долг деньги у Игоря, но отдавать и не собирается. Ведь нет же никаких  правил, устанавливающих, как должны себя вести Иван и Игорь в подобных случаях. Кто как считает нужным, тот так и ведет себя! Удобна ли такая свобода людям?

Человеческое  общество живет согласно особым правилам, которые создаются самими же людьми (или, по мнению некоторых, предписаниями  свыше (Богом): религиозные нормы  или правовые нормы в странах  Востока). Общаясь с природой, человек  приспосабливает ее к своим потребностям. Правила наиболее рационального  обращения с природой, орудиями труда  называются техническими нормами (правила  поведения на стройке и т. п.). Правила, которые регулируют поведение людей  в обществе, называются социальными  нормами.

Пусть ребята сами приведут примеры конкретных социальных норм, с которыми им приходилось  сталкиваться в последние два  дня.

В чем  общие черты социальных норм? Чем  социальные нормы отличаются друг от друга?

Примерные ответы:

Использовав прием моделирования содержания (того материала, в котором сами ребята разобрались), целесообразно на доске начертить следующую схему:

 

 

Конкретизируя реальными примерами из жизни сущность социальных норм, необходимо обратить внимание на то, что является критерием оценки поведения человека согласно той или иной норме вость; заповеди; прибыль и т. д.).


Какие могут  быть последствия нарушения этих норм? Почему нарушение одних правил влечет за собой мягкое наказание (ухмылка), а других — жесткое (лишение свободы)? Что значит разная система ценностей?

Ребятам предлагается разделиться для выполнения следующего задания на три группы, пояснив ситуацию с позиций:

— религиозных  воззрений;

— правовых норм;

— моральных  правил.

Данная  информация представляется в виде аудио или видеозаписи:

«Екатерина  дружила с парнем. Вскоре она узнала, что он встречается с другой девушкой, а в компании друзей рассказывает все секреты и тайны, которые  Екатерина доверила любимому. Одному из парней он обещал показать прилюдно, как Екатерина «гоняется» за ним, поспорив на деньги, что она выполнит любую его просьбу. В адрес Кати появилось много ухмылок, насмешек. Однако молодой человек не предполагал, что девушке обо всем станет известно. Оказавшись вне себя от ярости, девушка решила пойти на встречу с единственной целью: отомстить. Взяв с собой снотворное, она сумела незаметно подсыпать его в чай. От большой дозы лекарства парень скончался».

Оценивая  произошедший случай, ребята отвечают на дополнительные вопросы учителя  типа: «Можно ли заставить прощать  обиды?»; «В чем заключаются отличительные  признаки правовой нормы?» (Общеобязательность, государственное принуждение.)

Переходя  к заключению о признаках правовой нормы, учитель задает вопрос ребятам: «Где мы можем прочитать такие  правила поведения? Что это за документы?»

Рассматривая  второй вопрос урока о различных  аспектах правопонимания, целесообразно пояснить, что слово «право» возникло давно. На протяжении многих веков люди спорили о его происхождении и сущности. Ребятам предлагается отправиться в путешествие. Условия путешествия таковы: в одну и ту же эпоху нельзя «путешествовать» всем классом одновременно, а поэтому придется разбиваться на команды, выбирать себе командира и, получив пакет заданий у учителя, отправляться в путь. Время для путешествия у всех одинаково — 6 минут. Через 6 минут все команды возвращаются обратно и докладывают результаты своего научного исследования. Учитель на доске записывает краткое заключение — ответ группы, путешествующей во времени.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1. Вы в Древней Вавилонии. Вавилонская письменность содержит более 300 знаков, имеющих множество значений. Перед вами надписи на глиняных табличках, камне и металле. Кто не владеет этим древним языком, вряд ли что сможет понять и прочитать. Придется использовать ключ к прочтению клинописных текстов, который удалось разгадать в 1802 г. немецкому учителю Георгу Фридриху Гротефенду. Что же мы узнали? Оказывается, вавилоняне поклонялись многим богам. Внутри мира богов существовала иерархия и каждый бог занимал определенное положение, считаясь особенно сильным лишь в своей области. «Осветителем земли, небесным судией, озаряющим тьму сверху и снизу», был Бог Шамаш. Ночью он проезжал на колеснице по подземному миру, чтобы свет и пищу получали мертвые. Он судил все дела людей по справедливости и устанавливал порядок. В XVIII в. до н. э. царь Хаммурапи на базальтовом столбе (его нашли при раскопках в Иране в 1902 г.) записал основные правовые нормы, которым должны подчиняться люди. Эти законы следует исполнять всем, ибо они дарованы Богом, как и сама государственная власть.

Объясните, как понимали право древние? Почему? На что опиралось данное понимание  права? Сохранились ли подобные взгляды  в современном мире? В чем положительные  стороны такого правопонимания?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2. Вы в Древней Греции, где в юридическом языке не употребляется слово «право». Правопорядок называется законом. Оказавшись в Афинах на одном из заседаний народного собрания, вы вдруг узнаете, что его постановления носят характер законов, которым все должны подчиняться. Философы и ораторы говорили, что в обществе существуют принципы-нормы, которые выражают разум, мудрость, справедливость природы. Они существуют и действуют независимо от государства и не уста наливаются им. От рождения людям дарована свобода на жизнь и отнять ее нельзя.

Что такое  право согласно представлениям греков? От чего зависит право? В чем положительные стороны такого правопонимания ?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3. Вы оказались в Австрии начала XX столетия на лекции профессора Венского университета Ханса Кельзена (1881-1973). Объясняя студентам юридические конструкции, профессор ясно говорит: «Государство устанавливает правила. Их нужно беспрекословно выполнять, иначе порядка не будет. Эти правила изложены в нормативных актах. Мы живем в мире норм, рожденных государственной властью. Но норм много, и они все не равны между собой. Их систему можно представить в виде пирамиды. Каждая высшая норма более сильна в сравнении с низшей. Государство страж всех норм и принудительно заставляет всех их соблюдать».

В 30-е  годы в Европе назревала война, в  марте 1928 г. Германия осуществила аншлюс Австрии... Людям страшно хотелось порядка и стабильности. В такие  критические времена роль государства  резко возросла. Оно стало рассматриваться  как консолидирующий центр, который  может разрешить все проблемы. Его законы и установления как  сильного монстра нужны для подчиненных.

Что понимают под правом представители нормативистской теории ? От чего зависит право ? В чем положительные стороны такого понимания права?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4. Вы во Франции XIX в. Наполеон Бонапарт ведет беседу со своими министрами. Он говорит: «Порядок нужен во всем и должен быть везде. Мы завоевываем территории и устанавливаем свой порядок. Ему должны следовать местные жители. Запомните: армия баранов, предводительствуемая львом, лучше, чем армия львов, предводительствуемая бараном». Разгорелся скандал, и министр юстиции был побит кулаками...»

Сформулируйте понимание права, основываясь на услышанном. Согласны ли вы с такими взглядами ? В чем их слабые стороны ?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 5. Вы в России 1917 г. Страна оказалась в сложном экономическом и политическом кризисе. Осенью к власти пришли большевики. Их лидер В.И. Ленин призывает к слому старых буржуазных порядков и установлению новых правил закреплению в законах пролетарской воли. Рабочий-коммунист выступает на митинге: «Буржуазия была господствующей и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришел рабочий и крестьянин. Значит, его воле должны все подчиняться. Вот вам и правила новой жизни, которые будут охраняться Советской властью. Мы не будем делать никаких поблажек бывшим богатеям, жандармам или священникам. Наша воля закон».

Как понималось право коммунистами ? Какие достоинства и слабые стороны такого правопонимания можно выделить ?

Показав, что в разные эпохи, у разных народов, государственных и общественных деятелей, ученых не было единого понимания  права, учитель должен подвести обучаемых  к одному из господствующих определений  права в современной юриспруденции: право — это совокупность норм, правил поведения, которые вырабатываются в человеческом обществе и закрепляются силой государства, становясь общеобязательными для выполнения всеми.

Рассматривая  третий вопрос урока, необходимо попросить  ребят пояснить, как взаимосвязаны между собой право и обычай. В Древней Руси были такие правила: во время судебного разбирательства дела устраивались так называемые ордалии. Ответчик (тот, в отношении кого затевалось судебное рассмотрение) должен был сам доказать свою невиновность. Иногда его связывали веревками и погружали в воду. Считалось, что вода способна поглотить только чистого, т. е. невиновного ни в чем человека. Значит, если человек тонул, то считался невиновным.

Проходя через огонь, он не должен был обжечься и т. п. А иногда устраивались кулачные бои, и стороны «мерились» своими силами...

Право связано  с корпоративными нормами, т. е. такими правилами, которые вырабатывают отдельные  организации для своих членов. Пусть ребята подумают, каковы будут  последствия того, что Вася не отдаст взнос и не придет на заседание  клуба

Информация о работе Методика организации и проведения учебных занятий по теории государства и права и конституционному праву