Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа
Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.
Ученик, выступающий от имени группы, рассказывает ситуацию и поясняет суть общественных правил, которые ее регулируют. (Религиозные нормы — правила поведения верующих людей, связанные с божественными началами; моральные нормы — правила, основанные на представлениях о добре и зле, плохом и хорошем; и т. д.)
Эксперт (наиболее подготовленный ученик, с аналитическим складом ума) выслушивает выступления групп и заполняет таблицу на доске.
В конце изучения первого вопроса делаем вывод: человек, в отличие от животных, научился регулировать свое поведение. Он создал специальные общественные нормы-регуляторы, которые позволили установить в обществе стабильные отношения. Еще в древности люди поняли, что борьба уничтожит их, а потому надо было продумать правила, определяющие взаимоотношения между людьми.
При рассмотрении первого вопроса ребятам могут быть предложены ситуации для анализа. Пусть ученики подумают над следующими вопросами:
— Как бы они поступили в этой ситуации?
— Каковы
последствия нарушений
— Чем они различаются?
Задание 1.
Игорь воспитывался в очень бедной семье. Тяга к роскошной жизни, дорогим машинам, шикарным домам появилась лет в 13, когда мальчик впервые познакомился в неким Володей богатым и удачливым, как казалось Игорю, бизнесменом. Тогда Игорь и не думал, каким образом компания Володи получает деньги. Через несколько лет дружки Володи стали доверять Игорю некоторые секреты своей подпольной деятельности: банда занималась рэкетом, убийствами. Их невозможно было остановить ничем. Сходив пару раз «на дело», Игорь понял, что власть денег преображает его, но лишает жизни людей.
Дорога из криминального мира обратно была закрыта. Игорь знал, что в случае его отхода «отдел» его убьют друзья Володи, а со стороны общества — он преступник, его осудят, быть может, это еще хуже!
Он решается
на отчаянный шаг сам
Задание 2.
Олег
с Татьяной дружили не так давно.
Они познакомились в живописном
парке и в этом вечер решили
вновь погулять там, прокатившись на
лодке. Был будний день, стояла пасмурная
погода, а потому в парке было
безлюдно. Совершенно неожиданно лодка
перевернулась, и ребята оказались
в воде. Олег плохо плавал, и ему
было страшно в этом признаться Татьяне.
Девушка звала на помощь. Сумев
с большим трудом добраться до
берега, Олег крикнул, что он спасет
Татьяну, и действительно побежал
за помощью. Но вокруг никого не было. Добежав
до выхода из парка, Олег понял, что
его могут заподозрить в
Вечером ему позвонила мать девушки, которая еще не знала, где Таня. Олег пояснил, что он уезжал, приехал недавно, а потому сам не знает, где может находиться его подруга. Труп девушки обнаружили через три дня. Если бы Олег оказал ей помощь, она была бы жива.
Задание 3.
Вероника была очень богата. Но врачи обнаружили у нее страшную болезнь. Почувствовав, что долго не проживает, девушка написала завещание своей подруге, которая за ней ухаживала. У Вероники не было никого из родственников. Но девушка не удостоверила документ у нотариуса, а потому он не обладал юридической силой. После ее смерти документ обнаружили. И нотариус, дабы помочь подруге умершей, удостоверил документ задним числом. Получив наследство, подруга на радостях рассказала обо всем знакомой. Та от зависти решила проучить девушку. Она обратилась в милицию и суд с требованием наказать «аферистов».
2. Рассматривая конкретные жизненные ситуации, ребята понимают, что большинство из них регулируются правом. На доске вывешивается схема:
Обратим внимание на правовые нормы и отношения, которые они регулируют. Пусть ученики приведут в пример различные жизненные ситуации, которые бы регулировались правом. Чем отличаются правовые нормы от всех других? Эти признаки ребята выделяют сами (при необходимости можно задать дополнительные вопросы):
Для закрепления понятия ученикам предлагается подумать над такими вопросами:
1) Как возникают правовые отношения? (Ребята указывают, что этому способствуют конкретные жизненные обстоятельства. (Захотел купить утюг — купил; в результате молнии сгорел дом, и страховая компания возмещает убытки.) Учитель поясняет, что эти обстоятельства именуют юридическими фактами. Они порождают, изменяют или прекращают правовые отношения. В одних случаях связаны с волей человека (действия), а в других нет (события). Пусть ученики придумают ситуации в жанре любовного детектива и фантастики, где встречались бы юридические факты.)
2) Можно ли считать правом:
— требование сотрудника ГИБДД к водителю машины заплатить штраф за превышение скорости на дороге? (Да.)
— требование соседа не развешивать мокрое белье на улице? (Нет.)
— требование учителя отвечать только на «отлично»? (Нет.)
В связи с тем, что понятие «право» многозначно и до сих пор нет единого его понимания, учителю необходимо пояснить, в каком смысле будет употребляться это слово.
Ребятам предлагаются задания:
1) Спрогнозируйте
жизнь в обществе, в котором
право не вмешивается в
2) Спрогнозируйте жизнь общества, где право регулирует каждый шаг, поступок человека. Составьте рассказ от имени главного героя.
3) Как
договориться людям о правилах
поведения, если один из них
жадный и не уступает ни
в чем другому, а другой
Как может помочь право? Смоделируйте конкретные ситуации с участием этих людей.
Итак, ученики самостоятельно выясняют, что право упорядочивает нашу жизнь, является стабилизирующим фактором в обществе. Оно предотвращает произвол, но в то же время оказывает помощь.
Задание для группы 1.
Извлечение из Дигестов, или Пандектов, Юстиниана (так называли юридические общие и нормативные работы).
По инициативе Юстиниана были собраны и переработаны юридические правила в виде выдержек из сочинений римского права:
«Ульпиан: Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошлослово«право» (jus). Право получило свое название от правосудия (institia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.
1)По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.
2) Изучение
права распадается на 2 части:
публичное и частное.
3) Естественное
право это то, которому природа
научила все живое: ибо это
право присуще не только
Павел: «Право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым. В другом смысле «право» — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве...»
Вопросы:
1. Сформулируйте
понимание права с точки
2. Чем занимались юристы в прошлом?
3. Выскажите свое отношение к такому пониманию права. С чем вы согласны? С чем нет? Ответ аргументируйте.
Задание для группы 2.
Извлечение из Пандектов Юстиниана:
«Марциан: Закон есть то, чему все люди должны повиноваться. Всякий закон есть мысль и дар Бога, решение мудрых людей, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней.
Ульпиан: Право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом.
Папиниан: Закон есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства...»
Вопросы:
1. Поясните сущность права на основании представлений римских юристов.
2. Сопоставьте
эти взгляды с вашим
Задание для группы 3.
Извлечение из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.):
«198. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.
199. Если
он повредит глаз раба-
200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.
201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра».
Вопросы:
1. Можно
ли говорить о том, что в
основе законов были
2. Как
в законах отразилось
О чем это свидетельствовало?
Ребятам необходимо показать, что понятия «закон» и «право» не являются синонимами. Большинство юристов считают, что право — это некое содержание правил, которое формируется в обществе, им придается юридическая сила от имени государства, выступающего гарантом их соблюдения. Закон является лишь внешним выражением права, его оболочкой, формой, в которую и заключается содержание.
Однако есть и другая точка зрения: вне закона права нет. Закон устанавливается государством, а его содержание также определяется государственной властью. В этой связи право и закон по своему смыслу совпадают.
Особые дискуссии до сих пор вызывает вопрос о происхождении права.
3. В процессе
изучения темы ребятам
Учитель задает вопрос: «Почему право называют системой?» (Система — от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность.) Пусть ребята сами догадаются об этом, сравнивая право с любыми другими нормами в обществе. Но доске вывешивается схема: норма права институт права подотрасль права отрасль права право
НОРМА ПРАВА — первичная клеточка права. Объединяясь с другими, она образует институт, подотрасль и отрасль права.
Учеников
следует познакомить с
Внимательно прочитав сущность и разъяснение основных
отраслей права, представленных в учебнике, ученики должны указать, нормами каких отраслей права регулируются следующие ситуации, доказав свой ответ конкретными пояснениями:
1) Предприниматель
Федя торговал с рук в
2) Вадим
угонял автомобили. В некоторых
случаях воровал отдельные
3) В стране
началась предвыборная
4) Вася
купил в магазине «Норд»
5) Директор фирмы вынес благодарность и издал приказ о премировании работника Иванова. (Трудовое право. Правовые отношения возникли между работником и работодателем.)