Методология реализации политики в современных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:57, реферат

Описание работы

Целью исследования является усовершенствование методики реализации политики в современных организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Анализ экономической литературы по вопросам методологических подходов к реализации политики в современных организациях и другие наиболее важные экономические показатели работы.
2. Исследование зависимости политики организации от различных факторов для выбора из них наиболее эффективных.
3. Усовершенствование методики реализации политики в современных организациях.
4. Разработка бизнес-плана конкретных мероприятий по реализации политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Раздел: Краткий обзор работ по данной проблеме 7
1.1. Историческое развитие подхода «реализация политики» 7
1.2. Ключевые концепции реализации политики 8
1.3. Анализ политики в современных организациях 10
2 Раздел: Анализ украинского и зарубежного опыта по состоянию проблемы 13
2.1. Зарубежный опыт реализации политики 13
2.2 Основные проблемы развития отечественных организаций 15
2.3.Основные подходы к формированию новой организационной политики в Украине 17
3 Раздел: Прикладные разработки и предложения 22
3.1. Разработка параметров политики в современных организациях 22
3.2. Реализация политики в современных организациях 23
3.3. Внедрение политики в современных организациях 25
3.4. Контроль деятельности и ответственность руководства при реализации политики 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Реферат по админ. мен-ту.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Ничио Канри - установление целей в  области операционного, рутинного  менеджмента (система операционного  менеджмента), что позволяет трансформировать стратегические цели в задачи, которые  должны быть выполнены персоналом организации для выполнения ее миссии. Такая система обеспечивает создание операционной системы для определения командных и индивидуальных задач.  Система не предполагает реализацию случайных проектов по улучшению, но вместо этого, позволяет выявить такие проекты, результаты которых позволят в дальнейшем продвигаться в стратегическом направлении. Данная система дополнительно усиливает "Хошин" посредством ориентации операционного менеджмента на "Кайзен" - постоянное улучшение в долгосрочном направлении.  

Сочетание этих двух элементов в  виде комплексного, согласованного процесса управления, направленного на достижение общей цели является ключом к успешной реализации политики организации. В  подходе к реализации политики, стратегия  представлена как настойчивое осуществление видения организации - внедрение политики включает несколько циклов обучения, основанных на скоординированных проектах по улучшению, что обеспечивает повышение производительности системы операционного менеджмента организации в направлении желаемых результатов.

Реализация политики согласовывает  проекты по прорывному улучшению, что  позволяет поддерживать осуществление  деятельности в стратегическом направлении  и достичь устойчивой конкурентоспособности  наряду с обеспечением плана действий, направленного на достижение краткосрочной производительности. Подход позволяет тип организации, описанной Уильямом Мак-Найт, в прошлом, исполнительным директором 3M: "Организация, которая способна к самостоятельному развитию, основанному на энтузиазме и инициативе персонала". 

Другими словами, речь идет о типе организации, в которой управление творческими процессами осуществляется посредством комбинации общих проектов по улучшению, реализуемых при полном участии персонала, которая включает индивидуальные возможности для достижения стратегических улучшений, необходимых в масштабе всей организации.  Каким образом такой процесс управления переменами функционирует на передней линии взаимодействия организации с потребителем, тогда как стратегические проекты "хошин" рутинные производственные процессы организации?

 

1.3. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Анализ политики проводится двумя  методами: посредством самооценки руководства (как высшего, так и среднего уровня) с целью изучения своей деятельности на предмет возможных улучшений или повышения производительности /решения проблем), а также с помощью операционного исследования результатов деятельности организации, в процессе, которого, члены высшего руководства выявляют те области, где результаты не соответствуют ожиданиям в отношении производительности. Анализ политики включает два подпроцесса, позволяющих выполнить такие задачи. Это: анализ производительности и измерения ключевых показателей.

Процесс анализа в реализации политики направлен на подтверждение соответствия установленным планам (имеет ли место проблема в достижении цели или перевыполнение плана?). С целью улучшения систем планирования, осуществляется диагностика производительности процесса планирования политики.  "Принимаемые решения должны включать результаты обратной связи, а также постоянных проверок практических событий и ожидания заинтересованных сторон". В случае выявления несоответствия, необходимо определить главную причину его возникновения и принять соответствующие меры по ее устранению. Для улучшения процесса, повышения его устойчивости и последовательности, предпринимаются как корректирующие, так и реактивные действия в отношении системы менеджмента организации.

Анализ политики позволяет организации  обучаться в ходе исследования возникающих проблем и критических для успеха факторов. В результате, становится ясно, в какой степени необходимо "сдвинуть" направление деятельности для того, чтобы достичь желаемого конечного состояния или реализовать перспективное видение организации.  Анализ проектов позволяет оценить достижение в отношении следующих элементов планирования:

- Цели проекта по изменениям /переменам;

- Цели бизнес-планирования и корпоративные обязательства;

- Планы по улучшению деятельности;

- Экономические планы и проекции;

- Требования и ожидания потребителя;

- Анализ производительности конкурентов;

- Самооценка делового совершенства.

Руководство организации должно убедиться  в том, что персонал, непосредственно  взаимодействующий с потребителем, проявляет активное участие в процессе формулирования стратегии. В компании Nokia разработан процесс под названием "анализ текущего состояния для самооценки операций передней линии", результаты которого используются при разработке параметров стратегии. Также проводится "стратегический диалог" на тему стратегии с участием руководителей среднего звена по коммуникационным средствам интрасети организации. Другие организации используют в этих целях открытые линии связи посредством проведения форумов и внутренних опросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ РАЗДЕЛ

2.1.  ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ

 

В странах рыночной экономики главной  целью промышленной политики стала  крупномасштабная консолидация предприятий. Она завершилась созданием мощных метаструктур — финансово-промышленных групп (ФПГ), составляющих сегодня скелет промышленности.

Современные ФПГ — универсальные  по характеру деятельности и транснациональные  по масштабам объединения. Созданные  на основе акционирования, сочетания  финансовых и деловых связей, они  объединили промышленные фирмы, банки и другие финансовые институты, торговые и строительные компании, а также компании других отраслей хозяйства.

Достаточно распространенным в  странах Западной Европы стало создание государственных концернов путем  объединения разных национализированных компаний одной отрасли или ряда отраслей, что позволяло обеспечить государственный контроль в промышленном секторе экономики. Организационной структурой управления государственным имуществом акционерных компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, стали государственные холдинговые компании. Именно они дали возможность правительствам последовательно реализовывать свою экономическую и промышленную политику.

Характерной чертой государственной  промышленной политики является осуществление комплексных мер по поддержке таких объединений. На это направляются значительные бюджетные инвестиции, реализуется благоприятная налоговая политика (например, путем освобождения их от налога на прибыль).

 

Государственные холдинговые компании получили также большую самостоятельность в осуществлении собственной рыночной стратегии, а их менеджерам предоставлена возможность проводить независимую политику. Государственное вмешательство в хозяйственную деятельность таких компаний ограничивалось назначением менеджеров высшего уровня и проведением государственной инвестиционной политики. Другой формой государственного контроля в промышленности стал механизм управления предприятиями через государственные банки, впервые реализованный на практике в Италии.

В Российской Федерации государственная  инновационная и промышленная политика проводится системно по ряду приоритетных направлений. Среди них — развитие науки, технологий, образования, совершенствование  национальных инвестиционных и финансовых институтов. Но главной целью является обеспечение технологической безопасности государства как важной составляющей национальной безопасности, а также достижение необходимого уровня безопасности в военно-экономической сфере.

Структура управления промышленностью в России характеризуется четким распределением функций федеральных органов исполнительной власти по трем направлениям государственного регулирования в сфере экономики. Принятие нормативно-правовых актов и участие в разработке актов законодательства возложено на федеральные министерства. Государственный контроль и надзор за выполнением общегосударственных правил поведения государственными органами власти, их должностными лицами и гражданами — на федеральные службы. Функции по управлению госимуществом и предоставлению государственных услуг, а также функции по правопреемственности осуществляются федеральными агентствами.

Следует отметить, что устоявшейся  практикой при реализации государственной  промышленной политики в странах  мира является отсутствие специализированных министерств по «промышленной политике». Системная реализация государственной промышленной политики осуществляется или «чистыми» министерствами промышленности, или чаще всего министерствами, совмещающими такие сферы государственного регулирования, как экономика, финансы, промышленность и торговля (пример — министерство экономики, финансов и промышленности Франции).

Хотелось бы обратить внимание на еще одну особенность формирования и реализации промышленной политики в странах мира. Условно ее разделяют на «государственно ориентированную» и «рыночно ориентированную» промышленную политику. Первая имеет вертикальный характер и направлена на изменение промышленной структуры экономики. Она характеризуется непосредственным и активным вмешательством государства в сферу производства, регулированием деятельности естественных монополий (например, в отраслях транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций, ОПК) и активным финансированием промышленности.

Рыночно ориентированная промышленная политика носит горизонтальный характер и направлена на создание благоприятной рыночной среды в отраслях производства. Она осуществляется после необходимых для экономики изменений в промышленной структуре. Сущность такой политики — во внедрении эффективной системы мотивации предприятий путем проведения стимулирующей финансовой и налоговой политики, реализации государственных программ (по исследованиям и разработкам, подготовке кадров), установления приоритетов развития промышленности и поддержки продвижения ее продукции на мировые рынки. Но в обоих случаях для обеспечения управляемости процессов в промышленности обязательно внедряется замкнутый цикл «планирование — выполнение — проверка — коррекция планов».

 

2.2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

В концентрированном виде основные направления и задачи государственной промышленной политики изложены в Государственной программе развития промышленности на 2003—2011 годы (далее — Программа), принятой постановлением Кабинета министров от 28 июля 2003 года №1174.

Анализ основных показателей деятельности промышленности за прошедшее время  свидетельствует, что цель этой Программы  не достигнута, а основные ее задачи не выполнены. Так, реальные темпы роста  объемов промышленного производства меньше в четыре раза, а в машиностроении — в 2—2,5 раза, чем запланировано.

Начиная с 2006 года, Украина имеет  отрицательное сальдо внешней торговли товарами. Объемы экспорта и импорта  товаров за январь—август в 2009 году упали, соответственно, до 50,6 и 46,2% от объемов  аналогичного периода предыдущего года. Низкой остается доля продукции машиностроения в структуре экспорта продукции (на уровне 10%). Впервые за последние 15 лет уменьшился на 28% объем экспорта продукции военного назначения предприятиями Министерства промышленной политики Украины.

Не произошли кардинальные изменения  в динамике роста производительности труда, которые бы обеспечили основной прирост промышленного производства (почти 80%), как это было предусмотрено  Программой. Сегодня на один доллар заработной платы среднестатистический украинский рабочий производит втрое меньше конечной продукции, нежели рабочий в США.

Украина не приблизилась по эффективности  труда к ведущим странам мира. Почасовая оплата труда в Украине  меньше в 1,75 раза, нежели в Болгарии, в пять — чем у словаков, у 6,25 раза — чем в Польше и в 37,5 раза — чем в Германии и Франции. Но можно ли изменить эту ситуацию, если доля расходов на оплату труда в структуре расходов на производство промышленной продукции остается на уровне 10%?

За последние годы только 4,5% общего количества предприятий выпускали высокотехнологичную продукцию. Почти 45% предприятий перерабатывающей промышленности используют технологии, возраст которых составляет до десяти лет, а 37% — от 11 до 30 лет. Большинство предприятий, применяющих технологические процессы, средний возраст которых не превышает пяти лет (23,9% общего количества таких предприятий), работают в сфере производства пищевых продуктов и напитков. В итоге в рейтинге использования технологий и инноваций среди стран мира Украина заняла 83-е место, а по способности адаптировать новые технологии путем привлечения прямых иностранных инвестиций — только 97-е.

Слабой остается инвестиционная поддержка  промышленности. Доля инвестиций в  основной капитал за счет средств государственного бюджета и средств иностранных инвесторов в среднем составляет 4—6%. Реально более половины общего объема инвестиций осуществляется предприятиями из собственных средств.

С начала реализации Программы не произошли и позитивные институциональные изменения. Практически замерли процессы консолидации предприятий, в частности приостановлены процессы корпоратизации и консолидации предприятий основных отраслей машиностроения, имеющих важное значение для обеспечения обороноспособности государства.

 

2.3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

 

Какие же выводы можно сделать из изложенного? Во-первых, проводимая правительством государственная промышленная политика малоэффективна, что не позволяет  надеяться на положительные сдвиги в промышленности и устранение угроз национальным интересам и национальной безопасности. Во-вторых, существующая структура государственного управления промышленностью остается не адаптированной к новым вызовам в экономической, научно-технической сферах, а также к изменениям в геополитике.

Информация о работе Методология реализации политики в современных организациях