Методы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:43, контрольная работа

Описание работы

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно правовое регулирование является двигателем права, справедливости и законности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность правового регулирования…………….....................................5
Глава 2. Предмет и метод правового регулирования как основание деления нормы права на отрасли и институты…………………………......................................................................10
1.1. Предмет правового регулирования. Предмет регулирования отдельных правовых институтов и отраслей права ………………………………………………………………….10
1.2. Методы, способы и типы правового регулирования. Соотношение предмета и метода правового регулирования……………………………………………………………….……..17
Глава 3. Эффективность правового регулировани…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………................

Файлы: 1 файл

методы правового рег-ния.docx

— 56.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ» 

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт _________________________________________________________

Кафедра__________________________________________________________

 

КОНТРОЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ   

по дисциплине «Правоведение»

вариант ( название темы) Методы правового регулирования

 

 

Квалификация - Бакалавр

Направление – ______________

Курс  _______________

Набор  ______________

Студент __________________________

Студенческий билет №______________

«______»___________________201    г.

Оценка работы:

 

______________________(Ф.И.О. Преподавателя)

«______»_________________________201     г

 

Москва 2013   г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и сущность правового регулирования…………….....................................5

Глава 2. Предмет и метод  правового регулирования как  основание деления нормы права  на отрасли и институты…………………………......................................................................10

1.1. Предмет правового  регулирования. Предмет регулирования  отдельных правовых институтов и отраслей права ………………………………………………………………….10

1.2. Методы, способы и типы  правового регулирования. Соотношение  предмета и метода правового  регулирования……………………………………………………………….……..17

Глава 3. Эффективность правового регулировани…………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………………………...27

Список используемой литературы…………………………………………............................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в стране, где  право является особым и главным  государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации  достигается такая организованность общества, при которой реализуется  демократия, экономическая свобода  личности.

Наличие правового регулирования  просто необходимо для обеспечения  и гарантирования в нормативном  порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость  которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение  справедливости, создание оптимальных  условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового  регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни  и жизни людей. Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно правовое регулирование является двигателем права, справедливости и законности.

Правовое регулирование, выступая как инструмент социального  управления, призвано упорядочивать  общественные отношения, обеспечивая  реализацию позитивных интересов граждан. Важное место в системе правового  регулирования занимают предмет, методы и способы регулирования складывающихся общественных отношений как непосредственный объект рассмотрения и изучения.

Право не должно, да и не может  регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера  правового регулирования.

Система российского права  состоит из отраслей, отличающихся друг от друга предметом и методом  регулирования. Под предметом понимаются общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности общества. Все юридические отрасли охватывают общественные отношения, урегулированные нормами права, но каждая отрасль имеет свой предмет регулирования - определенный круг общественных отношений. Поэтому актуальным представляется изучение не только непосредственно общих понятий предмета и метода правового регулирования, но и рассмотрения этих составляющих на примере отдельных правовых отраслей. Объектом исследования в работе является совокупность общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, а также методов и способов воздействия на эти отношения.

Целью исследования является комплексный анализ особенностей правового  регулирования как самостоятельного государственно-правового института  и установление соотношения предмета и метода правового регулирования  как оснований деления норм права  на отрасли и институты.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих  задач:

- рассмотреть понятие  и сущностные характеристики  правового регулирования;

- раскрыть содержание  предмета и метода правового  регулирования отдельных правовых  институтов и отраслей права;

- проанализировать эффективность правового регулирования.

Методологическую основу исследования составили научные  методы изучения поставленной темы в  их историческом развитии и взаимосвязи, взаимообусловленности с точки  зрения теории и практики, а именно: нормативно - логический, историко-юридический, социологический, а также методы комплексного анализа и синтеза, аналогия, индукция и дедукция и  метод сравнительного правоведения.

Теоретическую базу исследования составили как общетеоретические, так и специальные труды отечественных  авторов по теории права, и другие источники, относящиеся к предмету настоящего исследования.

Структура работы представлена введением, двумя главами, разделенных  на 3 параграфа и раскрывающими  суть исследования, заключением и  списком использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовое регулирование: понятие и сущность

Человеческое общество характеризуется  той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов  отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп).

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как  внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование). На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему  средств и способов регламентации  поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение  людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

В системе социального  регулирования важнейшая роль принадлежит  правовому регулированию, под которым  в узком смысле понимается воздействие  норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств  на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения  всех правовых явлений, в том числе  правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в  юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и  др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих  юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных  актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи  и взаимодействии.

Исходя из этих задач, можно  сформулировать следующее определение. Правовое регулирование — это  целенаправленное воздействие на поведение  людей и общественные отношения  с помощью правовых (юридических) средств.

Из определения вытекает, что регулированием можно назвать  только такое воздействие, при котором  ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные  законодательством, а в некоторых  ситуациях и противоречащие целям  законодателя, то такое воздействие  не может считаться правовым регулированием. Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых  ради наживы, непроизводительного использования  земли. Негативное влияние закона о  земле на общественные отношения  нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права  — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой  является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие  на сознание и поведение людей  через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного  и правового просвещения и  обучения не может быть отнесено к  правовому регулированию как  специально-юридической организующей деятельности.

Выделение правового регулирования  как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических  средств и способов имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Оно позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

Итак, взаимодействие норм права  и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования  общественных отношений.

Правовое регулирование  понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит  государству, его законодательным  и исполнительным органам. Именно они  принимают наибольшую часть действующих  в обществе норм права. Активную правотворческую  деятельность осуществляет так же общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные не государственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.

Правовое регулирование  осуществляется с определенными  и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические  цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного  правового порядка, а также органов, институтов  и учреждений, способных  обеспечить защиту и охрану от нарушений  тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие  социальные цели правового регулирования  преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для  прогрессивного развития и процветания  общества.1

Согласно конституции  Российской Федерации общие юридические  и социальные цели правового регулирования  в Российской Федерации выражаются, прежде всего, в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически  сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности  России, утверждении незыблемости её демократической основы. Конечным итогом деятельности по  достижению этих целей  видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется  с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим  поколениями.2

Каждый нормативно-правовой акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач  в области права, экономики, политики и  иных социальных сферах. При этом в тексте актов нередко называются цели их принятия. Так, Федеральный  закон «О сельскохозяйственной кооперации»  был принят в целях определения  правовых и экономических основ  создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Федеральный  закон «О животном мире» регулирует общественные отношения в целях  сохранения биологического разнообразия видов, устойчивого использования  всех компонентов животного мира, сохранения генетического фонда  диких животных и иной защиты животного  мира как неотъемлемого элемента природной среды.

На стадии правотворчества  приоритет принадлежит, безусловно, правосознанию которое выполняет  три задачи:

1. Критически оценивает  действующую систему норм права;

2. Выявляет малоэффективные,  несовершенные, устаревшие и иные  дефектные нормы права;

3. Обосновывает пути и  способы дальнейшего совершенствования  действующих норм права и проектирует  новые, более совершенные правовые  нормы.

Как индивидуальное, так  и общественное правосознание находятся  в постоянном развитии, совершенствовании, обладают способностью быстро выявлять, отражать новые, перспективные явления  и тенденции в развитии общества, требующие дальнейшего совершенствования  системы действующих норм права. Кроме того, не все такие нормы  соответствуют интересам и потребностям граждан, иных лиц. Поэтому критический  подход правосознания к действующему праву составляет одно из важнейших  и постоянных направлений его  деятельности. В результате негативного  отношения граждан к действующему праву определяется совокупность норм, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Критический подход правосознания  не сводится только к негативным оценкам. Он также несет в себе конструктивное, позитивное начало - граждане предпринимают  попытки улучшить, усовершенствовать  действующие нормы, ведут активный поиск путей дальнейшего развития права, как на уровне его общих  принципов, требований, так и конкретных норм. В средствах массовой информации  особенно в прессе, письмах граждан  в компетентные государственные  органы, научно-популярных и научных  работах ученых-юристов содержится масса предложений, что конкретно, и каким образом нужно изменить в системе действующих норм права.

Информация о работе Методы правового регулирования