Методы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:43, контрольная работа

Описание работы

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно правовое регулирование является двигателем права, справедливости и законности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность правового регулирования…………….....................................5
Глава 2. Предмет и метод правового регулирования как основание деления нормы права на отрасли и институты…………………………......................................................................10
1.1. Предмет правового регулирования. Предмет регулирования отдельных правовых институтов и отраслей права ………………………………………………………………….10
1.2. Методы, способы и типы правового регулирования. Соотношение предмета и метода правового регулирования……………………………………………………………….……..17
Глава 3. Эффективность правового регулировани…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………................

Файлы: 1 файл

методы правового рег-ния.docx

— 56.25 Кб (Скачать файл)

Политические отношения  охватывают всю сложную и многообразную  систему отношений, в которую  вступают граждане, государство, его  органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

1. Отношения между органами  государства, в которые они  вступают в процессе осуществления  предоставленных им полномочий;

2. Отношения государства  и его органов на международной  арене;

3. Отношения, в которые  вступает государство и его  органы с гражданами и иными  лицами в процессе реализации  их политических прав и свобод;

4. Отношения между государством  и его органами с общественными  объединениями и политическими  партиям;

5. Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие  в процессе их борьбы за  лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс  подготовки и принятия законов  и иных общеобязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и  экономических отношений. Это, в  частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения  гражданами общего и профессионального  образования, медицинской помощи, занятия  спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные  отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского  права, защиты чести и достоинства  граждан, а так же личные неимущественные  отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Предмет правового регулирования  носит объективный характер и, в  конечном итоге, определяется общественными  закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные  колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть  общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования  с помощью норм морали, обычаев  и традиций. Может наблюдаться  и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают  новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения  ранее не входившие в предмет  правового регулирования.

Вопрос о критериях  деления права на отрасли и  институты постоянно находится  в центре внимания ученых-юристов  и является предметом обсуждения ряда научных дискуссий. В ходе первой из них была отмечена важность выделения  объективного критерия деления права на отрасли институты, коим является предмет правового регулирования, то есть определенная совокупность однородных общественных явлений.

Многогранный характер этих отношений вызывает к жизни различные  отрасли права. Для рассмотрения предмета правового регулирования  отдельных отраслей, возьмем, например, уголовное право, семейное право, конституционное  право, административное и хозяйственное  право.

Предметом уголовного права  являются уголовно-правовые отношения, т.е. общественные отношения, возникающие  в связи с совершением преступления и регулируемые уголовным правом. Эти общественные отношения принято  называть «уголовно-правовые отношения». Уголовно-правовые отношения возникают  между государством в лице правоохранительных органов и уполномоченными этими  органами должностными лицами, с одной  стороны, и лицами, совершившими преступление, с другой стороны, по поводу этих общественно  опасных деяний, запрещенных уголовным  законом. В предмет уголовного права  входят три основные проблемы: уголовный  закон; преступление; наказание.

Предмет правового регулирования  хозяйственного права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения  и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях  обеспечения интересов государства  общества.

Предметом конституционного (государственного) права как ведущей отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и лич­ностью, федеративного устройства, организации и деятельности системы государственной власти и местного самоуправления. Предметом же административного права являются общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, в которых стороны участвуют как носители прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. Предмет семейного права – семейные отношения, которые складываются между членами семьи и иными участниками общественных отношений при вступлении в брак, расторжении брака и т.д.

Таким образом, предметом  правового регулирования любой  отрасли права являются общественные отношения в определенной области  жизнедеятельности людей. Предмет  любой отрасли права характеризуется  однородностью общественных отношений, их социально-экономической общностью  и некоторыми другими признаками, изучаемыми в общей теории права.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, обусловливают степень  интенсивности правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Итак, мы определили, что  предмет правового регулирования  — это качественно однородный вид общественных отношений, на который  воздействуют нормы определенной отрасли  права. Это основной критерий, поскольку  общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм.

Предмет правового регулирования  не является единственным критерием  деления права на отрасли, поскольку:

1) составляющие его общественные  отношения весьма разнообразны;

2) одни и те же общественные  отношения регулируются различными  отраслями и способами.

1.2. Методы, способы и типы  правового регулирования. Соотношение  предмета и метода правового  регулирования

Право регулирует различные  социальные сферы, и каждая сфера  требует для себя различные комбинации, различные сочетания юридических  приемов воздействия. Такие целостные  сочетания юридических приемов  именуются методами правового регулирования.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия  права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной  категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким  образом государство с помощью  права воздействует на происходящие социальные процессы:

а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит  от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);

б) издание соответствующих  нормативных актов, предусматривающих  права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном  их поведении;

в) наделение участников общественных отношений (граждан и  юридических лиц) правоспособностью  и дееспособностью, позволяющих  им вступать в разнообразные правоотношения;

г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом правовой метод  представляет собой известный набор  юридического инструментария, посредством  которого государственная власть оказывает  необходимое воздействие на волевые  общественные отношения в целях  придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим  существуют конкретные методы правового  регулирования, характерные для  тех или иных отраслей права и  опосредуемых ими отношений. К ним  относятся:

- метод централизованного,  императивного регулирования (метод  субординации) базируется на отношениях  субординации между участниками  общественного отношения. При  его помощи регулируются отношения,  где приоритетным, как правило,  является общесоциальный интерес.  В государственно-организованном  обществе общесоциальные интересы  выражает в первую очередь   государство, осуществляющее централизованное  управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми  полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются  в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве). Таково, например, правовое регулирование федеральных органов власти по предметам ведения Российской Федерации; подобным образом отношения государственного управления регулируются органами власти субъектов Российской Федерации по предметам их ведения.

- метод децентрализованного,  диспозитивного регулирования (метод  координации), которое позволяет  осуществлять правовое регулирование  посред­ством согласования (в форме заключения договоров, принятия совместных актов и т.п.), поддержки инициативы снизу несколькими органами государственной власти. Этот способ включает в себя три возможности регулирования общественных отношений:

1)     дозволение совершать известные действия правового характера;

2) наделение определенными правами участни­ков общественных отношений, урегулированных нормами права;

3)  предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения. Фактически - это способ регулирования отношений между равноправными сторонами (субъектами). Он предоставляет им самим решать вопрос о форме и способе своих взаимоотношений, урегулированных правом. Надо заметить, что в условиях демократизации государственной жизни и ввиду компетенционной самостоятельности органов государственной власти как федерального уровня, так и субъектов федерации, а также уровня местного самоуправления подобное координационное правовое регулирование управленческих процессов приобретает все большее значение. На практике в целях улучшения правовой упорядоченности всевозможных проявлений государственного управления важно находить оптимум сочетания централизованного и децентрализованного регулирования, не впадая в крайности одного их них.

В субсидиарное регулирование применяется как дополняемое нормами другой отрасли права, затрагивающей данную сферу общественных отношений. Например, государственная служба Российской Федерации регулируется комплексом нормативных правовых актов различных отраслей законодательства - конституционного, административного, трудового, финансового и др. Так, отношения между госслужащими и их работодателем - государством по поводу исполнения ими служебных обязанностей регулируются общими нормами трудового законодательства.

В отраслях права эти первичные  методы в зависимости от характера  регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в  различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и с преобладанием  одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в публичном, прежде всего в административном, праве и в частном, прежде всего в гражданском, праве.

Однако и здесь, как  и в иных отраслях, отраслевые методы не могут быть сведены к простейшим приемам. Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод выражает особый юридический  режим регулирования и состоит  в специфическом комплексе приемов  и средств регулирования, который  существует только в конкретном нормативном  материале и тесно связан с  соответствующей группой общественных отношений - предметом правового  регулирования.

Чтобы побудить граждан к  активному использованию предоставленных  им прав и свобод и тем более  обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают  и применяют специальные способы  регулирования общественных отношений.

Под способами правового  регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые  выражены в юридических нормах, в  других элементах правовой системы.

В теории права принято  выделять три основных способа правового  регулирования.

Первый способ – дозволения, т.е. предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений упавомоченному лицу на совершение определенных действий, предусмотренных правовой нормой (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью), либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Причем это право может быть реализовано только действиями самого управомоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто.

Информация о работе Методы правового регулирования