Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:43, контрольная работа
Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно правовое регулирование является двигателем права, справедливости и законности.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность правового регулирования…………….....................................5
Глава 2. Предмет и метод правового регулирования как основание деления нормы права на отрасли и институты…………………………......................................................................10
1.1. Предмет правового регулирования. Предмет регулирования отдельных правовых институтов и отраслей права ………………………………………………………………….10
1.2. Методы, способы и типы правового регулирования. Соотношение предмета и метода правового регулирования……………………………………………………………….……..17
Глава 3. Эффективность правового регулировани…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………................
Созданием системы совершенных,
эффективно действующих норм права
правовое регулирование не завершается,
а вступает в новую стадию –
стадию реализации этих норм в конкретных
правоотношениях. Социальные и юридические
цели, поставленные правотворческим
органом при принятии соответствующего
нормативно-правового акта, не могут
быть реализованы иначе, как воплотившись
в конкретных правоотношениях. А
это означает, что граждане и иные
лица, наделенные правами, активно их
используют для удовлетворения своих
интересов и потребностей. Обязанные
участники правоотношений добросовестно
исполняют возложенные на них
обязанности. Одновременно никто не
совершает действий, запрещенных
правом. В результате в обществе
складываются порядки, которые представляются
государству и его
На стадии реализации права во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно сказать, что здесь право формирует правосознание участников правоотношений.
После того как нормы права
приняты правотворческим
Приобретение нового знания
о праве сопровождается формированием
у субъекта положительных, либо отрицательных
оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс
усвоения познающим субъектом норм
права завершается
В учебной и научной литературе стадия реализации норм права нередко подразделяется на две:
1. На стадию возникновения
прав и обязанностей в
2. Вторая стадия реализации
прав и обязанностей
С противоправными поступками
государство мириться не может и
вынуждено применять к
Процесс применения юридической
ответственности к
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовое регулирование - это юридическая функция, реализуемая государством в процессе воздействия на общественные отношения, посредством которой поведение участников этих отношений приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права, легитимность и обязательность исполнения которых поддерживается обществом и обеспечивается возможностями применения властной силы государства.
Собственно само правовое
регулирование можно
Глава 2. Предмет и метод правового регулирования как основание деления нормы права на отрасли и институты
1.1. Предмет правового регулирования
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
1) предмет правового
2) метод правового регулирования.
Проблематика предмета и метода правового регулирования сформировалась в отечественном правоведении прежде всего на основе поиска критериев деления права на отрасли. В качестве такового предмет правового регулирования был предложен М.А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938-1940 гг. Тогда же С.Н. Братусь (известный российский цивилист) подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.
Однако в данном случае проблему следует поставить шире и рассмотреть вопрос о том, что вообще является предметом (объектом) правового регулирования? При этом нужно сразу заметить, что анализ метода правового регулирования на вопрос, как регулирует право, отвечает лишь частично: здесь требуются дополнительные характеристики динамической стороны права (самого принципа действия права, механизмов формирования правомерного поведения и др.).
В юридической литературе,
в том числе и учебной, в
качестве объекта (предмета) правового
регулирования называют общественные
отношения, что, на наш взгляд, представляет
собой неоправданное
а) люди (без них не было бы и никаких общественных отношений); б) общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения); в) поведение людей.
Право в конечном счете регулирует поведение участников общественных отношений, поэтому можно сказать, что формирование тех или иных вариантов правомерного поведения является целью правового регулирования.
Право регулирует поведение
через внедрение в социальную
структуру особых общественных отношений
- правовых, которые во взаимодействии
с иными общественными
Если не сводить предмет
правового регулирования к
а) регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права), определяя их признаки в специальных нормах;
б) указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм;
в) определяет варианты возможной или требуемой деятельности;
г) в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.
Каждая отрасль объединяет
такие правовые нормы, которые регулируют
особый, качественно определенный вид
общественных отношений, объективно требующий
специфической правовой регламентации.
Объединение правовых норм в отрасли
права происходит в силу объективных
причин, не зависящих от усмотрения
правотворческих органов. Главным
фактором, обусловливающим отличие
одной отрасли права от другой,
является своеобразие общественных
отношений, которые регулируются этими
отраслями права. Отношения, регулируемые
нормами различных отраслей права,
отличаются друг от друга своим содержанием,
конкретными целями и задачами. Так,
нормы административного права
регулируют отношения, связанные с
исполнительными функциями
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты правовых отношений.
Субъекты в свою очередь могут
быть индивидуальными и
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты (события,
обстоятельства), выступающие непосредственными
причинами возникновения или
прекращения соответствующих
Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.
Следовательно, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют
отношения людей по обмену ценностями
(как материальными, так и нематериальными).
Здесь наиболее ярко проявляется
возможность и необходимость
правового регулирования
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения,
входящие в эти группы, и будут
составлять предмет правового
Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.6
Экономические отношения
характеризуют общественные связи,
в которые вступают граждане, государственные
органы и иные лица в процессе производства,
распределения, обмена и потребления,
материальных благ и услуг. В основе
этих отношений лежит право