Методы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 02:43, контрольная работа

Описание работы

Наличие правового регулирования просто необходимо для обеспечения и гарантирования в нормативном порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение справедливости, создание оптимальных условий для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни и жизни людей. Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно правовое регулирование является двигателем права, справедливости и законности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность правового регулирования…………….....................................5
Глава 2. Предмет и метод правового регулирования как основание деления нормы права на отрасли и институты…………………………......................................................................10
1.1. Предмет правового регулирования. Предмет регулирования отдельных правовых институтов и отраслей права ………………………………………………………………….10
1.2. Методы, способы и типы правового регулирования. Соотношение предмета и метода правового регулирования……………………………………………………………….……..17
Глава 3. Эффективность правового регулировани…………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………................

Файлы: 1 файл

методы правового рег-ния.docx

— 56.25 Кб (Скачать файл)

Созданием системы совершенных, эффективно действующих норм права  правовое регулирование не завершается, а вступает в новую стадию –  стадию реализации этих норм в конкретных правоотношениях. Социальные и юридические  цели, поставленные правотворческим  органом при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не могут  быть реализованы иначе, как воплотившись в конкретных правоотношениях. А  это означает, что граждане и иные лица, наделенные правами, активно их используют для удовлетворения своих  интересов и потребностей. Обязанные  участники правоотношений добросовестно  исполняют возложенные на них  обязанности. Одновременно никто не совершает действий, запрещенных  правом. В результате в обществе складываются порядки, которые представляются государству и его правотворческим  органам желательными и необходимыми.

На стадии реализации права  во взаимоотношении «право – правосознание» ведущую роль играет право. Можно  сказать, что здесь право формирует  правосознание участников правоотношений.

После того как нормы права  приняты правотворческим органом, они приобретают всеобщее значение и становятся знаемыми. Все заинтересованные лица должны ознакомиться с этими  нормами и неукоснительно руководствоваться  ими в своей деятельности. Процесс  ознакомления с вновь принятыми  нормативно-правовыми актами, их содержанием  равно, как и другими действующими правовыми актами, расширяет совокупность правовых знаний познающего субъекта. Одновременно происходит изменение  и в системе ценностных правовых ориентаций.

Приобретение нового знания о праве сопровождается формированием  у субъекта положительных, либо отрицательных  оценок и эмоций, правовых чувств. Процесс  усвоения познающим субъектом норм права завершается формированием  волевых актов, т.е. принятием решений  как следует поступать в условиях наличного права: правомерно или  противоправно. Избирая правомерный  вариант поведения, участники конкретных правоотношений реализуют нормы  права в реальной жизни и тем  самым завершают процесс нормативно-правового  регулирования. Желательный для  государства вариант поведения, закрепленный нормой права, оказался воплощенным  в конкретных действиях и поступках.

В учебной и научной  литературе стадия реализации норм права  нередко подразделяется на две:

1. На стадию возникновения  прав и обязанностей в конкретном  правоотношении. На основе действующих  норм права и при наличии  соответствующих жизненных обстоятельств  у коренных субъектов возникают  права и обязанности, которые  индивидуализируются в конкретных  отношениях. Правоотношения представляют  собой главное средство перевода  норм права в плоскость прав  и обязанностей, принадлежащих конкретным  лицам.

2. Вторая стадия реализации  прав и обязанностей участников  конкретных правоотношений в  реальной жизни. Эту стадию  составляют юридически значимые  действия и поступки, осуществляемые  в соответствии с правами и  обязанностями, индивидуализированными  в конкретных правоотношениях.  Воплощением общих норм в фактическом, реальном поведении граждан и иных лиц завершается процесс правового регулирования.

С противоправными поступками государство мириться не может и  вынуждено применять к правонарушителям действенные меры – санкции, предусмотренные  нарушенной нормой права, - а также  принуждать виновных лиц к реальному  исполнению возложенных на них обязанностей.

Процесс применения юридической  ответственности к правонарушителям составляет отдельную, самостоятельную  стадию правового регулирования. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут  такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура и суд. Активное участие в выявлении  правонарушений и применении юридической  ответственности принимают граждане и их общественные объединения.

Правовое регулирование  как инструмент социального управления призвано  упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. В  рамках этого процесса встречаются  разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового  регулирования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовое регулирование - это юридическая функция, реализуемая государством в процессе воздействия на общественные отношения, посредством которой поведение участников этих отношений приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права, легитимность и обязательность исполнения которых поддерживается обществом и обеспечивается возможностями применения властной силы государства.

Собственно само правовое регулирование можно рассматривать  как часть государственного управления, поскольку эта функция принадлежит исключительно государству, которое выступает гарантом права, обладая при этом монополией на правоприменительную и правоохранительную деятельность.

Глава 2. Предмет и метод  правового регулирования как  основание деления нормы права  на отрасли и институты

1.1. Предмет правового  регулирования

В основе деления права  на отрасли и институты лежат  два критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.  Они и выступают системообразующими факторами.

Проблематика предмета и  метода правового регулирования  сформировалась в отечественном  правоведении прежде всего на основе поиска критериев деления права на отрасли. В качестве такового предмет правового регулирования был предложен М.А. Аржановым во время первой общесоюзной дискуссии по системе права, состоявшейся в 1938-1940 гг. Тогда же С.Н. Братусь (известный российский цивилист) подчеркнул значение метода как классификационного признака при построении системы права.

Однако в данном случае проблему следует поставить шире и рассмотреть вопрос о том, что  вообще является предметом (объектом) правового регулирования? При этом нужно сразу заметить, что анализ метода правового регулирования  на вопрос, как регулирует право, отвечает лишь частично: здесь требуются дополнительные характеристики динамической стороны  права (самого принципа действия права, механизмов формирования правомерного поведения и др.).

В юридической литературе, в том числе и учебной, в  качестве объекта (предмета) правового  регулирования называют общественные отношения, что, на наш взгляд, представляет собой неоправданное ограничение  пределов этого объекта. Объектом правового  регулирования выступает социальная сфера, которую составляют, по меньшей  мере, три компонента:

а) люди (без них не было бы и никаких общественных отношений); б) общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения); в) поведение людей.

Право в конечном счете регулирует поведение участников общественных отношений, поэтому можно сказать, что формирование тех или иных вариантов правомерного поведения является целью правового регулирования.

Право регулирует поведение  через внедрение в социальную структуру особых общественных отношений - правовых, которые во взаимодействии с иными общественными отношениями  формируют фактическое поведение  субъекта: всякий конкретный акт поведения  человека является результатом воздействия  на него всего комплекса социальных связей, в которых он находится. Однако законодатель рассчитывает, что в  определенных (нормами права) ситуациях  преобладающее значение для выбора варианта поведения будет иметь правовое отношение. В этом и состоит принцип действия права.

Если не сводить предмет  правового регулирования к общественным отношениям, то что же им является? При ближайшем рассмотрении оказывается, что он имеет достаточно сложное строение. Так, право:

а) регламентирует круг потенциальных  участников правоотношений (субъектов  права), определяя их признаки в специальных  нормах;

б) указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм;

в) определяет варианты возможной  или требуемой деятельности;

г) в необходимых случаях  содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид  общественных отношений, объективно требующий  специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли  права происходит в силу объективных  причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным  фактором, обусловливающим отличие  одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права  регулируют отношения, связанные с  исполнительными функциями государственной  власти, а нормы гражданского права  определяют порядок имущественных  связей в государстве.

В структуру предмета правового  регулирования входят следующие  элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут  быть индивидуальными и коллективными;

б) их поведение, поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых  люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют  свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными  причинами возникновения или  прекращения соответствующих отношений.

Предмет в данном случае – это все то, что подпадает  под действие правовых норм. Иными  словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится  под его юрисдикцией. Подобные общие  рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим полем. За пределами  этого поля находится неправовое пространство.

Следовательно, в сферу  правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют  следующие признаки. Во-первых, это  отношения, в которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового  регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным  признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется  возможность и необходимость  правового регулирования имущественных  отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и  все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества  в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения.

Вторую группу образуют отношения  по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения  по обеспечению правопорядка, которые  призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов  управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут  составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые  по своей природе могут поддаваться  нормативно-организационному воздействию  и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового  регулирования. Достаточно очевидно, что  отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные  отношения, требуют иных правовых средств  и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации  управленческих отношений.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее  время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие  сферы: экономическую, политическую и  социальную.6

Экономические отношения  характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные  органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности  государства, граждан и их объединений  на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную  совокупность отношений, в которые  вступают граждане, государственные  органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности  граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так  же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному  труду.

Информация о работе Методы правового регулирования