Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.
Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом [4].
Все граждане страны, в соответствии
с данным законом, имеют право на получение заграничного
паспорта. Исключение составляют лишь
лица, осведомленные в области государственных
Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. В Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.
Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.
По мнению экспертов, потребность в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, не сырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.
Сегодня базовые нормативно-правовые акты, регулирующие в России миграционные процессы, уже существуют. К ним можно отнести:
1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (редакция от 18.07.2006) «О гражданстве Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 25 июля
2002 г. № 115-ФЗ «О правовом
3. Закон Российской Федерации
от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (редакция от 18.07.2006)
«О праве граждан Российской Федерации на свободу
4. Федеральный закон от 15 августа 1996 № 114-ФЗ (редакция от 10.01.2007) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (редакция от 18.07.2006) «О вынужденных переселенцах»;
6. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 (в редакции от 30.12.2006) «О беженцах»;
7. Федеральный закон от 24 мая
1999г. № 99-ФЗ (редакция от 18.07.2006) «О государственной политике
Российской Федерации в
Важным шагом на пути развития
современной, всесторонней системы государственного
регулирования миграции в Российской Федерации является
разработка и одобрение Правительством
Российской Федерации Концепции
Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
ГЛАВА II Анализ и оценка современного этапа международной миграции рабочей силы
2.1. Международные миграционные центры
После II Мировой войны движение
рабочей силы приобрело рыночный характер,
сформировался мировой рынок труда. Формирование
и развитие мирового рынка труда связано
с миграцией части
· трудовой эмиграцией;
· трудовой иммиграцией.
Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются страны американского континента и, прежде всего США, Канада и Австралия.
В современных условиях появились новые центры трудовой иммиграции. К ним относятся страны Европейского союза, в демографической ситуации которых наблюдается устойчивая депопуляция населения (т.е. смертность превышает рождаемость), происходит вымирание наций: немецкоязычные (Германия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Австрия).
Четвертым центром трудовой
иммиграции стали страны - члены ОПЕК, где
и поныне самый высокий процент иностранной рабочей силы
в нефтедобывающей промышленности. В Саудовской
Аравии - 50% иностранных рабочих в
Пятый центр трудовой иммиграции
формируется в ряде стран Латинской Америки,
пополняющих семью новых
США привлекают программистов,
инженеров-химиков, физиков-математиков,
четко определяется возрастной ценз: не
старше 30 лет. На ученых не ограничивается
возрастной ценз. Наиболее жесткие иммиграционные
правила устанавливает Австралия. В консульствах
этой страны помимо психологического
и профессионального
Так же основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.
Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.
После II Мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая Россию.
По массовости основным потоком трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и другие развитые страны.
В настоящее время на долю трудоиммигрантов приходится в Люксембурге - 37% занятых, в Бельгии и Голландии - 19%, в Германии, Франции, Великобритании - 7-9%.
Доля мигрантов в численности населения развитых стран увеличилась более чем вдвое, с 5 более чем до 12% (см. приложение 1) [15].
В данном пункте курсовой работы
были рассмотрены основные центры притяжения
миграционных потоков. Следует иметь в виду,
что миграция рабочей силы - это не только
экономическое, но и сложное политическое,
а также социально-экономическое
В следующих пунктах данной главы
рассматриваются последствия
2.2. Влияние миграционных
процессов на экономику
Система экономических связей,
возникающих между государствами в связи
с миграцией рабочей силы, сопровождается
потоком товаров и капиталов, включая денежные
переводы на родину иммигрантов, а также выплату
субсидий и компенсаций странам, экспортирующим
рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу,
это ведет к повышению
Помимо этого можно отметить следующее:
• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
• при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
• иностранные рабочие часто рассматриваются как
• иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.
По мнению специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10% всех новорожденных, в Швейцарии — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.
Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных
Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
• налоги с прибыли фирм-посредников;
• переводы мигрантов на родину
на поддержку семей и
• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).
На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.
По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг — 50%. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа — еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта.
2.3. Проблемы, порождаемые
международной трудовой
Темпы развития и характер миграционных процессов обусловлены прежде всего возрастанием потребностей развитых стран в трудовых ресурсах и сопровождающим глобализацию углублением социальной поляризации и обострением проблем, связанных с неуклонным нарастанием мировых масштабов бедности и нищеты. Международная миграция стала неотъемлемой составляющей социально-экономического и политического развития как развитых, так и развивающихся стран. Так, по заключению Экономической комиссии ООН для Азии и Тихого океана, в этом регионе, где численность международных мигрантов с начала 50-х годов выросла почти в два раза, миграция превратилась в одну из приоритетных задач развития. Страны, принадлежащие к азиатско-тихоокеанскому ареалу, образуют группу крупнейших получателей денежных переводов мигрантов, объем которых в 2007 г. достиг 120 млрд. долл. Общий же объем мигрантских переводов в мире к 2008 г. составил 328 млрд. долл. Правда, в 2009 г., под влиянием финансового кризиса, он, как ожидается, упадет до 304 млрд. долл.