Мигрирующее население стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Файлы: 1 файл

Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы1.docx

— 183.63 Кб (Скачать файл)

Демократизация общественной и  экономической жизни в СССР, а  затем в России коснулась и  некогда жестко регламентируемой сферы  выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность  выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для  международной миграции российских граждан, в том числе и в  целях трудоустройства за рубежом [4].

Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право  на получение заграничного паспорта. Исключение составляют лишь лица, осведомленные  в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства  перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные  преступники.

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов и  сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски. 

Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствует до сих пор. В Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч. 

Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество  подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.

По мнению экспертов, потребность  в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, не сырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

Сегодня базовые нормативно-правовые акты, регулирующие в России миграционные процессы, уже существуют. К ним  можно отнести:

1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (редакция  от 18.07.2006) «О гражданстве Российской  Федерации»;

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской  Федерации» (в редакции от 29.12.2006);

3. Закон Российской Федерации  от 25 июня 1993 г. № 5242-1 (редакция  от 18.07.2006) «О праве граждан Российской  Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства  в пределах Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 15 августа  1996 № 114-ФЗ (редакция от 10.01.2007) «О  порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 (редакция  от 18.07.2006) «О вынужденных переселенцах»;

6. Федеральный закон от 19 февраля  1993 г. № 4528-1 (в редакции от 30.12.2006) «О беженцах»;

7. Федеральный закон от 24 мая  1999г. № 99-ФЗ (редакция от 18.07.2006) «О государственной политике  Российской Федерации в отношении  соотечественников за рубежом».

Важным шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и  одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования  миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р).

Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

ГЛАВА II Анализ и оценка современного этапа международной миграции рабочей  силы

2.1. Международные миграционные  центры 

 

После II Мировой войны движение рабочей силы приобрело рыночный характер, сформировался мировой  рынок труда. Формирование и развитие мирового рынка труда связано  с миграцией части трудоспособного  населения из одной страны в другую на временную работу. Миграция связана с двумя процессами:

· трудовой эмиграцией;

· трудовой иммиграцией.

Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются страны американского  континента и, прежде всего США, Канада и Австралия.

В современных условиях появились  новые центры трудовой иммиграции. К ним относятся страны Европейского союза, в демографической ситуации которых наблюдается устойчивая депопуляция населения (т.е. смертность превышает рождаемость), происходит вымирание наций: немецкоязычные (Германия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Австрия).

Четвертым центром трудовой иммиграции стали страны - члены ОПЕК, где  и поныне самый высокий процент  иностранной рабочей силы в нефтедобывающей  промышленности. В Саудовской Аравии - 50% иностранных рабочих в нефтедобыче, в Кувейте, ОАЭ - до 80%, в Омане - 90%.

Пятый центр трудовой иммиграции формируется  в ряде стран Латинской Америки, пополняющих семью новых индустриальных государств, трудоиммиграция в этот центр обретает определенную специфику, страны НИС Латинская Америка  привлекают инженерно-технические  кадры. После распада мирового социализма и СССР, из-за боязни массового неорганизованного  притока рабочей силы во многих центрах трудовой иммиграции ужесточаются условия набора и привлечения иностранной рабочей силы. Например, Скандинавские страны наложили временный мораторий на привлечение трудоиммигрантов из стран СНГ. В США, Канаде и Австралии устанавливается ежегодная квота на импорт трудоиммигрантов и устанавливаются конкретные виды профессий, в которых нуждается национальная экономика. Иммиграционные власти рассылают разверстку по своим консульствам за рубежом с указанием профессий, которые следует отбирать среди претендентов на трудоиммиграцию.

США привлекают программистов, инженеров-химиков, физиков-математиков, четко определяется возрастной ценз: не старше 30 лет. На ученых не ограничивается возрастной ценз. Наиболее жесткие иммиграционные правила  устанавливает Австралия. В консульствах этой страны помимо психологического и профессионального тестирования, претенденты на въезд в эту  страну подвергаются дополнительному  медицинскому освидетельствованию.

Так же основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные  страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.

Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.

После II Мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая  Россию.

По массовости основным потоком  трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и другие развитые страны.

В настоящее время на долю трудоиммигрантов приходится в Люксембурге - 37% занятых, в Бельгии и Голландии - 19%, в Германии, Франции, Великобритании - 7-9%.

Доля мигрантов в численности населения развитых стран увеличилась более чем вдвое, с 5 более чем до 12% (см. приложение 1) [15].

В данном пункте курсовой работы были рассмотрены основные центры притяжения миграционных потоков. Следует иметь  в виду, что миграция рабочей силы - это не только экономическое, но и  сложное политическое, а также  социально-экономическое явление. Оно  значительно влияет на состав трудовых ресурсов, как стран-доноров, так  и принимающих стран, создает  новую ситуацию на рынках труда, привносит  немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь  многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд  проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными  отличиями иммигрантов от коренного  населения. Примеры проявления таких  проблем имеются практически  во всех принимающих странах.

В следующих пунктах данной главы  рассматриваются последствия как  для вышеуказанных, так называемых стран-доноров и принимающих стран, а так же последствия миграции кадров для России.  

 

2.2. Влияние миграционных  процессов на экономику государств  

 

Система экономических связей, возникающих  между государствами в связи  с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для  страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности  ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более  низкой ценой иностранной рабочей  силы.

Помимо этого можно  отметить следующее:

• иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и  услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в  стране пребывания;

• при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование  и профессиональную подготовку;

• иностранные рабочие  часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и  безработицы. Они первыми могут  быть уволены;

• иностранные работники  не обеспечиваются пенсиями и не учитываются  при реализации разного рода социальных программ.

По мнению специалистов организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую  картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10% всех новорожденных, в Швейцарии  — 24%, в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение  рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и  о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей  силы. К ним следует отнести  возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при  занятии тех рабочих мест, на которые  претендуют местные работники), межнациональную  неприязнь и др.

Основная выгода состоит  в том, что экспорт рабочей  силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений. Имеется три основных прямых источника  валютных доходов от экспорта рабочей  силы:

• налоги с прибыли фирм-посредников;

• переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

• личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и  экспорта рабочей силы можно сделать  определенный вывод о большей  эффективности последнего фактора.

По данным МВФ, средняя норма  прибыли при экспорте товаров  составляет 20%, а услуг — 50%. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от экспорта товаров и услуг  ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа — еще столько же. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта.

2.3. Проблемы, порождаемые  международной трудовой миграцией  

 

Темпы развития и характер миграционных процессов обусловлены прежде всего возрастанием потребностей развитых стран в трудовых ресурсах и сопровождающим глобализацию углублением социальной поляризации и обострением проблем, связанных с неуклонным нарастанием мировых масштабов бедности и нищеты. Международная миграция стала неотъемлемой составляющей социально-экономического и политического развития как развитых, так и развивающихся стран. Так, по заключению Экономической комиссии ООН для Азии и Тихого океана, в этом регионе, где численность международных мигрантов с начала 50-х годов выросла почти в два раза, миграция превратилась в одну из приоритетных задач развития. Страны, принадлежащие к азиатско-тихоокеанскому ареалу, образуют группу крупнейших получателей денежных переводов мигрантов, объем которых в 2007 г. достиг 120 млрд. долл. Общий же объем мигрантских переводов в мире к 2008 г. составил 328 млрд. долл. Правда, в 2009 г., под влиянием финансового кризиса, он, как ожидается, упадет до 304 млрд. долл.

Информация о работе Мигрирующее население стран мира