Мигрирующее население стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Файлы: 1 файл

Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы1.docx

— 183.63 Кб (Скачать файл)

В рамках ООН была создана Глобальная группа по миграции, в которую вошли  важнейшие программы, органы и специализированные учреждения ООН, работающие в сфере  миграции, включая региональные комиссии ООН, а также MOM. Регулярные встречи руководителей международных структур должны были содействовать координации политики Объединенных Наций в области международной миграции.

Инициативы Глобальной комиссии по вопросам международной миграции и  возросшая международная заинтересованность в обсуждении перспектив регулирования  миграции на глобальном и региональном уровне позволили в 2006 г. провести в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН диалог на высшем уровне. Встреча глав заинтересованных государств завершилась договоренностью о создании Глобального форума по миграции и развитию (далее — Глобальный форум или ГФМР).

Глобальный форум представляет собой весьма своеобразную международную структуру. Участие в нем является исключительно добровольным и не накладывает на государства никаких экономических, правовых, политических или иных обязательств. Важной особенностью форума является то обстоятельство, что он открыт для участия не только государств и международных межправительственных организаций, но и неправительственных, гражданских объединений.

Глобальный форум ориентирован на формирование фундамента глобальной системы управления миграцией, т. е. с распространения опыта успешного решения миграционных проблем на микро-уровне с учетом их чрезвычайного разнообразия. Такой подход фактически не затрагивает исключительные прерогативы государственной власти в формировании общих принципов миграционной политики и принятия ключевых решений в этой сфере и, как предполагается, может служить дополнительным импульсом в распространении эффективных технологий регулирования миграции.

Как неформальная структура форум  не имеет постоянного секретариата. Предусмотрена процедура ротации  его председателей. Финансовое обеспечение  работы ГФМР осуществляется правительством той страны, которая принимает  форум на своей территории, а также  другими государственными и негосударственными донорами.

Первый Глобальный форум состоялся  в 2007 г. в Брюсселе (156 представителей государств). Международная организация  по миграции представила на рассмотрение его участников доклад, содержащий детальный анализ мировой ситуации в области миграции. Приоритеты весьма трудоемкой повестки дня ГФМР, характеризующие перспективы развития международного диалога по миграции, были определены следующим образом:

· мобилизация усилий, расширяющих  возможности использования финансовых и нефинансовых вкладов мигрантов  и диаспор в развитие стран  их происхождения;

· улучшение системы обслуживания переводов мигрантов и содействие повышению роли данного источника  финансирования в развитии;

· упрощение режима регулирования  возвращения мигрантов и обеспечение  стабильности этого процесса в целях  содействия развитию;

· упрощение режима регулирования  трудовой миграции, как в странах  происхождения, так и в странах  назначения, с учетом интересов лиц, желающих эмигрировать на индивидуальной основе;

· содействие общему экономическому развитию и оказанию помощи развитию локальных поселенческих сообществ  в ареалах с высоким уровнем  миграции;

· содействие расширению и распространению  знаний в мигрантской среде о международно-правовых подходах к регулированию миграции и защите прав мигрантов;

· упрощение консультативных процедур в межгосударственных отношениях, а  также между государствами и  другими заинтересованными сторонами  по вопросам миграции и развития, в  том числе, в целях расширения диалога и обмена информацией;

· усиление качества и эффективности  государственного управления в области  миграции, осуществляемого на максимально  неконфликтной основе с учетом необходимости  понимания комплексного характера  взаимосвязей между миграцией и  развитием;

· координация усилий в борьбе против торговли людьми во всех ее формах и  проявлениях;

· разработка процедур, касающихся спасения мигрантов на море;

· обеспечение помощи развитию государств-источников миграции;

· дальнейшее развитие антидискриминационных  мер в отношении лиц, не являющихся гражданами страны пребывания;

· развитие межгосударственного сотрудничества в деле содействия воссоединению  семей;

· учет проблем, связанных с международной  миграцией, в многосторонних торговых переговорах.

Наибольшее внимание в выступлениях и дискуссиях было уделено вопросам, связанным с повышением эффективности  инвестирования денежных переводов  мигрантов в экономику стран-источников миграции. Преобладающей компонентой  в их обсуждении стали проблемы формирования в этих странах государственной  политики, направленной на - стимулирование развития микро-предпринимательства  и поощрение соответствующих  усилий мигрантов и их семей. Иными  словами, — поиски возможностей стимулирования экономической активности населения. Параллельно в рамках Глобального  форума рассматривались также вопросы  улучшения технического и организационного обеспечения доставки денежных переводов. Как известно, эта проблема особенно актуальна для мигрантов, занятых  на сельскохозяйственных работах.

Второй Глобальный форум по миграции (163 участника) был проведен в 2008 г. в  Маниле, столице страны, для которой  миграция является одним из важнейших  факторов внутреннего развития.

Обсуждение вопросов защиты прав мигрантов  в стране с активно мигрирующим  населением не могло не затронуть  проблему противоречий между Югом и  Севером в области миграционной политики. Прямо или косвенно, многие участники Глобального форума, представляющие страны Юга и, тем более, гражданские  организации выступали с критическими оценками так называемой «контейнерной  модели» регулирования миграции, которая, по их мнению, господствует в  миграционной политике развитых государств. Они указывали, что в условиях глобализации международное регулирование  товарных и финансовых потоков, становится все более либеральным и диверсифицированным, тогда как регулирование миграционных процессов полностью отдано на откуп отдельным государствам.

При этом преобладающим подходом к  вопросам развития миграции остается ее квалификация как угрозы государственной  безопасности. При интеграционном объединении  государств «контейнерная модель»  регулирования миграции просто расширяет  масштабы «контейнера», но не меняет своей  сути. Немало критических замечаний  было высказано в адрес Евросоюза, где миграция ограничивается даже в  рамках его границ. В частности, граждане ряда государств, не столь давно  ставших членами ЕС, отнюдь не сразу  получают право свободно перемещаться в поисках работы по территории объединенной Европы.

Ключевые, наиболее общие рекомендации гражданской части участников Манильского  форума содержали следующие положения, обращенные ко всем государствам:

· формировать позитивный подход к  оценке миграции и сопротивляться соблазнам  сокращения количества мигрантов в  условиях кризиса;

· признать необходимость создания новой глобальной системы управления миграцией и превратить Глобальный форум в структуру, статус которой  позволял бы принимать обязывающие  решений по регулированию миграции;

· подтвердить делами свою поддержку  целям развития и рассматривать  обеспечение полной занятости и  достойных условий труда как  приоритеты развития.

Характерным примером реализации концептуальных подходов Глобального форума к превращению  «полезной практики» на микро-уровне в фундаментальное основание  системы регулирования миграционным процессом, является совместная инициатива Евросоюза и ООН стоимостью 15 млн. долл., рассчитанная на трехлетний срок. Основными исполнителями этой программы являются Программа развития ООН, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Фонд ООН по народонаселению, Международная организация труда и Международная организация по миграции. Программа имеет целью совершенствование миграционного регулирования за счет расширения сетей факторов-участников миграционных процессов, выявления наиболее эффективных технологий использования миграции в целях развития на микро- и локальном уровнях и улучшения информационного обеспечения как стимулятора их распространения, а также поддержки национальной политики, направленной на трансформацию миграции в действенный инструмент развития.

Наибольшее внимание в этой программе  уделяется проблемам, связанным  с использованием денежных переводов  мигрантов как надежного источника  инвестиций в мелкое предпринимательство  в местах проживания семей мигрантов  с учетом страновой и национальной специфики, а также особенностей маршрутов миграции. Для разных стран  предлагаются те варианты проектов, которые  являются для них наиболее актуальными.

Гораздо меньше внимания совместная инициатива ЕС и ООН уделяет проблемам  расширения возможностей потенциальных  мигрантов заниматься трудовой деятельностью  в своих странах и защите прав мигрантов в странах-реципиентах. Среди подобных проектов можно выделить проект «Голландия -Сомали», концентрирующий гуманитарные усилия вокруг проблем доступа мигрантов к образованию, соблюдения принципов тендерного равенства, содействия интеграции сомалийцев в голландское общество. В четырех проектах по защите прав мигрантов главными целями являются зашита прав-женщин-мигрантов и поддержка гражданских объединений мигрантов. Проект «Мьянма — Таиланд» предусматривает поддержку сотрудничества неправительственных организаций и юристов-инвалидов Таиланда, занимающихся правовым просвещением мигрантов.

Глобальный форум как трибуна  международного диалога, безусловно, расширяет  возможности укрепления сетей двустороннего  и многостороннего сотрудничества в сфере миграции и содействует  развитию диверсифицированных подходов к решению конкретных микро-коллизий, возникающих в условиях растущей мобильности населения. Естественно, основное внимание при этом направлено на регулирование трудовой миграции. В то же время Глобальный форум вряд ли способен оказать решающее влияние на сближение позиций Юга и Севера по важнейшим проблемам регулирования международной мигарции.

Международная миграция неуклонно  меняет на наших глазах лицо и характер развития современного мира. Ее воздействие  на политические, социально-экономические, межнациональные, межкультурные отношения, на демографическую ситуацию столь  многомерно и противоречиво, что  масштабы потребностей в ее регулировании  выплескиваются далеко за рамки возможностей функционирующей сегодня системы  глобального управления.

Попытки сдерживания миграции, основанные на жестких и селективных подходах к ее регулированию, доказали свою бесперспективность и грозят нарастанием конфликтного потенциала как на внутреннем, так  и на международном уровне.

Следует учитывать и то обстоятельство, что подобные меры все в больших  масштабах становятся стимулятором воспроизводства криминальных структур, процветающих в сфере миграции. Неизбежное переплетение их деятельности с другими  сетями транснациональной организованной преступности, в том числе наркоторговлей и террористическим подпольем, создает  серьезную угрозу и подрывает  возможности обеспечения глобальной безопасности. Расширение межгосударственного  диалога по миграции и реальная интеграция в этот процесс институтов гражданского общества призваны содействовать поиску ответов на нелегкие вопросы о  том, как продвигаться к большей  открытости миграционной политики, адекватной вызовам современного мирового развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

В своей работе мы пришли к следующим  выводам.

Роль миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах нового освоения, чрезвычайно  велика. Проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой идеологической проблемой. 12.06.2006 году вышло новое постановление Совета министров РТ сокращении приема населения с других регионов в связи с национальной нестабильностью (например с республики Чечня и т.д.).

Миграционные потоки, часто  весьма мощные, порождают необходимость  решения сложных вопросов гражданства  и обеспечения прав человека, в  отношении которых законодательство закрепляет такие правовые статусы, как беженец и вынужденный переселенец.

Для различных принимающих  стран существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями  между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках  современной иммиграции. За прошедшие  десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В последние годы в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1.5 млн. чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

Обобщая разные подходы, концепции  и теории, объясняющие причины  международной миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое неравенство между  богатыми и бедными странами; демографический дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.

Информация о работе Мигрирующее население стран мира