Мигрирующее население стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
1. Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
2. Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
3. Выявить направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

Файлы: 1 файл

Особенности современного этапа международной миграции рабочей силы1.docx

— 183.63 Кб (Скачать файл)

Международная миграция, однако, стала  не только мощным инструментом перераспределения  мировых трудовых ресурсов, но и  сферой, которая генерирует тенденции, осложняющие межгосударственные отношения  и внутреннюю ситуацию во многих странах. Интенсивность людских потоков, пересекающих государственные границы, нарастает не только вследствие трудовой миграции, но также за счет вынужденного переселения, вызванного политической нестабильностью и конфликтами.

Прогрессирующая нелегальная миграции способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной  транспортировкой людей и работорговлей. Уже сейчас, по самым скромным оценкам, численность нелегальных мигрантов  в развитых странах превышает 10 млн. человек. Одновременно растут и масштабы нарушений прав мигрантов (среди  них — прежде всего детей и  женщин), еще более усиливающие  напряженность миграционной ситуации. Неурегулированность многих вопросов, связанных с правовой защитой  мигрантов, повышает уровень социального  неравенства в трудовых отношениях, обеспечении доступа к услугам  образования, здравоохранения и  др. Международная миграция приводит к серьезному дисбалансу численности  населения между странами в отдельных  регионах. Сфера миграции чутко реагирует  на все катаклизмы и кризисы международной  и общественной жизни.

Серьезным фактором, осложняющим проблемы миграции, стали «экологические беженцы», т. е. пострадавшие от природных катастроф. Уже сейчас их численность составляет около 25 млн. человек. Прогнозы в этой области весьма неутешительны. Так, потепление климата может привести к 2050 г. к взрывному увеличению численности мигрирующих переселенцев, среда обитания которых окажется разрушенной. Только повышение уровня мирового океана на один сантиметр грозит, по экспертным оценкам, вынужденным переселением более чем миллиону человек.

Мировой финансовый кризис, разразившийся  в 2009 г., усилил нестабильность и противоречивость ситуации в области международной  миграции. Он привел не только к сокращению потребностей в трудовой миграции, но и к ощутимому ухудшению  положения семей мигрантов-кормильцев, возвращающихся на родину, где их ожидает  бедность и безработица. Особенно болезненным  является влияние кризиса на положение  женщин-мигрантов, поскольку они  заняты преимущественно в отраслях, где безработица растет наиболее высокими темпами (сфера услуг, здравоохранение  и т. п.).

Падение объема денежных поступлений  от мигрантов негативно отразилось на экономическом положении многих стран. В 2007 г., обращаясь к государствам-участникам Глобального форума по миграции и развитию, в частности, Японии. США и странам-членам ЕС, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал к проведению открытой политики в области миграции. Однако никаких сдвигов в миграционной политике этих стран не произошло, и уже первые последствия мирового кризиса показали, что его наступление вообще отбросило эту проблему на второй план. К апрелю 2009 г. Малайзия, Таиланд, Австрия заморозили выдачу разрешений на работу. Испания и Чехия выступила с предложением оказать финансовую помощь мигрантам, соглашающимся возвратиться в свои страны. В целом приток частных и банковских финансовых поступлений в страны-источники миграции в первой половине 2009 г., по данным журнала «Экономист», упал с 1,16 трлн. долларов. до 770 млрд. долларов.

Кризис повлиял и на рост притока  нелегальных мигрантов. В 2006-2007 гг. только из стран, расположенных по берегам  Аденского залива, в Европу прибыло более 30 тыс. мигрантов, в основном из Эфиопии и Сомали. Более 400 человек, по данным ООН, при этом погибло в пути. В последующие годы численность нелегалов, рискующих жизнью в поисках работы, продолжала расти. В 2009 г. в Европе разразился международный скандал, вызванный нежеланием Италии допустить на свою территорию сомалийцев, пытавшихся добраться морем до Европы. В результате в Средиземном море от голода и истощения погибло несколько десятков человек. Италия же оправдывала свое нежелание тем, что в последний период численность нелегальных мигрантов, прибывающих в страну, удваивается каждый год. Ростом нелегальной миграции серьезно обеспокоены и другие средиземноморские страны. В связи с упомянутой выше трагедией в Средиземном море, Евросоюз в сентябре 2009 г. был вынужден созвать в Брюсселе совещание министров внутренних дел для обсуждения коллективных мер по сокращению нелегальной миграции и возможностей распределения финансового бремени, связанного с содержанием нелегальных мигрантов, между всеми членами Евросоюза. Миграция, по заявлению заместителя Генерального секретаря ООН Анны-Роуз Мигиро, становится все более взрывоопасным и сеющим разногласия вопросом.

Прогнозы, касающиеся влияния кризиса  на международную миграцию, весьма неутешительны. По мнению экспертов МОТ, в результате кризиса могут потерять работу 20 млн. мигрантов. При этом в мире число живущих менее чем на два доллара в день, может возрасти до 100 млн. человек, а число тех, кто вынужден жить менее чем на один доллар, — до 40 млн. человек.

Преобладающим направлением миграционной политики государств, прежде всего  развитых, по-прежнему остается сосредоточение усилий на традиционных мерах по усилению контрольных механизмов: ужесточении  пограничного и визового режимов, ограничении  доступа к процедурам получения  убежища и т. п. Между странами ЕС и государствами-источниками  миграции сегодня действует около 100 двусторонних соглашений о реадмиссии, не соответствующих международным стандартам в области защиты прав мигрантов и беженцев. В качестве средств борьбы с неконтролируемой миграцией используются аресты, урезание социальных благ, ограничение доступа к трудовой деятельности и т. п. Главным направлением миграционной политики по-прежнему остается усиление роли государства как субъекта, осуществляющего функции преследования.

До сего времени процессы регулирования  миграции протекают, в сущности, по замкнутому кругу. Ограничительные  и селективные меры стимулируют  нелегальную миграцию, а ее рост, в свою очередь, ведет к дальнейшему  ужесточению этих мер. Разрыв между  принятыми ООН международно-правовыми  нормами, касающимися миграции, и  политикой государств сужается чрезвычайно  медленными темпами. При растущих масштабах  межгосударственных контактов и  связей в области миграции сохраняется  разноголосица в миграционном законодательстве практически всех стран, вовлеченных  в мировой миграционный процесс. Весьма показательным примером в  этом отношении является тот факт, что вступившую в силу в 2003 г. Международную  конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и их семей к маю 2009 г. ратифицировало всего 41 государство, в основном развивающиеся страны. Для сравнения можно упомянуть, что Международная конвенция о статусе беженцев ратифицирована 147 государствами.

Неоднородность, специфическая многослойность потока мигрантов требует разработки диверсифицированных и одновременно опирающихся на общие принципы подходов к управлению современными миграционными процессами и взвешенной оценки их возможных последствий. Сегодня регулирование миграции на любом уровне — глобальном, региональном или национальном — представляет собой столь же широкое, сколь и полное пробелов правовое поле. Складывающийся в этих условиях дисбаланс интересов неизбежно становится тормозом, осложняющим перспективы глобального развития.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ГЛАВА III Пути решения проблем  и перспективы развития миграционных процессов

3.1. Пути решения проблем,  порождаемых международной трудовой  миграцией 

 

Миграция – это международный  процесс, в котором не может участвовать  одна отдельно взятая страна. О миграционных проблемах нельзя рассуждать без учета общемирового контекста, в который наряду с другими государствами вписана и Россия.

Сегодня уже никто не оспаривает, что миграция России нужна. В нынешней  демографической ситуации российская экономика не может рассчитывать на сохранение и воспроизводство трудовых ресурсов без привлечения мигрантов. Они – один из основных залогов экономического роста, решения ряда социальных проблем и выполнения национальных проектов (в частности в строительстве). Власти разных стран пытаются решить вопрос хорошо проверенными и запретительными мерами, что создает лишь видимость решения имеющихся проблем и порождает новые: увеличение уровня незаконной миграции, отток трудовых мигрантов в теневой сектор экономики.

Британия, имеющая один из наиболее гибких рынков труда в Евросоюзе, и в целом положительно относящаяся к мигрантам, настроена на жесткие, решительные меры. Причиной этому стал опубликованный осенью прошедшего года прогноз Бюро национальной статистики Великобритании, согласно которому при сохранении нынешних тенденций население Англии к 2030 году вырастет с нынешних 61 до 70 миллионов человек.

Так в Англии всерьез задумались о введение ежегодной квоты на иммиграцию. В 2008 году правительство Великобритании уже ввело первое серьезное ужесточение – балльную систему оценки иммигрантов из-за пределов Еврозоны (баллы выставляются в зависимости от уровня образования, квалификации, британского опыта и доходов мигрантов).

О введении квоты задумались и в России. В конце 2009 года было подписано постановление, которое  определило характер отношений между  российскими работодателями и иностранными работниками на текущий год. Документ, распределяющий по регионам квоты выдачи иностранцам приглашений на въезд  для трудовой деятельности. Осенью субъекты Российской Федерации защищали в Минздраве свои заявки на мигрантов. Итоговый вариант согласовывался с Федеральной миграционной службой и правительством. Таким образом, было определено, что в 2010 году на территории России смогут работать 1,3 миллиона иностранцев. Определенная квота оказалась почти вдвое меньше, чем в 2008 году (3,9 миллиона человек). Специалисты международного альянса “Трудовая миграция” (Москва) считают, что для такой страны как Россия 1,3 миллиона человек - очень маленькая цифра. На 2010 год только работодатели Москвы подали заявки на 1,4 миллиона рабочих мест. По оценкам экспертов альянса, реальная потребность России в трудовых ресурсах сегодня достигает 4-6 миллионов квалифицированных специалистов. По их мнению, регионы, несмотря на урезанную квоту, не останутся без мигрантов: предприятия вернутся к практике найма гастарбайтеров без документов. Будут возобновляться старые практики, когда легально оформляется, 50 иностранцев, а привозится 200. Несмотря на высокие штрафы за привлечение нелегалов, власти не будут жестко карать бизнес, особенно крупных плательщиков в региональный бюджет. Но малому бизнесу станет тяжелее. Тем работодателям, которые хотят и умеют искать квалифицированных легальных специалистов и рабочих, нужно давать зеленый свет, так как легальные мигранты не отнимают работу у местного населения, у них своя ниша. В Международной ассоциации трудовой миграции подтверждают, что места гастарбайтеров не востребованы россиянами. Их необходимо кому-то заполнять. Только в таком случае можно будет говорить о подъеме экономики и решении ряда социальных проблем.

Специфика миграции в России определена историческими связями  с государствами, которые в недавнем прошлом входили в состав СССР. Эта специфика определяет миграцию сегодня, и будет определять ее в  обозримом будущем. Исходя из этого, миграционная политика России должна основываться на двусторонних договорах  с соседними постсоветскими государствами, являющихся основной территорией исхода мигрантов. Ряд таких соглашений уже существует, но они недостаточны. До сих пор не определены вопросы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, их медицинское обслуживание и т.д.

Без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти  выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в  том числе трудовая) – неотъемлемая часть такого общества, стало быть, она должна находиться под его  непосредственным контролем. С этой целью необходимо создавать и  развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами  власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными  в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах.

Несомненно, новое российское миграционное законодательство, вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет  ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства  фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили  полномочия в реализации миграционной политики и оказании госуслуг в области  миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации.

Очень остро в России стоят  проблемы и внутренней миграции. На сегодняшний момент сложилась диспропорция между населением, проживающим в центральной части России и теми, кто живет в восточной части страны. Население самого крупного мегаполиса российского государства – Москвы постоянно увеличивается. В то время как население Дальнего Востока за последние 15 лет сократилось на 1,5 миллиона человек, вернувшись к уровням середины 1970−х. Сегодня здесь живет на 20% меньше людей, чем в позднесоветский период. При этом население всей России за это время сократилось лишь на 4%. Это означает, что население Дальнего Востока не вымерло, оно просто мигрировало в западные регионы страны. Вслед за уменьшением населения постепенно уменьшается и вес дальневосточной экономики в общероссийском масштабе. В период с 1995-го по 2008 год доля макрорегиона в ВВП страны сократилась на 2%, упала стоимость основных фондов, снизился объем вводимого жилья. Существенно ухудшились показатели продовольственной обеспеченности, которые и до этого были невысокими. Даже южные регионы Дальнего Востока сегодня обеспечены собственным продовольствием менее, чем на 50%.

Как известно, самой мобильной  частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 %. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 %. Причина в том, что миграция – это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется.

В Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны.   

 

3.2. Перспективы развития  миграционных процессов 

 

В 2001 г. на конференции в Берне («Бернская  инициатива») ее участники — свыше 80 государств — призвали мировое  сообщество к комплексному рассмотрению проблем международной миграции. Этот призыв свидетельствовал об определенных подвижках в понимании необходимости  формирования новых подходов к этому  явлению на глобальном уровне.

В 2003 г. генеральным секретарем ООН  была создана Глобальная комиссия по вопросам международной миграции. В 2005 г. она представила ООН свой доклад, в котором были определены главные направления сосредоточения усилий международных институтов и  членов ООН в этой области и  даны оценки современного положения  в области международной миграции. Отмечалось, что для современной  практики регулирования миграции характерны слабое развитие сотрудничества между странами-источниками миграции и странами, принимающими мигрантов; общий низкий уровень кооперации и взаимодействия между государствами; разрыв между внутриполитической практикой и основополагающими принципами международного права; острая нехватка национальных и международных механизмов, необходимых для распространения знаний и обмена информацией, а также недостаточная институциональная гибкость государственных структур, препятствующая оперативному реагированию на вызовы миграции.

Информация о работе Мигрирующее население стран мира