Молодёжные политические движения в современной России (конец ХХ века - начало ХХI века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выяснить сущность и значение молодёжных политических движений, в период конца ХХ века - начала ХХI века.
Задачи:
1. Описать историю развития молодёжных политических движений в России движений, с конца ХХ века - начала ХХI века;
2.Охарактеризовать структуру и классификацию молодёжных политических движений в России;
3. Выявить роль молодёжных политических движений в современной России.

Содержание работы

Введение.……………………………………………………………………….……..….3
I. Специфика развития молодёжных политических движений в России конца XX – начала XXI веков……….……………………………………………………….…….....9
II. Структура и типология молодёжных политических движений России………..25
III. Роль молодёжных политических движений…………………………………….51
Заключение.……………………………...………………………………………….…63
Список использованных источников и литературы.…………

Файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_rabota_2_kurs.doc

— 624.00 Кб (Скачать файл)

Создание такой  сетевой структуры, финансируемой  из одного или нескольких источников, имеющих общий интерес, в течение  довольно короткого времени (2-3 года) приводит к повышению активности среди молодежи, в первую очередь политической. А контролирующий эту сетевую структуру политический актор вполне может канализировать активность молодежи в этих структурах в нужное ему русло. Кстати, украинские события прекрасно показали, что бывает когда молодежные сетевые структуры работают на внешнего игрока – о них рассказано в отличной статье Михаила Кордонского, председателя общественной организации «Ассоциация пользователей сетей телекоммуникаций», который, собственно, и подарил название такому способу создания широкого молодёжного движения.

В России ни одной  такой организации создано, к  счастью, пока не было. Нечто подобное начал реализовывать ЮКОС в 2002 году, но, учитывая то, что компании были предъявлены  иски налоговых органов, которые  привели к продаже на аукционе «Юганскнефтегаза», самостоятельно ЮКОС уже финансировать это направление не может. Межрегиональная общественная организация «Открытая Россия» продолжает проект создания сетевого общества, но уже с гораздо меньшим рвением. ЮКОС чувствовал возрастающее значение молодежи и ее влияние на политику и искал пути для того, чтобы сделать молодежь «своей», но, как и в случае с омоложением КПРФ, ничего не вышло. При всех усилиях «Открытой России» и других сторонников Ходорковского в конце весны 2005 года они продемонстрировали, что не управляют своим сетевым обществом, которое все же к тому времени было значительным по количеству участников программ организации (как уже говорилось, около 150 тыс. человек только за 2003 год)41.

Такой исследователь, как Н.А. Хохлова использует для классификации молодёжных движений такие критерии, как «масштаб деятельности, социальная база, ценностные ориентации, интересы, отношение к власти, политические и идеологические ориентации».

Исследователь А.Е. Круглов предлагает использовать для классификации деление на либеральные либо антилиберальные организации и движения молодёжи.

 В классификации, предложенной О.М. Карпенко и И.А. Ломановым выделяется группа «центристы», в которую они относят все прокремлёвские организации. Выделяют группу «правые», которых по принципу хронологии, а не идеологии, разделяют на «старых» и «новых», группу «Левые» делят на «умеренных» и «радикальных». И здесь начинается самое интересное, поскольку к последней группе названные авторы причисляют и РНЕ («Русское национальное единство»), и скинхедов.

Традиционное  деление политических субъектов  на левых, правых и центристов сегодня  вряд ли является приемлемым в своем  обычном значении по ряду причин, например, вследствие потери либо смещения тех  традиционных критериев, вполне приемлемых для индустриального общества, но совершенно не работающих в обществе постмодерна42.

Рассматривая  существующие молодёжные движения и  организации, мы видим, что их типология  разнообразна и не весьма четкая. В зависимости от какого-либо промежутка времени, в разные года существовали разные молодёжные политические движения, а соответственно и типология их была различна.

Поэтому необходимо выделить классификацию,  характерную для современной России, которая наиболее полно выражает расстановку политических сил, среди молодёжных движений.

В данной классификации  выделяются молодёжные отделения политических партий, к которым относятся: «Молодые социалисты России», «Молодая гвардия  Единой России», Московское молодежное «Яблоко», «Соколы Жириновского», «Молодёжный центр ЛДПР», «Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации — СКМ РФ (КПРФ)».

Вторая подгруппа  это молодёжные отделения политических организаций, к которым относятся  «Евразийский союз молодёжи» (Международное  евразийское движение), «Революционный коммунистический союз молодежи (большевиков) — РКСМ (б)».

Далее идёт третья подгруппа это внепартийные молодёжные движения и организации, в состав которых входят демократические  политические движения, такие как: Всероссийское  движение «Ура!», «Идущие без Путина», «Оборона», левые молодёжные движения: «Авангард красной молодёжи» (АКМ), «Федерация социалистической молодёжи» (ФСМ) и другие.

Также в эту  типологию относят благотворительные  молодёжные движения, такие как молодёжные банки, которые представляют собою технологию вовлечения молодёжи в решение социальных вопросов, через конкурсы целевого благотворительного финансирования проектов, проводимых молодёжью и как правило для молодёжи. Молодёжный банк (МБ) чаще всего создается на базе фонда местного сообщества, учебных заведений, молодёжных общественных объединений, и на местном уровне помогает молодым людям реализовывать свои социальные и благотворительные проекты.

Последняя группа, которую выделяют авторы данной классификации, это проправительственные пропутинские молодёжные движения и организации, к которым собственно относятся «Идущие вместе», «Наши», «Местные».

Учитывая классификацию, необходимо также разобрать структуру  молодёжных политических движений, а  она достаточно, не стандартна и во многих случаях разнообразна.

Все молодёжные политические движения дискретны и состоят из групп. Часть из которых объединяются в более сложные образования (ассоциации), создавая группировки, крылья и течения в движении.

Группы являются носителями специфической субкультуры, социальных институтов, норм нравственности и морали. Группы, активно взаимодействующие друг с другом, формируют ассоциацию (группировку). Авторитетные старые группы (или группировки), имеющие хорошие коммуникативные связи друг с другом, образуют ядро территориальной (региональной) части движения. Ядро движения наиболее сильно влияет на формирование норм поведения, нравственности и морали, субкультуру.

Далее к ядру примыкают периферийные группы. К  периферийным группам относятся  те, которые, воспринимая себя как часть движения, все-таки имеют свои нормы поведения. Обычно периферийными группами поддерживается только общая идеология движения и, в обязательном порядке, имеет место ношение символики и атрибутики. Причем последняя воспринимается часто с чисто декоративной точки зрения. Как правило, они не образуют группировок. Однако если такое происходит, то периферийные группы вскоре перестанут быть периферийными, войдя, либо в ядро движения, либо сформировав собственное ответвление (крыло) в движении.

У крупных политических молодёжных формирований лидеры могут и отсутствовать. Имеются только авторитеты, которые нередко именуют себя лидерами, причем эта дезинформация часто попадает и в СМИ. Очень часто «лидерами» именуют себя различные личности с признаками наполеономании, которые часто встречаются во всех молодёжных политических движениях43.

В зависимости  от идеологии, выделяются такие организационные  формы структур внутри  самого движения: некоторые либеральные организации (демократическая ассоциация ДА! и движение «Оборона») в качестве формы организации избирают сетевую горизонтальную систему,  без выделения формального лидера.  Подобная коллегиальность управления способствует демократичности внутри движения,  отсутствию социального расслоения внутри организации.  В то же время   несколько лидеров не имеют необходимого чувства ответственности и не всегда могут создать единую стратегию развития.

Радикальные и  революционные организации (Авангард Красной молодежи)  придерживаются авторитарного стиля управления с жесткой иерархической системой.  Первичной организацией является отделение (не менее 3  человек),  которое затем по территориальному признаку объединяются в батальоны,  в который входят не менее 3  отделений. Следующей ступенью становится территориальная бригада,  в состав которой входят три батальона.  Высшим органом управления является Всероссийский съезд (не реже чем раз в два года).  Формальный лидер достаточно часто соединяет в себе руководителя и идеолога (Сергей Удальцов – АКМ).   Проводимые антиправительственные акции приводят к постоянному изменению количественного состава, что естественно нарушает иерархию.

Для наиболее полного  представления структуры молодёжных политических движений, можно рассмотреть  примеры некоторых из них:

В молодёжном политическом движении «Наши» высшим  руководящим  органом является  съезд движения.  Он  избирает  Федеральный  Совет  из 5  федеральных комиссаров. Региональные комиссары «Наших» – ядро организации и  ее  региональных  отделений.  Активист «Наших» (формально  он называется  сторонником),  участвующий в разных  мероприятиях движения,  становится  кандидатом  в комиссары и,  наконец, комиссаром.  Руководство региональными отделениями «НАШИХ» осуществляют  Региональные  Советы,  избираемые  комиссарами из своего  состава на  конференциях.  Там же  комиссары выбирают  и лидера региональной организации.

Как альтернативу «Нашим» можно рассмотреть организацию  Авангард Красной Молодёжи. Высшим  руководящим  органом  АКМ  формально  является  съезд. Он  избирает  председателя  АКМ  и  его  заместителей,  а  также Центральный  Комитет (ЦК)  АКМ  и  Центральную  Контрольно-Ревизионную  комиссию (ЦКРК)  АКМ.  В  период  между  съездами работой  АКМ  руководит  ЦК  АКМ,  который  является  постоянно действующим  руководящим  органом АКМ. В  случае невозможности выполнения  кем-либо  из  членов  ЦК  АКМ  своих  обязанностей (болезнь,  исключение  из  АКМ),  ЦК  АКМ  своим  решением  может кооптировать  в  состав  ЦК  новых  членов  на  период  до  ближайшего съезда. ЦК АКМ заседает не реже раза в полгода. В период между его заседаниями оперативное руководство АКМ осуществляет Исполком АКМ, избираемый ЦК из своего состава. Исполком заседает не реже раза в месяц. Председатель  АКМ представляет  организацию в отношениях  с партиями  и  общественными  организациями;  организует взаимодействие  ЦК  АКМ  и  региональных  отделений  АКМ  и  др.  В случае  отсутствия  или  болезни  председателя АКМ  он  передает  свои полномочия одному из заместителей. ЦКРК АКМ  выполняет  контрольные функции. Она контролирует соблюдение  Устава  и ежегодно  осуществляет  ревизию финансово-хозяйственной деятельности АКМ. АКМ имеет свою присягу. Для вступающих  в АКМ установлен  кандидатский  стаж – 3 месяца.  Кандидат  имеет равные права и обязанности с членами,  за исключением права решающего голоса  на  собраниях и права быть избранным в руководящие органы  АКМ и его отделений.  Однако, кандидат  имеет право совещательного  голоса  на  собраниях организации.  Члены  и  кандидаты  в  члены  АКМ  обязаны  активно  и постоянно участвовать в практической работе организации. Также при АКМ  есть  институт  сторонников.  Зарегистрированные  в  качестве сторонников  АКМ  имеют  право  совещательного  голоса  при рассмотрении вопросов деятельности организации. Председатели (командиры)  региональных  отделений  АКМ  и  их заместители  избираются  на  их  конференциях (съездах).  Там  же избирается  состав  Комитета  регионального  отделения (РО), осуществляющий текущее руководство РО, и контрольный орган РО – его Контрольно-ревизионная комиссия (КРК). Коммунистические  молодежные  организации  в  республиках бывшего  СССР,  вошедшие  в  состав  АКМ,  «являются соответствующими  структурными  подразделениями  АКМ».  Они «могут  иметь собственные уставы  и программы,  которые не противоречат  Уставу  и Программному  заявлению АКМ,  а также собственное наименование44

В целом,  рассматривая различные типы и структуру  современных  молодёжных политических движений в  России на наш взгляд можно сделать вывод, что в настоящее время в России существует три вида молодёжных политических подвластные движения. Оппозиционные и идеологические, зачастую не устойчивы и плохо сформированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль молодёжных политических движений для России.

В современной  России динамично меняется роль и  место молодёжи в политической жизни, от прежних стихийных и хаотичных  форм участия в политической жизни  страны молодёжь переходит к более  упорядоченным, структурированным, выраженным в формировании и развитии молодёжных общественно-политических институтов,  таких  как молодёжные движения, организации, партии.

По сравнению  с периодом 1990-х гг. несколько  выросло число политически активных молодых людей. По данным доклада  Института социологии РАН, опубликованного по результатам социологического исследования «Молодёжь новой России: ценностные приоритеты»,  проведенного  в 2007  г.,  по  сравнению  с 1997  г.  увеличилась доля молодёжи,  непосредственно участвующей в политической деятельности (с 1 % до 2 %). Примерно на том же уровне, что и 10 лет назад остаётся число молодых россиян, активно интересующихся политикой (14 %).

Особенно остро  стоит вопрос о включении молодых  людей в политическую систему  общества, так как налицо явный  диссонанс между постоянно возрастающей ролью молодых людей в экономической,  социальной,  культурной,  информационной  сферах  и  слабой  представленностью молодёжи в политических институтах, а в ряде случаев – политическое бесправие представителей молодого поколения.

Включенность  молодёжи в политический процесс  конституируется посредством таких  компонентов, как политические институты, политическая культура (в том числе  политические  ценности,  идеология  и  т.д.),  политическая  социализация,  политическое  участие  и т.д., однако лишь  у небольшой части молодых людей политические практики институализируются  в  непосредственное  участие  в  деятельности  политических  институтов45.

В настоящее  время, социологи и политологи сегодня по-разному оценивают степень включенности  современной молодёжи в политические процессы. Многие исследователи утверждают, что молодёжь постсоветской России негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической  ситуации в  стране, не видит для  себя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому граждански пассивна и аполитична.

В том числе, А. Антонов утверждает, что «часть той молодёжи, которая осознает существующие проблемы в стране и желает предложить пути выхода из сложившегося положения, очень мала. Даже такой простой способ влияния на политическое развитие, как выборы, использует крайне малое число молодых людей. Статистика неумолимо свидетельствует о резком падении числа именно молодых избирателей, что говорит и о соответствующем отношении к политике вообще»46.

Информация о работе Молодёжные политические движения в современной России (конец ХХ века - начало ХХI века)