Никколо Макиавелли как государственный деятель, теоретик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:40, контрольная работа

Описание работы

Мы живем в ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание своей роли в обществе становятся главными. Всемирная история политических учений представляет большой политико-правовой опыт прошлых поколений, философы, мыслители и ученые во все времена брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, где центральное место занимала проблема власти. Становление и развитие политических учений отображает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....……………...3
1.Исторический портрет и творчество Никколо Макиавелли………………………...…….5
2. Концепция власти Никколо Макиавелли……………………………………………..……9
3."Государь" как руководство по управлению государством………………………...……16
Заключение………………………………….………………………………..………………..22
Список литературы………………………………….…………………………...……………24

Файлы: 1 файл

Исторический портрет и творчество Никколо Макиавелли.docx

— 60.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………....……………...3

1.Исторический портрет  и творчество Никколо Макиавелли………………………...…….5

2. Концепция власти Никколо Макиавелли……………………………………………..……9

3."Государь" как руководство по управлению государством………………………...……16

Заключение………………………………….………………………………..………………..22

Список литературы………………………………….…………………………...……………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в ΧΧΙ веке, который потрясает глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание своей  роли в обществе становятся главными. Всемирная история политических учений представляет большой политико-правовой опыт прошлых поколений, философы, мыслители  и ученые во все времена брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия человека, где центральное  место занимала проблема власти. Становление  и развитие политических учений отображает борьбу за политическую власть между  различными социальными группами, классами, нациями. Сама «власть» является сложным  явлением, можно даже сказать, что  «власть» - закономерный признак нашей  повседневной жизни, с которым мы сталкиваемся каждый день. Власть –  инструмент выражения «воли государства».

 На протяжении всей  истории понятие и сущность  «власти» не давали покоя многим  мыслителям. Эпоха Возрождения, сменившая  собой Средневековое религиозное  мировоззрение, принесла глубокие  изменения в идеологию западноевропейского  общества. Общей идеей новой эпохи  стал гуманизм – где человек  занял центральное место в  противовес Средневековым догмам  христианства. XVI в.– век великих  духовных, культурных, политических, религиозных  перемен и потрясений в жизни  Европы. По всей Европе происходило  объединение феодально-раздробленных  стран. Не обошло это объединение  стороной и Восточную Европу. Но две крупнейшие европейские  страны отставали от такого  развития – это Германия и  Италия. В XV веке Италия представляла  собой богатую наследницу Римской  империи, но в то же время  самое раздробленное государство.  Политическая система Италии  напоминала полиса – города. Милан,  Венеция, Неаполь, Флоренция и  Ватикан плели интриги друг  против друга и других государств. Как и в другие исторические  эпохи, главной причиной раздоров  была власть. Если обратиться  к истории и вникнуть в причины  войн, то, несомненно, главной причиной  будет являться жажда безграничной  власти. Большой резонанс в обществе  эпохи Возрождения вызвала теория  власти, обоснованная итальянским  мыслителем Никколо Макиавелли. Родина Макиавелли Флоренция, один из богатейших и культурнейших городов Италии, центр банковского дела и ремесла. В конце XIV начале XV века там устанавливается олигархическая власть банкиров и крупных торговцев. Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте. При этом флорентийский философ опирался на исторические закономерности общественного развития. Он первый и единственный мыслитель той эпохи, который сумел достаточно определенно постичь потребности своего времени. Основная мысль учения Макиавелли - безраздельная безграничная власть самодержца – государя. Труд, который прославил Макиавелли – это книга под названием «Государь». В «Государе» собраны не только наставления и правила приобретения, удержания, контроля власти для любого правителя, но содержатся и правила этики, и основные законы психологического воздействия. Уникальность теории в том, что её принципы актуальны и для XVI, так и для ХХI века. Несомненно, современные представители власти пользуется уже не теми утверждениями, но многие добились бы несомненного успеха, если бы положили в основу своей деятельности суть концепции Макиавелли.

Актуальность выбранной темы объясняется не только её большим резонансом в истории, но и тем, что современные политики в своей деятельности сталкиваются с множеством различных проблем, актуальных и для управленцев различных исторических эпох. Существуют различные способы преодоления этих проблем, но все они замыкаются на человеке, именно он обязан решить их. Макиавелли в своих работах разрабатывает целую теорию действий для преодоления сложных политических ситуаций. Его теория является одной из самых противоречивых, а идеи служат до сих пор предметом многих споров, являясь актуальной темой для размышления.

Целью данной работы является анализ государственной деятельности Никколо Макиавелли

 Задачи:

- рассмотреть исторический  портрет и творчество Н. Макиавелли;

- проанализировать концепцию  власти Макиавелли;

- рассмотреть произведение «Государь» как руководство по управлению государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Исторический портрет и творчество Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли - выдающийся итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения, поэт, военный теоретик. Он появился на свет 3 мая 1469 г. в дворянской обедневшей семье. Его малой родиной стала деревушка Сан-Кашано, расположенная возле Флоренции. Макиавелли получил хорошее образование, благодаря прекрасному знанию латыни мог читать в оригинале древних авторов, имел прекрасное представление об итальянской классике, но не разделял преклонения гуманистов перед эпохой античности. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции и контролирующего ее деятельность «Совета Девяти», учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений. [4, c.12]

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII , чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический»  период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и  человеческой психологии, на которых  – как и на изучении истории  Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно  обнаружить большинство идей, которые  он впоследствии развивал и которым  придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с  оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой  Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная карьера  пошатнулась в 1512, когда Флоренция  потерпела поражение от Священной  лиги, образованной Юлием II против французов  в союзе с Испанией. Медичи вернулись  к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в  тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали. В конце  концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции). [1, c.123]

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь  верно и ревностно, побудило его  взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым  делом – политикой, Макиавелли написал  в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – «Государь», блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу «О княжествах»  и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – "Искусство войны" (1521, написано в 1519–1520), "История Флоренции" (1520–1525), две театральные пьесы – "Мандрагора" (1518) и "Клиция" (в 1524–1525), а также новелла "Бельфагор" (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей. [4, c.33]

Трудно дать оценку произведениям  Макиавелли, прежде всего из-за сложности  его личности и неоднозначности  идей, до сих пор вызывающих самые  разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был  способен к глубокому чувству  и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения  обнаруживают любовь к радостям жизни  и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

"Государь" считался  его наиболее характерным, если  не единственным сочинением; из  этой книги очень легко отобрать  отрывки, явственно доказывающие  одобрительное отношение автора  к деспотизму и находящиеся  в разительном противоречии с  традиционными моральными нормами.  В какой-то степени это можно  объяснить тем, что в "Государе" предлагаются чрезвычайные меры  в чрезвычайной ситуации; однако  сыграло роль и отвращение  Макиавелли к полумерам, а также  тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят  к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно  считал политику искусством, которое  не зависит от морали и религии,  по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.

"Государь" – труд  догматика, а не эмпирика; еще  менее это сочинение человека, претендующего на получение должности  (как часто полагали). Это не  холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким  чувством (несмотря на рассудочность  изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.

Надежды Макиавелли на расцвет  Флоренции и собственную карьеру  оказались обманутыми. В 1527, после  того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское  правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527. [4, c.47]

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Концепция власти Никколо Макиавелли

 Свою теорию власти  Макиавелли основывает на принципе  оправдания средств, применяемых  политиком. Политическое учение  Макиавелли есть учение, впервые  отделившее рассмотрение политических проблем от религии и морали, поставившее целью содействовать формированию национальных государств абсолютистского типа. Оно было использовано в дальнейшем идеологами абсолютизма и вызвало яростную ненависть со стороны защитников феодальных устоев и феодального порядка.

 Главный объект изучения  Макиавелли – государство. Главная  цель – сильное государство,  во главе которого стоял бы  идеальный государь. Единственная  цель, которая оправдывает безнравственные  средства - это создание и сохранение  государства. Государство (независимо  от его формы) Макиавелли рассматривал  как некое отношение между  правительством и подданными, опирающееся  на страх или любовь народа. Государство в трудах великого  флорентийского мыслителя выступает  в форме единоличного правления,  но не в пользу монархии  и в ущерб республике (превосходство  республиканского образа правления  он обосновал в «Рассуждениях  на первую декаду Тита Ливия»). Современная действительность, не  давала перспектив создания государства  в республиканской форме. Республику  он считал порождением «честности»  и «доблести» римского народа, тогда как в такой развращенной  стране, как Италия нельзя было  рассчитывать, чтобы могло быть  что-нибудь доброе. В своей работе  я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Государства,  управляемые единолично Макиавелли  разделяет на унаследованные и новые. Наследному государю, как пишет Макиавелли в «Государе», гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без спешки приспосабливаться к новым обстоятельствам. Трудно удержать власть новому государю. Макиавелли сравнивает "недуг" в государстве с чахоткой "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет". Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным оружием или доблестью. В новых государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, насколько велика доблесть государя. Может показаться, что если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо милость судьбы (фортуна), то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии. Однако сам автор отмечает, что тот, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше продержится у власти. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается в том, что им приходится вводить новые порядки, без чего нельзя основать государство и обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков – дело не благодарное. "Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые".[5, c.93]

Информация о работе Никколо Макиавелли как государственный деятель, теоретик