Новое государство
также можно приобрести благодаря
чужому оружию или просто благодаря
"милости судьбы". Власть может
достаться за деньги или быть
пожалованной в знак милости.
В этих случаях её легко
приобрести, но трудно удержать,
ведь государь "всецело зависит
от воли и фортуны тех, кому
обязан властью, то есть от
двух сил, крайне непостоянных
и прихотливых". Удержаться же
у власти он не умеет, потому
как человеку без особых дарований
и доблести, прожившему всю жизнь
в скромном звании, негде научиться
править, и не может, потому,
как не имеет союзников и
надёжной прочей опоры. Существует
ещё два способа сделаться
государём. Это случаи, когда частный человек
достигает верховной власти "путём
преступлений, либо в силу благоволения
к нему сограждан". Макиавелли отмечает,
что жестокость в политике – вещь неоднозначная.
"Жестокость жестокости рознь. Жестокость
хороша в тех случаях, когда её проявляют
сразу и по соображениям безопасности
и плохо применена в тех случаях, когда
поначалу расправы совершаются редко,
но со временем учащаются. Действуя первым
способом, можно удержать власть, действуя
вторым – невозможно". "Обиды нужно
наносить разом. Чем меньше их распробуют,
тем меньше от них вреда, благодеяния же
надо оказывать постепенно. В случае, когда
человек делается государём своего отечества
не путём злодеяний и беззаконий, а в силу
благоволения сограждан, такого рода единовластие
можно назвать гражданским, так как учреждается
оно по требованию народа, либо знати в
зависимости от того, кому первому представится
удобный случай. Но тому, кто приходит
к власти с помощью знати, труднее удержать
власть, чем тому, кого привёл к власти
народ, так как если государь окружён знатью,
которая почитает себя ему равной, он не
может ни приказывать, ни иметь независимый
образ действий. Тот же, кого привёл к власти
народ, правит один. Народ надо взять под
свою защиту, так как даже в тех случаях,
когда государь является ставленником
знати. Макиавелли пишет " государю
надлежит быть в дружбе с народом, иначе
в трудное время он будет свергнут".
Государь, о котором
идет речь в знаменитой книге,
не наследственный монарх –
деспот, а «новый государь» - человек,
создающий новое государство,
которое в дальнейшем может
перейти и к республиканской
форме правления.
Теория Макиавелли
на первый взгляд очень проста
и естественна, но при дальнейшем
рассмотрении раскрывается её
глубокий смысл. Государь Макиавелли
- герой его произведения –
это разумный политик, применяющий
на практике правила политической
борьбы, ведущие к политическому
успеху. Макиавелли стремился написать
«нечто полезное». Отличительной
чертой этого сочинения, как
уже говорилось, является реализм.
Как говорил сам автор: «Более
верным является искать настоящей,
а не воображаемой правды вещей».
Он отвергает распространенные
сочинения об идеальных государствах
и идеальных государях, отвечающих
представлениям о должном ходе
государственных дел.
Цель автора «Государя» иная
– практические советы фактическому
политику ради достижения реального
результата. Реальная политическая действительность
не соответствует героям романов: «Ведь
тот, кто хотел бы всегда исповедовать
веру в добро, неминуемо погибает
среди столь многих людей, чуждых
добра. Князю, желающему удержаться,
необходимо научиться быть недобродетельным,
и пользоваться или не пользоваться,
добродетелями, смотря по необходимости»
- говорит в своей книге Макиавелли.
Это не значит, что государь должен
нарушать нормы морали, но он должен
использовать их исключительно в
целях укрепления государства. Только
с этой точки зрения Макиавелли рассматривает
вопрос о нравственных качествах
идеального правителя – государя.
Поскольку проявлять добродетели
на практике «не допускают условия
человеческой жизни», государь должен
добиваться лишь репутации добродетельного
правителя и избегать пороков, лишь
таких, которые могут лишить его
власти, «не отклоняться от добра,
если это возможно, но уметь вступить
на путь зла, если это необходимо». "Государь,
если он хочет сохранить власть,
должен приобрести умение отступать
от добра и пользоваться этим умением,
смотря по надобности". Какими же личными
качествами должен обладать государь?
Главное моральное качество, которое
объединяет у Макиавелли все прочие
и является самоцелью – это
честь. Смысл чести вытекает из того,
что она возможна только в обществе,
и проявляется преимущественно
в государственных делах. Она
продукт мнения, косвенно выражающий
зависимость человека от общества.
У всех людей есть свои пороки, и
государи здесь не исключение. Иногда
концепцию Макиавелли трактуют как оправдание
творимого зла с точки зрения высшего
критерия, оправдания зла добром. В данном
случае таким критерием выступают интересы
государства. [2, c.103]
Какова для Макиавелли
суть морали? Мораль можно определить,
как общее выражение сил, действующих
в обществе, а именно - идеальных
сил, размеры и границы которых
зависят от возможностей мнения. Специфика
морали в том, что она претендует
на абсолютную ценность, поскольку
отражают общий нравственный опыт общества.
Тут возникает вопрос, должен ли
политик (государь) соблюдать морально
– нравственные устои? В принципе
государственная деятельность должна
соответствовать морали более чем
любая другая. На деле же во многих случаях
необходимость заставляет от неё
отступать в большей или меньшей
степени. "Следует знать, - пишет
Макиавелли, - что, когда на весы положено
спасение родины, его не перевесят
никакие соображение справедливости
или несправедливости, милосердия или
жестокости, похвального или позорного,
предпочтение следует отдать тому образу
действий, который спасёт её жизнь
и сохранит свободу". Государство
ближе к действительности, чем
мораль и в его деятельности яснее
выражена противоречивость нравственных
принципов – борьба общих и
частных интересов. Макиавелли "освобождает"
науку не от морали, а от абстрактного
морализирования. Нравственные проблемы
политики можно и нужно решать
только в пределах этики. Жестокость
и милосердие занимают отдельное
место во взглядах Макиавелли. Он считал,
что мудрому государю нельзя злоупотреблять
милосердием. Прослыв однажды излишне
милосердным и прощающим, государь
может навсегда лишиться уважения народа.
А так как народу постоянно
необходим хлеб и зрелища, а так
же чтобы кто-то нес наказания
за те беды, которые он терпит, государю
необходимо время от времени находить
виновных для того, чтобы умиротворять
народ. Последнее оттого важно, что
люди в силу своей природы никогда
не будут обвинять себя, в то время
как обвинять других в своих бедах
легко, а государь отведет от себя
беду и выступит в роли человека,
который отвел беду от народа. Однако
Макиавелли не отвергал возможности
применения силы против населения. Лучше
несколько раз провести расправы
среди недовольных, чем запускать
«болезнь» до такой степени, что
ее невозможно будет уже вылечить.
Жестокостью можно навести порядок
в стране. Этим самым государь может
проявить не что иное, как милосердие.
Государю не следует считаться с
обвинениями в жестокости, если он
хочет удержать своих подданных
в повиновении. "Учинив несколько расправ,
он проявит больше милосердия, чем те,
кто по избытку его потворствуют беспорядку".
Учинив расправу, государю следует показать
народу, что такие меры были необходимы.
Так, Макиавелли практически узаконивает
массовые расправы, наделяет государя
безграничной властью.
Также, рассматривая
качества, которыми должен бы
обладать идеальный государь, Макиавелли
впервые в Новой истории заговорил
об экономике государства как
составной части его благополучия.
На вопрос должен ли государь
быть щедрым или бережливым
Макиавелли отвечает так: "Хорошо
иметь славу щедрого государя.
Но тот, кто проявляет щедрость,
чтобы слыть щедрым, вредит самому
себе". «Раз государь не может
без ущерба для себя проявлять
щедрость так, что бы её признали,
то не будет ли благоразумнее
примириться со славою скупого
правителя? Ибо со временем, когда люди,
увидят, что благодаря бережливости он
удовлетворяется своими доходами за ним
утвердиться слава щедрого правителя,
и он действительно окажется щедрым по
отношению ко всем тем, у кого ничего не
отнял, а их большинство, и скупым по отношению
ко всем тем, кого мог бы обогатить, а таких
единицы". Если государь, желая прослыть
щедрым правителем, станет неразумно растрачивать
казну, то народ скажет, что он разоритель.
Что бы этого избежать, ему придется пополнять
казну за счет повышения налогов, а это
вызовет массовое недовольство. Если же
государь, решит умерить свою щедрость,
его обвинят в скупости. «Ничто другое
не истощает тебя, как щедрость» - говорил
автор. Однако чужое имущество, которое
не принадлежит правителю или его подданным,
он может раздаривать "щедрой рукой",
ибо, расточая чужое, он только прибавляет
себе славы, в то время как, расточая своё
– только вредит себе. [2, c.152]
Сила государя и государства
измеряются возможностью или невозможностью
к обороне от внешних и внутренних
врагов. Против первых Макиавелли предлагал
только два оружия: удачные политические
союзы и сильная армия. Что касается
внешней политики, то тут Макиавелли советует
государю опираться не только на свои
ум и силу, но и на хитрость зверей. Именно
на внешнеполитическом поприще должно
пригодиться ему умение быть не только
"львом", но и "лисом". Лев боится
капканов, а лиса – волков. Значит нужно
быть лисой, чтоб избежать капканов и львом,
чтоб отпугнуть волков. Неразумного политика,
- предупреждает Николо Макиавелли, - подстерегает
множество смертельных опасностей. Опасно
слишком доверять союзникам, ибо ни один
человек не будет отстаивать твои интересы
так же рьяно, как свои собственные. Таким
образом, для успеха в проведения внешней
политики государь должен быть умён, хитёр,
изворотлив. Государь может и даже должен
обладать лисьей натурой, но он должен
уметь её прикрывать. Лицемерие – отнюдь
не порок для государя. В глазах людей
надо являться сострадательным, верным
слову, милостивым, искренним, благочестивым
– и быть таковым, в самом деле, но внутренне
надо сохранять готовность проявить и
противоположные качества, если это окажется
необходимо. Как политик, идеальный государь
обязан сочетать в себе смелость и решительность
с осторожностью и предусмотрительностью.
Таким примером политического и государственного
деятеля является для Макиавелли Цезарь.
Макиавелли рекомендует
государю, при нужде в финансах,
всегда иметь возможность укрыть
население за высокими стенами,
осада которых завоевателю покажется
изнурительным делом, и обеспечить
людей продовольствием во избежание
недовольства в войске. Видя, что
неприятель безуспешно атакует
город, и, не имея нужды в
пище, народ стерпит даже то, что
дома за стенами крепости будут
разрушены. После удачной обороны
государь будет прославлен и
найдет уважение к себе как
к полководцу.
Макиавелли утверждает,
что власть, какой бы она не
была, должна быть твердой, непоколебимой.
Власть не должна находиться
в подвешенном состоянии иначе
она рухнет. В основе власти
во всех государствах лежат
хорошие законы и хорошее войско.
Но тут же он делает оговорку
о том, что хороших законов
не бывает там, где нет хорошего
войска, и где есть хорошее
войско, там хороши и законы. То
есть, сильную армию можно получить,
лишь имея сильное государство.
"Военное искусство наделено
такой силой, что позволяет
не только удержать власть
тому, кто рождён государём, но и
достичь власти тому, кто родился простым
смертным". Если государь не будет разбираться
в военном деле, то он будет терпеть много
бед. Поэтому государь не должен даже в
мыслях оставлять военных упражнений
и в мирное время придаваться им ещё больше,
чем во время войны". Государь должен
постоянно развивать свои навыки своей
военной подготовки. Государю рекомендуется
чаще выезжать на охоту (основной целью
этого является изучение местности, а
также закалка), а также читать исторические
труды. «Государь не должен иметь никаких
помыслов кроме, как военных, ибо война
единственная обязанность, которую правитель
не может возложить на другого человека»
- пишет Макиавелли. Войско может быть
собственным, союзническим, наёмным, смешанным.
Наёмные и союзнические войска бесполезны
и опасны. "Поражение их отсрочено лишь
настолько, насколько отсрочен решительный
приступ". Наёмникам нельзя доверять
потому, что они сами хотят власти и ради
неё свергнут либо своего хозяина. [3, c.67]
Союзнические войска, по
мнению автора, ещё одна разновидность
бесполезных войск – это войска
сильного государя, которые призываются
для помощи и защиты. Такие войска
могут отлично и с пользой
послужить своему государю, но для
того, кто призывает их на помощь,
они могут оказаться опасными.
Союзническое войско ещё хуже, чем
наёмное, в нем опасна доблесть. Совет
Макиавелли в книге «Государь» по
поводу этой силы однозначен – в
качестве альтернативы наёмным войскам
Макиавелли предложил использовать
собственные регулярные войска государства
и отряды милиции. "Лучше проиграть
со своими, чем выиграть с чужими, ибо не
истина та победа, которая добыта чужим
оружием". Сильное, объединённое новое
государство должно иметь армию из своих
собственных граждан, которые могли бы
в любое время встать на защиту свободы
и независимости своей родины. Макиавелли
советует набирать солдат преимущественно
из крестьян, как наиболее пригодных к
военной службе людей, затем из кузнецов
и остальных ремесленников, чьи навыки
и сила могут быть полезны и на военной
службе. Негативное отношение и к союзническим,
и к наемным войскам объясняется не только
здравым смыслом, но еще и тем, что автору
на протяжении всей его жизни представилась
возможность увидеть в действии все эти
виды войск.
Аккуратно нужно подходить
государю и выбору советников.
Если помощник больше заботится
о себе, чем о государе, и во
всяком деле ищет своей выгоды,
он никогда не будет хорошим
слугой государю, и тот никогда
не сможет на него положиться.
Выбрав хорошего советника, государю
необходимо воздавать ему по
заслугам, чтобы советник не стремился
к переворотам.
Автономность политики
от других сфер человеческого
существования, прежде всего –
от нравственности, превышение государственных
интересов над интересами личности
– вот отправные точки политической
философии Макиавелли. Безусловно,
итальянский философ осмысливал
негативный опыт своего времени:
политическое бессилие разрозненной
и потерявшей самостоятельность
Италии. В этой ситуации основным
приоритетом становится возрождение
мощи раздробленного на части
государства.
- "Государь" как руководство по управлению государством
Данное произведение Макиавелли
необходимо рассматривать как закономерное
выражение его эпохи. Условия, в
которых он жил, определялись противоречиями
в трех сферах: в пределах Флорентийской
республики (необходимость развития
города-государства), внутри Италии (междоусобная
борьба итальянских государств и
папства), в рамках Европы (торговая
конкуренция, участие итальянских
республик в большой европейской
политике).
В то время состояние Италии
было не самым лучшим. Она перестала
быть государством. Все ее части
завоевали суверенитет, многие превратились
в сеньории. При этом строе сохранились
внешние формы республиканского
строя, но фактически города-государства
управлялись представителями одного
знатного рода, передававшего власть
по чисто династическому принципу.
Италия превратилась в беспорядочное
смешение независимых государств, внутри
которых по воле случая устанавливалось
монархическое, аристократическое
или демократическое правление.
Италия стала ареной войн,
которые иноземные державы стали
вести за ее земли. Немцы, французы,
швейцарцы постоянно нападали на
Италию и грабили ее.
В эти страшные годы и
появилось произведение "Государь"
Никколо Макиавелли, к чтению которого
нужно подходить с точки зрения тех исторических
событий.
"Государя" можно считать
хорошим практическим трудом, - он
обобщает опыт прошедших веков
и современные ему политические
события, содержит оригинальные
выводы и полезные рекомендации
опытного практика, специалиста
в своём деле. Для своего времени,
безусловно, необычен и нов подход к политике
как к ещё одной отрасли человеческого
знания, - в этом же стиле мог быть написан
труд по менеджменту (если, конечно, такое
понятие как "менеджмент" тогда вообще
существовало), и, как нам кажется, очевидной
"сильной стороной" этого произведения
является то, что его можно рассматривать
как сборник пусть не универсальных, но
полезных рецептов "политической кухни".