Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:54, курсовая работа
В данной работе описывается сущность и характерные особенности политического лидера, политические технологии лидеров, тенденции развития лидера в мире и т.д.
Введение……………………………………………………………………
§1. Сущность и характерные особенности политического лидера………
§2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера
§3. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания……………………………………
§4. Политические технологии лидеров…………………………………….
§5. Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России………………………………………………………………………………
§6. Тенденции развития лидерства в мире………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Сущность и характерные особенности политического лидера………
§2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера
§3. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания……………………………………
§4. Политические технологии лидеров…………………………………….
§5. Некоторые особенности
§6. Тенденции развития лидерства в мире………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В последние
годы политика стала восприниматься
более «персонализированной»
Все чаще мы сталкиваемся с противоречием, когда образ политика, создаваемый в сознании студенческой молодежи, не совпадает с его реальными характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед политиком задачи. Налицо явные манипуляции с сознанием молодежи, снижение порога рационального осмысления политических процессов.
Образ
политического лидера, внедряемый в
сознание студенческой молодежи, предстает
как сложный социально-
Компоненты образа противоречивы, поскольку отражают несовпадение между личностными качествами политических лидеров и теми ролевыми требованиями, которые предъявляются к ним обществом с учетом социально-политической и экономической обстановки, между реальным имиджем и образом, уже сформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучение влияния образа политического лидера на сознание студенческой молодежи.
Изучение данной темы идет в разных направлениях. В историческом разрезе прослеживаются две традиции изучения образа политического лидера, которые сохраняют свою актуальность и в наше время: атрибутивная и коммуникативная. Атрибутивная берет свое начало еще с древнейших времен. Это теория героев (Т. Карлайл, Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.), теория черт (М. Вебер, Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.), личностно-ситуативная теория (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). В настоящее время атрибутивная традиция прослеживается в исследованиях Г. Келли «Процесс каузальной атрибуции», Л. Фестингера «Теория когнитивного диссонанса», Дж. Бруннера «Осмысление людей», которые внесли большой вклад в исследование межличностных отношений, восприятии человека человеком и самим себя. Яркими представителями данной традиции в отечественной науке являются Г.Г. Почепцов «Паблик рилейшнз для профессионалов», «Теория коммуникации» и т.д., Е.Б. Шестопал «Политическая психология» и др. Данные исследователи занимаются проблемами психологических аспектов формирования образа политического лидера преимущественно в Российской действительности.
Коммуникативная традиция так же имеет историческую основу. Это теория конституэнтов Ф. Стэнфорда, теория обмена (Дж.С. Хоманс, Дж.С. Марч, Х.А. Саймон, Х.Х. Келлиидр). В настоящее время коммуникативная традиция отражена в ряде теорий коммуникации, таких известных специалистов как Г. Лассуэлл «Структура и функции коммуникации в обществе», который является основателем современной теории коммуникации. К. Шеннон «Коммуникация в условиях шума», М. Маклюэн «Механическое племя: фольклор индустриального человека» и др. Среди отечественных исследователей можно выделить Р. Якобсона «Нулевой знак», М.Г. Ярошевский «Охлотелесуггестия», М.Н. Грачев «Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития», Е.В. Егорова-Гантман «Политическая реклама», Д.В. Ольшанский «Политический консалтинг» и т.д.
Тем не менее, остается не до конца раскрытой проблема формирования образа политика в России.
Значимость исследования проблемы образа политических партий и политических деятелей такова. В России, как это подчеркивают многие из известных ученых, политиков, представителей деловой элиты, религиозных деятелей формирование структур гражданского общества, выработка у широких слоев населения «политической культуры участия» (Алмонд и Верба) находится в самом начале. Большинство населения не включено в процесс реальной политики, имеет недостаточно четкое представление о программных документах политических партий и общественных движений, не идентифицирует те или иные партии и движения как выразителей интересов определенных классов. Определяющим для них. При принятии решения в ситуации выбора является образ политического деятеля или политической партии, который зачастую весьма существенно отличается оттого, что собой та или иная партии или политический деятель представляют в реальности. Демонстрация того, насколько образ партии или политического деятеля, созданный партийными идеологами и имиджмейкерами, не совпадает с действительным образом партии или политического деятеля позволяет снизить уровень манипуляции массовым сознанием, создает предпосылки для формирования у широких слоев населения высших гражданских качеств и, прежде всего, политической культуры и социальной активности. Нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве, придающем значимость исследуемой проблеме. Как известно рядом законодательных собраний субъектов Российской Федерации приняты решения, позволяющие считать выборы состоявшимися при участии в них 25% от списочного состава избирателей. Очевидно, что при столь незначительном числе участвующих в избирательном процессе, возникает вопрос о легитимности выборных органов, формируемых подобным образом, об их праве осуществлять властные функции. Как показано рядом исследователей рост числа не участвующих в выборах и абсентеистов связан с рядом факторов, в том числе и с широким применением политических технологий в нашей стране, составной частью которых является формирование образа политических партий и политических деятелей. Выяснение того, какие политические технологии позволяют достичь искомого результата без ярко выраженных негативных последствий для того субъекта, чей образ пытаются «отстроить» политтехнологи и имиджмейкеры представляет важнейшую задачу.
Наконец,
еще одной причиной, обуславливающей
актуальность проблемы, является ее недостаточная
исследованность отечественными авторами.
Проблемы образа политических партий
и политических деятелей, как показывает
анализ, на протяжении многих лет в
основном изучались представителями
социальной и политической психологии,
которые сделали весьма много
для прояснения вопроса о природе
данных феноменов и специфике
их формирования. Социологи же обратились
к данной проблематике относительно
недавно. Число исследовательских
проектов, посвященных изучению проблемы
образа политических партий и политических
деятелей немногочисленно, к тому же
в большинстве из них образы политических
партий и политических деятелей выявляются
на основе данных, полученных в ходе
определения рейтингов
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие условий
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно поэтому политическое лидерство
как теоретический и
§1. Сущность и характерные особенности политического лидера
История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами.
Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все эти качества.
В политологии начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).
Три типа лидерства:
1. Традиционное лидерство. Этот тип лидерства опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.
2. Харизматическое лидерство.
Основано на вере народа в
сверхъестественные
3. Рационально-легальное
Типы политических лидеров.
Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров.
- Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлена на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.
- Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.
- Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.
Существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".
1. Лидер - знаменосец - отличается
собственным видением
2. Лидер - служитель - выражает
интересы своих приверженцев. Он
действует от их имени, и
задачи приверженцев являются
для такого лидера
3. Лидер - торговец - основывает
свои отношения с избирателями
на способности убедить
4. Лидер - пожарник - реагирует на
требования масс, вызванные конкретной
ситуацией, что и определяет
его действия по тушению
Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:
1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера.
2. Она ставит пред ним проблемы.
3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.
Функции политических лидеров.
Функции лидера - главные
направления его деятельности. Количество
функций зависит от таких
- Интегративная функция. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
- Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
- Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.
- Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения - это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.