Образ политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе описывается сущность и характерные особенности политического лидера, политические технологии лидеров, тенденции развития лидера в мире и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
§1. Сущность и характерные особенности политического лидера………
§2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера
§3. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания……………………………………
§4. Политические технологии лидеров…………………………………….
§5. Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России………………………………………………………………………………
§6. Тенденции развития лидерства в мире………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 63.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………

§1. Сущность и характерные особенности политического лидера………

§2. Ключевые качества и способности  современного политика и лидера

§3. Оценка трудностей и проблем  на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания……………………………………

§4. Политические технологии лидеров…………………………………….

§5. Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной  России………………………………………………………………………………

§6. Тенденции развития лидерства  в мире………………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние  годы политика стала восприниматься более «персонализированной» через  призму личностных особенностей конкретных политический деятелей. Увеличилось  число политиков, представляющих самые  различные движения, партии, фракции. Перед каждым человеком встала проблема необходимости выбора из многочисленного  списка баллотирующихся одного кандидата, отвечающего личным представлениям о том, каким должен быть политический лидер.

Все чаще мы сталкиваемся с противоречием, когда образ политика, создаваемый  в сознании студенческой молодежи, не совпадает с его реальными  характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед политиком  задачи. Налицо явные манипуляции  с сознанием молодежи, снижение порога рационального осмысления политических процессов.

Образ политического лидера, внедряемый в  сознание студенческой молодежи, предстает  как сложный социально-психологический  феномен, в котором отражена совокупность его реальных личностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовой информации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов  массового сознания.

Компоненты  образа противоречивы, поскольку отражают несовпадение между личностными  качествами политических лидеров и  теми ролевыми требованиями, которые  предъявляются к ним обществом  с учетом социально-политической и  экономической обстановки, между  реальным имиджем и  образом, уже  сформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучение влияния образа политического лидера на сознание студенческой молодежи.

Изучение данной темы идет в разных направлениях. В историческом разрезе прослеживаются две традиции изучения образа политического лидера, которые сохраняют свою актуальность и в наше время: атрибутивная и коммуникативная. Атрибутивная берет свое начало еще с древнейших времен. Это теория героев (Т. Карлайл, Е.Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.), теория черт (М. Вебер, Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.), личностно-ситуативная теория (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.). В настоящее время атрибутивная традиция прослеживается в исследованиях Г. Келли «Процесс каузальной атрибуции», Л. Фестингера «Теория когнитивного диссонанса», Дж. Бруннера «Осмысление людей», которые внесли большой вклад в исследование межличностных отношений, восприятии человека человеком и самим себя. Яркими представителями данной традиции в отечественной науке являются Г.Г. Почепцов «Паблик рилейшнз для профессионалов», «Теория коммуникации» и т.д., Е.Б. Шестопал «Политическая психология» и др. Данные исследователи занимаются проблемами психологических аспектов формирования образа политического лидера преимущественно в Российской действительности.

Коммуникативная традиция так же имеет историческую основу. Это теория конституэнтов Ф. Стэнфорда, теория обмена (Дж.С. Хоманс, Дж.С. Марч, Х.А. Саймон, Х.Х. Келлиидр). В настоящее время коммуникативная традиция отражена в ряде теорий коммуникации, таких известных специалистов как Г. Лассуэлл «Структура и функции коммуникации в обществе», который является основателем современной теории коммуникации. К. Шеннон «Коммуникация в условиях шума», М. Маклюэн «Механическое племя: фольклор индустриального человека» и др. Среди отечественных исследователей можно выделить Р. Якобсона «Нулевой знак», М.Г. Ярошевский «Охлотелесуггестия», М.Н. Грачев «Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития», Е.В. Егорова-Гантман «Политическая реклама», Д.В. Ольшанский «Политический консалтинг» и т.д.

Тем не менее, остается не до конца раскрытой  проблема формирования образа  политика в России.

Значимость  исследования проблемы образа политических партий и политических деятелей такова. В России, как это подчеркивают многие из известных ученых, политиков, представителей деловой элиты, религиозных  деятелей формирование структур гражданского общества, выработка у широких  слоев населения «политической  культуры участия» (Алмонд и Верба) находится в самом начале. Большинство населения не включено в процесс реальной политики, имеет недостаточно четкое представление о программных документах политических партий и общественных движений, не идентифицирует те или иные партии и движения как выразителей интересов определенных классов. Определяющим для них. При принятии решения в ситуации выбора является образ политического деятеля или политической партии, который зачастую весьма существенно отличается оттого, что собой та или иная партии или политический деятель представляют в реальности. Демонстрация того, насколько образ партии или политического деятеля, созданный партийными идеологами и имиджмейкерами, не совпадает с действительным образом партии или политического деятеля позволяет снизить уровень манипуляции массовым сознанием, создает предпосылки для формирования у широких слоев населения высших гражданских качеств и, прежде всего, политической культуры и социальной активности. Нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве, придающем значимость исследуемой проблеме. Как известно рядом законодательных собраний субъектов Российской Федерации приняты решения, позволяющие считать выборы состоявшимися при участии в них 25% от списочного состава избирателей. Очевидно, что при столь незначительном числе участвующих в избирательном процессе, возникает вопрос о легитимности выборных органов, формируемых подобным образом, об их праве осуществлять властные функции. Как показано рядом исследователей рост числа не участвующих в выборах и абсентеистов связан с рядом факторов, в том числе и с широким применением политических технологий в нашей стране, составной частью которых является формирование образа политических партий и политических деятелей. Выяснение того, какие политические технологии позволяют достичь искомого результата без ярко выраженных негативных последствий для того субъекта, чей образ пытаются «отстроить» политтехнологи и имиджмейкеры представляет важнейшую задачу.

Наконец, еще одной причиной, обуславливающей  актуальность проблемы, является ее недостаточная  исследованность отечественными авторами. Проблемы образа политических партий и политических деятелей, как показывает анализ, на протяжении многих лет в  основном изучались представителями  социальной и политической психологии, которые сделали весьма много  для прояснения вопроса о природе  данных феноменов и специфике  их формирования. Социологи же обратились к данной проблематике относительно недавно. Число исследовательских  проектов, посвященных изучению проблемы образа политических партий и политических деятелей немногочисленно, к тому же в большинстве из них образы политических партий и политических деятелей выявляются на основе данных, полученных в ходе определения рейтингов политических партий и политических деятелей, что  вряд ли является корректным с научной  точки зрения. Практически отсутствуют  исследования выявляющие взаимосвязь  образа партии и образа ее лидера. Вне  круга исследовательского внимания осталась и проблема формирования образа политических партий и политических деятелей в массовом сознании студенческой молодежи, хотя, как, свидетельствует  политическая практика новейшего времени, студенчество является одним из самых  активных субъектов социальных преобразований, оказывающим существенное влияние  на расстановку политических сил  в обществе.

Среди основных и самых важных проблем  общественного развития в современном  мире, особенно в России, на первом месте  стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых  людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону  и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий необходимых  для появления проблемы политического  лидерства, исключает появление  новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм1 и Авторитаризм2.

В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма  политических лидеров как таковых  не существует, есть только диктаторы  и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Именно поэтому политическое лидерство  как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась  и в центре внимания отечественной  политологии. От этой точки отсчета  и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс  формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают  проблему отечественные политологи.

 

 

§1. Сущность и характерные особенности политического лидера

 

История изучения политического лидерства  представляет собой пример обширного  многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как "влияние", другие - как "управление", третьи - как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами.

Но  проблему политического лидерства  нельзя рассматривать однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все  эти качества.

В политологии  начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических  в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

Три типа лидерства:

   1. Традиционное лидерство.  Этот тип лидерства опирается  на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться  основана на вере в святость  традиции и на передаче власти  по наследству. Этот тип лидерства  олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

   2. Харизматическое лидерство.  Основано на вере народа в  сверхъестественные способности  правителя-вождя, пророка, князя,  военачальника, оратора. (Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.)

   3. Рационально-легальное лидерство  опирается на представление о  разумности, законности порядка  избрания лидера, передачи ему  определенных властных полномочий. Такие лидеры обретают политическую  власть на основе всеобщих  выборов.

Типы политических лидеров.

  Американский политолог Роберт  Такер выделяет три типа политических лидеров.

 - Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлена на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

 - Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

  - Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

Существуют  четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

 

1. Лидер - знаменосец - отличается  собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой  людей, определяет характер происходящего,  его темп, формирует политическую  проблематику.

 

2. Лидер - служитель - выражает  интересы своих приверженцев. Он  действует от их имени, и  задачи приверженцев являются  для такого лидера центральными.

 

3. Лидер - торговец - основывает  свои отношения с избирателями  на способности убедить избирателей  в своей стратегии, пойти на  какие-то уступки, тем самым  добиться поддержания своей политики.

 

4. Лидер - пожарник - реагирует на  требования масс, вызванные конкретной  ситуацией, что и определяет  его действия по тушению пожаров.

 

Согласно  самой распространенной в современной  науке концепции политического  лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых  в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

 

1. Она оказывает влияние на  формирование личности лидера.

 

2. Она ставит пред ним проблемы.

 

3. Она ставит условия, в которых  лидеру придется эти проблемы  решать, в частности круг его  потенциальных противников и  сторонников.

  

Функции политических лидеров.

 

    Функции лидера - главные  направления его деятельности. Количество  функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический  режим, зрелость гражданского  общества, уровень жизни большинства  населения.

 

- Интегративная функция. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

 

- Ориентационная функция. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

 

- Инструменталистская. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

 

- Мобилизационная. Эта функция актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения - это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

Информация о работе Образ политического лидера