Образ политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе описывается сущность и характерные особенности политического лидера, политические технологии лидеров, тенденции развития лидера в мире и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
§1. Сущность и характерные особенности политического лидера………
§2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера
§3. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания……………………………………
§4. Политические технологии лидеров…………………………………….
§5. Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России………………………………………………………………………………
§6. Тенденции развития лидерства в мире………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.docx

— 63.09 Кб (Скачать файл)

 

- Функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

 

- Функция легитимации политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и зачастую проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

 

§2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера

 

Говоря  о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о "решающей роли народных масс". Из этого можно сделать  вывод что роль политического лидера является "вторичной". Следовательно в "социалистическом" обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К. Черненко и многих других. А так же факты выдвижения "лидеров" республиканского, районного и областного масштабов. История нам ясно показывает какими были политические лидеры во времена СССР.

А теперь мы рассмотрим какие качества и способности необходимы современному лидеру.

Первым  и необходимым качеством политического  лидера является его способность  квалифицированно аккумулировать и  адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Л. Троцкий  в книге "Что такое СССР и  куда она идет" писал, например, что  Февральская революция подняла  к власти Керенского и Церетели не потому, что они были "умнее" и "ловчее", чем царская клика, а потому, что они представляли, по крайней мере временно, революционные народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии.

Второй  решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция.

Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Шескар, Д'Эстен, Ленин и др.). Альфой и омегой сильной инновационной платформы является главная, рельефно обозначенная цель, способная оптимально объединить интересы самых различных групп и общественных объединений. Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверх - крупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического  лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо  окрашен современными терминами, без  глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического  времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать  политическое время. Выражалось это  простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что  компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика).

Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро  чувствуют ход политического  времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать  изменения политических условий, конъюнктуры3, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

 

 

§3. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания

 

Политическое  лидерство - это политическое руководство, управление, движение во главе процессов, событий. В большинстве случаев  эту миссию выполняют люди с набором  особых качеств, несвойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых, можно сказать, качеств лидерских.

Лидер политический - глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.

В настоящее  время особое внимание обращается на лидерство на различных уровнях  государства, общества, различных коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем  уровня жизни, интересов различных  общностей людей, общественного  мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.

Положение лидера вынуждает его быть очень  аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все  это более строго оценивается  людьми, и от этого во многом зависят  успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит. Претендента на лидерство  подстерегает так же опасность полного  растворения, абсолютной идентификации  себя с этими интересами. В таком  случае это уже не лидер, а просто вожак.

Вожак - это тот, кто аккумулировал сиюминутные  интересы, запросы определенного  социального строя, чаще - толпы, и  не смог пойти дальше, глубже этих поверхностных  запросов.

Вожак - это тот, кто не в состоянии  оторваться, превзойти самые низшие слои общественного сознания. Если "номенклатурщик" - это послушный  рупор "верхов", то вожак не менее  послушный рупор "низов". Потакание  же "низам" не менее разрушительно  пресмыкания перед "верхами". Это ведет к Охлократии4. В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот.

Но  в тоже время сама политическая система  не должна зависеть от личных качеств  политического лидера, его слабостей  и достоинств. Иначе эта система  не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание "врагов". Прошедшее время подтвердило необходимость выдвижения на руководящие посты политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять словом и делом.

Наиболее  характерная ошибка современных  лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории  не раз, это история продолжается и в современных условиях. И  на макро- и на микроуровнях.

Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются  в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и  средств. Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков - подлинным выразителям политических интересов народа.

 

§4. Политические технологии лидеров

 

Популярной  во всем мире политической технологией  является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам  рекламного агентства, для организации  предвыборной компании.

Политический  маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным  воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический  маркетинг - это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый  анализ показывает, что не только к  качествам лидера, но и к средствам  агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров  производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без  исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством  каких форм общаться с избирателями.

В странах  с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

Второй  вид технологий политического лидера - выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных  выборных округов и соответствующее  маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для  правильного маневрирования претендента  в лидеры в избирательных округах  необходимо изучить следующие факторы:

 

- социально-экономические условия в данном округе;

 

- уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа:

 

- особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов);

 

- активность общественно-политических организаций и объединений.

 

Но  не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.

Третий  вид - отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".

Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:

Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой  проблеме, никогда не прибегайте к  личным выпадам.

Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.

Используйте вашу власть лидера для убеждения, а  не для запугивания.

Будьте  внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом  низу тотемного столба.

 

§5. Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России

 

Многие  аналитики отмечают, что российская политика персонифицирована, а значит, отношение как к власти, так и к политическим ценностям и установкам, к демократии переносится на отношения к политическим лидерам.

Безусловно, интерес к власть предержащим  существовал всегда, но, в силу отсутствия обратной связи, появлялось огромное количество слухов, легенд, домыслов, анекдотов  о действиях и намерениях властей. По мнению А.В. Захарова, обычных людей интересовали скорее не политические декларации и биографии «вождей», а расклад сил в верхних эшелонах власти, перестановки в правительстве и госаппарате, поскольку во многом с этим связывались перемены в жизни, увеличение жалования, продвижение по службе и т.д.

Однако  это можно отнести скорее к  времени до 1985 г. В годы перестройки  от очередных отставок и перестановок в правительстве ожидают скорее общего ухудшения ситуации.

Информация о работе Образ политического лидера