Образование, государственный строй, армия, право Спартанского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей.
Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтвержается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным.

Файлы: 1 файл

СПАРТА.docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

          Спартиаты как в военное время, так и в мирное время всегда находились на виду у своих сограждан, чему не в малой степени способствовали сисситии. Такой строгий контроль за повседневной жизнью имел своим результатом формирование у граждан стереотипов поведения по «армейскому» образцу. Успех идеологической обработки во многом определялся тем, что «промывание мозгов» происходило внутри микрокосма, каким был, например, отдельный «обеденный клуб». В малых первичных группах, на которые делилось всё гражданское общество, товарищеские связи имели не меньшее значение, чем политический и идеологический факторы. Плутарх хорошо понимал сущность явления, когда говорил об особой атмосфере, царившей в Спарте, где конкретный гражданин воспринимался только как член коллектива, а его жизненный успех всецело зависел от мнения и оценки ближайшего окружения. Так, по слова Плутарха, Ликург «приучал сограждан к тому, чтобы они и не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчёлам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе».

           Спарта была единственным городом  в Греции, полностью лишённым  каких-либо оборонительных укреплений. Это было сделано специально. Чтобы постоянно тренировать  у граждан чувство опасности  и приучать их к мысли, что  их город – это действительно  военный лагерь (отсутствие стен  может служить лишним аргументом  в пользу ранней датировки  законодательства Ликурга).

           Жизнь граждан в Спарте была  максимально приближена к «полевым»  условиям, а постоянное давление  на личность (при полном отсутствии  анонимности) было столь массированным,  что война и военные походы воспринимались как послабление режима и способ уклонения от домашней муштры. По меткому замечанию Плутарха, «на всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней». Спарта обладала самой профессиональной армией в Греции. Здесь рано, ещё в первые века архаики, произошла гоплитская реформа и, по крайней мере, уже во время Второй Мессенской войны фаланга стала основным построением спартанской армии. У Тиртея мы находим описание спартанской фаланги. В отличие от любого другого гражданского ополчения, спартанская армия состояла только из профессионалов. Вся образовательная и воспитательная система в Спарте была направлена исключительно на формирование военных навыков. При этом надо учесть, что любая другая профессиональная деятельность, кроме военной, была запрещена, считаясь абсолютно невозможной для полноправных граждан. Основные очаги ремесла и торговли были вынесены за пределы города и расположены в местах проживания периеков и илотов. Для спартанца считалось позорным проявление какого-либо интереса к делам, непосредственно не связанным с военной службой или подготовки к ней. Даже посещение рынка в глазах общественного мнения выглядело делом недостойным гражданина. По словам Плутарха, под запретом были даже темы разговоров, связанные с торговлей или наживой.

       Для спартанцев удача на военном  поприще была единственным способом  добиться высокого положения  в обществе. Внутри спартанской  армии существовала развитая  иерархия. Прежде всего, армия  имела собственную элиту –  корпус из трёхсот всадников,  куда, по-видимому, на конкурсной  основе попадали те молодые  спартиаты, которые уже сумели  проявить себя. К спартанской  коннице этот корпус всадников  не имел никакого отношения.  Название сохранилось ещё от  тех стародавних времён, когда  ядро войска составляла аристократическая  конница. Служба в корпусе была  важным шагом в военно-политической  карьере спартиата. Во время  военных действий корпус всадников  сражался рядом с царём. 

           О структуре спартанской армии  мы знаем очень мало, т.к. все  сведения на этот счёт или  противоречивы, или темны. Скорее  всего, отдельные сисситии в условиях войны были самым мелким военным подразделением, что во многом определяло эффективность военной организации Спарты. Героизация ратного труда и проповедь сладостной гибели за отечество были лейтмотивом спартанской военной пропаганды ещё со времён Тиртея. В этом деле спартанцы достигли больших высот. Был разработан целый ритуал разнообразных поощрений за ратные подвиги. Так, граждане, которые умирали за отечество, в отличие от остальных, заслуживали привилегию иметь своё имя на могильном камне. Проявившие исключительную храбрость получали ещё большие почести вплоть до героизации, причём слава эта распространялась и на семью. Наоборот, за трусость подвергали общественному порицанию не только самого виновного, но и всех его близких. Трус становился изгоем общества и, по словам Ксенофонта, «в Спарте скорее предпочитали смерть, чем такую бесчестную и позорную жизнь».

           Главной и безусловной обязанностью  граждан была военная служба. Она длилась до 16 лет, после  чего спартиаты могли быть  избраны в герусию, или совет  старейшин. Герусия в Спарте, которая  комплектовалась по возрастному  принципу, напоминает совет старейшин  гомеровского времени и генетически  была с ним связана. Герусия  завершала собой систему возрастных  классов, а её выдающаяся роль  в государстве свидетельствовала  о значимости аристократических  традиций в спартанском обществе. Ведь, по  словам Аристотеля, выбор  в герусию осуществлялся по  династическому принципу, учитывающему  интересы узкой группы семей.  Туда попадали или представители  высшей знати, или те политические  лидеры, которые сделали себе  карьеру благодаря личным заслугам. Существование такого органа, как  герусия, свидетельствует о том,  что внутри спартанской государственной  системы всегда оставались элементы  наследственной аристократии.

 

РЕФОРМЫ ЛИКУРГА 

 

Вняв  просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед на всякий случай посетил  главный храм греков в Дельфах, принёс соответствующую жертву богам и  попросил согласия богов на реформы. Очарованная им главная жрица, пифия, аттестовала Ликурга как «любимца богов» и даже «скорее бога, нежели человека». Надо полагать, после такого благословения все сомнения у  Ликурга отпали. Если основания верить источникам, которые сообщают, что  Ликург штудировал законы критских царей  о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять  его законы, их автор по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполнений.

 Реформы,  которые по традиции приписывают  Ликургу, относятся к первой  половине VII в. до н.э. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров. Мелке интриги между царскими семьями в счёт не идут.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших  старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисами и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены ещё в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военаначальникам, послам и проксенам.

Ю.А, Андреев  полагает, что Ликург вообще не совершал переворота, а приписываемые ему  античной традицией реформы есть длительный прогресс перестройки общественной системы дорийцев. Само же «Ликургово законодательство» было якобы продуктом коллективного творчества нескольких ил даже многих реформаторов. Основная цель преобразований – сплотить коллектив граждан в критической обстановке после второй Мессейской войны. Такова была задача, политическая цель элиты, её общественный стереотип. С течением времени эта политическая доктрина персонифицировалось, и обрела самостоятельное существование в образе Ликурга. История стала легендой. В исторической науке имеют хождение и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.

Реформы Ликурга – это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Их антиаристократическая направленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса.

По реформам все спартанцы, призываемые в  ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессении их насчитывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.

Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделён от средств производства, вёл самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарём. Часть урожая оставалась в его распоряжении.

Спартанцы имели над илотами особую власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Многие учёные отнесли  их к категории рабов. Энгельс  был склонен считать их античными  крепостными. Спартанцы не вмешивались  в хозяйственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать  за пределы государства. Клеры и  илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала трансформацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учётом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.

Участки земли получали периэки – ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось  около 30 тыс. Периэки были свободными, но ещё не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные  спартанцы между собой считались  равными, большая ретра Ликурга предусматривала довольно жёсткий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.

Дети  с 7 лет воспитывались в гимназиях, под наблюдением наставников-педагогов. Мальчики содержались в суровых  условиях, их подвергали суровой муштре; основная цель обучения – воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом тростнике, ходили босые, прикрытые  одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях.

По ночам  юноши делали засады на дорогах и  убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.

Девушки регулярно занимались гимнастическими  упражнениями, с тем, чтобы стать  здоровыми матерями. Они прыгали  как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимназиях  обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.

Должностные лица могли сами определять будущую  семейную пару: вели «половой отбор», цель которого – усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал  одну цель – иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выходцы их низших слоёв общества, в частности мофаки – дети от смешанных браков между спартанцем и илоткой.

Вечное  недоедание заставляло юных спартанцев воровать остатки пищи со стола взрослых. Уличённого в краже избивали за неумелость. Спарта, пожалуй, единственная страна, где мародёрство, воровство не считалось позорным занятием. Главная цель обучения и воспитания – подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста подростки подвергались испытаниям (агонам) – жестокой порке перед алтарём Артемиды.

Совместное  воспитание полов имело своим  результатом ранние браки. Жених, по старым обычаям, умыкал невесту, скрытно  выкрадывал её. Впрочем, это делалось по обоюдному согласию родителей. Спрятав  её у своих знакомых, будущий муж  тайком навещал невесту, остриженную  и одетую в мужское платье. Когда  он снимал в неё пояс - символ девственности, невеста становилась практически  его женой, но вступала в дом мужа после обручения. Молодые приносили  жертвы Зевсу и его супруге, невеста  отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытьё в бане, а потом  пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек воспитывали с расчётом иметь от них здоровое потомство. Мнение должностных лиц учитывалось  при заключении брака.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически, почти  ежедневно, совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец  считался неполноправным, не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать  советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали  стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегодно в религиозный праздник подвергался  избиению со стороны женщин (вероятно незамужних). Зато тем, кто имел трёх, а тем более четырёх сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

Информация о работе Образование, государственный строй, армия, право Спартанского государства