Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:33, реферат
Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей.
Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтвержается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным.
Спартиаты как в военное время, так и в мирное время всегда находились на виду у своих сограждан, чему не в малой степени способствовали сисситии. Такой строгий контроль за повседневной жизнью имел своим результатом формирование у граждан стереотипов поведения по «армейскому» образцу. Успех идеологической обработки во многом определялся тем, что «промывание мозгов» происходило внутри микрокосма, каким был, например, отдельный «обеденный клуб». В малых первичных группах, на которые делилось всё гражданское общество, товарищеские связи имели не меньшее значение, чем политический и идеологический факторы. Плутарх хорошо понимал сущность явления, когда говорил об особой атмосфере, царившей в Спарте, где конкретный гражданин воспринимался только как член коллектива, а его жизненный успех всецело зависел от мнения и оценки ближайшего окружения. Так, по слова Плутарха, Ликург «приучал сограждан к тому, чтобы они и не хотели и не умели жить врозь, но, подобно пчёлам, находились в нерасторжимой связи с обществом, все были тесно сплочены вокруг своего руководителя и целиком принадлежали отечеству, почти что вовсе забывая о себе в порыве воодушевления и любви к славе».
Спарта была единственным
Жизнь граждан в Спарте была
максимально приближена к «
Для спартанцев удача на
О структуре спартанской армии
мы знаем очень мало, т.к. все
сведения на этот счёт или
противоречивы, или темны.
Главной и безусловной
РЕФОРМЫ ЛИКУРГА
Вняв
просьбе правителей Спарты, многоопытный
правовед на всякий случай посетил
главный храм греков в Дельфах, принёс
соответствующую жертву богам и
попросил согласия богов на реформы.
Очарованная им главная жрица, пифия,
аттестовала Ликурга как «
Реформы,
которые по традиции
Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисами и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены ещё в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военаначальникам, послам и проксенам.
Ю.А, Андреев полагает, что Ликург вообще не совершал переворота, а приписываемые ему античной традицией реформы есть длительный прогресс перестройки общественной системы дорийцев. Само же «Ликургово законодательство» было якобы продуктом коллективного творчества нескольких ил даже многих реформаторов. Основная цель преобразований – сплотить коллектив граждан в критической обстановке после второй Мессейской войны. Такова была задача, политическая цель элиты, её общественный стереотип. С течением времени эта политическая доктрина персонифицировалось, и обрела самостоятельное существование в образе Ликурга. История стала легендой. В исторической науке имеют хождение и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.
Реформы Ликурга – это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Их антиаристократическая направленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса.
По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессении их насчитывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением, а так как земля почиталась собственностью государства, то участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были одинаковы для всех, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.
Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделён от средств производства, вёл самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарём. Часть урожая оставалась в его распоряжении.
Спартанцы
имели над илотами особую власть,
но в то же время создавали им
некоторые условия материальной
заинтересованности. Многие учёные отнесли
их к категории рабов. Энгельс
был склонен считать их античными
крепостными. Спартанцы не вмешивались
в хозяйственные дела своих илотов,
но последние отвечали своей жизнью
за несвоевременную уплату натурального
оброка или подати. Илотов нельзя было
отпускать на свободу, продавать
за пределы государства. Клеры и
илоты считались общинно-
Участки земли получали периэки – ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось около 30 тыс. Периэки были свободными, но ещё не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях.
Полноправные
спартанцы между собой
Дети
с 7 лет воспитывались в гимназиях,
под наблюдением наставников-
По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.
Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстроте бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимназиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках.
Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого – усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель – иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выходцы их низших слоёв общества, в частности мофаки – дети от смешанных браков между спартанцем и илоткой.
Вечное недоедание заставляло юных спартанцев воровать остатки пищи со стола взрослых. Уличённого в краже избивали за неумелость. Спарта, пожалуй, единственная страна, где мародёрство, воровство не считалось позорным занятием. Главная цель обучения и воспитания – подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста подростки подвергались испытаниям (агонам) – жестокой порке перед алтарём Артемиды.
Совместное
воспитание полов имело своим
результатом ранние браки. Жених, по
старым обычаям, умыкал невесту, скрытно
выкрадывал её. Впрочем, это делалось
по обоюдному согласию родителей. Спрятав
её у своих знакомых, будущий муж
тайком навещал невесту, остриженную
и одетую в мужское платье. Когда
он снимал в неё пояс - символ девственности,
невеста становилась
С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически, почти ежедневно, совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноправным, не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.
Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегодно в религиозный праздник подвергался избиению со стороны женщин (вероятно незамужних). Зато тем, кто имел трёх, а тем более четырёх сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.
Информация о работе Образование, государственный строй, армия, право Спартанского государства