Образование, государственный строй, армия, право Спартанского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

Территория Спарты находилась на юге полуострова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконию. Коренное население, ахейцы, оказалось под властью спартанцев. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью спартанцев, вошла в общину победителей.
Завоевание Лаконии сопровождалось массовым грабежом коренного населения. Это ускорило разложение общинного строя спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов содействовало процессу классообразования. Косвенно формирование государства подтвержается тем, что деление жителей по родам, филам постепенно заменяется территориальным.

Файлы: 1 файл

СПАРТА.docx

— 60.35 Кб (Скачать файл)

В целом  положение женщин Спарты было сравнительно высоким. Они не знали многих забот по хозяйству – илоты доставляли продукты, детей воспитывало государство. Мужья часто погибали на войнах. Женщины конкурировали с мужчинами в понимании отечественных интересов. Знатные жёны и вдовы имели приличное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н.э. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н.э. – более половины богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и нимфомании.

Единство  спартанцев обеспечивалось совместными  обедами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котёл. Тот, кто не мог внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Рядовые граждане и цари питались за общим столом. Всякая роскошь осуждалась. Свой дом спартанец мог строить только при помощи топора, пилы и молотка.  Таким образом, полноправным гражданином Спарты считался тот, кто имел надел земли с илотами, постоянно участвовал в совместных трапезах (сесситиях) и в работе народного собрания. Он должен был знать наизусть самые разные законы (ретры), имевшие силу со времён Ликурга, и беспрекословно выполнять их. Трусость в бою, неуплата взносов на совместные обеды, непослушание должностным лицам, как правило, влекли исключение из гражданского состояния.

Регламентация жизни спартанцев касалась почти  всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Военное дело стало  их главным ремеслом. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так  как это позорило их, считалось  уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий  был запрещён. Из обращения золотая  и серебряная монета были изъяты, вместо них в обращении появилась  сугубо местная монета в виде знаменитых железных прутьев – оболов. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление  экономическому прогрессу выявились  в жестокой регламентации личной жизни граждан.

Это был  весьма своеобразный  общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

Контакты  с внешним миром практически  исключались. Государство было закрытым. Реформы, приписываемые Ликургу, в  какой-то степени достигли цели: «община  равных» сохранялась; имущественное неравенство сдерживалось и ограничивалось (до определённого периода) эффективными мерами.

Полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждающимся гражданам, без этой поддержки они не могли бы участвовать  в общественных делах. Реформа Ликурга  означала перестройку территориально-племенной  организации и рабовладельческий  полис. В совокупности все эти  меры обеспечивали стабильность, устойчивость  государства-полиса, единодушие, гражданское  единомыслие, подчинение меньшинства  большинству.

Реформы Ликурга в принципе признавали идею равенства, своеобразной демократии. Богатство  граждан осуждалось. Исключение делалось в тех случаях, если зажиточный спартанец  содержал за свой счёт скаковых лошадей  и участвовал в конных состязаниях.

Стремясь  сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый климатический  климат, в котором нормой и идеалом  сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая  экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ  и т.д. Обычной стала мелочная регламентация хозяйственной и  иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь  граждан и даже семейные отношения.

В Спарте не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. Казарменный  строй, охраняемый солдафонско-полицейским государством, исключал, вероятно, всякую возможность открыто выразить недовольство. Не исключено, что при малейшем недовольстве существующими порядками на виновника поступал донос, и его казнили.

В обществе царили всеобщая подозрительность и  строгий взаимный контроль в отношениях между гражданами. Вмешательство  государства во все сферы жизни  убивало их инициативу и в конечном счёте обусловило застой в социально-экономическом развитии Спарты. Такой политический режим восхищал фашистов, сторонников тоталитарного правления.

Внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не означает её слабость, неэффективность. В Спарте раньше, чем  в других полисах, сложилось чёткое деление по сословиям, существовало административное деление по областям, функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов, имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе. Нет прямых данных о резких противоречиях внутри господствующего сословия. Есть основание полагать, что среди спартанских граждан имелась элитная группа, состоявшая из наиболее именитых глав семейств. К привилегированной прослойке можно отнести спартанских всадников. Конное войско, кавалерия были в почёте не только в Спарте.

Меры  по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далёкой  древности диктовались положением спартанской общины внутри превосходящей  массы порабощённого и зависимого населения. Только сплочение гражданской  общины и единый военный коллектив  обеспечивали господство над покорённым населением. Максимальная сплочённость, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, государственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в сочетании с примитивным образом жизни, при которой не было ни театров, ни каких-либо других зрелищных учреждений, были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Систематически практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетельствовали о том, что система террора была главным средством поддержания классового господства спартанцев.

Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартанцы бдительно следили  за их настроением, беспощадно пересекая  в зародыше всякие попытки к освобождению. В период военных действий илоты  привлекались в качестве вспомогательной  силы, им давали самое примитивное  оружие; по этой причине илоты несли  страшные потери при столкновении с  хорошо вооружённым противником. Спартанцам это было выгодно.

Илоты не раз восставали против своих поработителей. В 465 г. до н.э. Спарта была вынуждена просить соседей, в том числе афинское правительство, прислать свои войска для подавления восставших илотов. Однако и афинский отряд, состоявший из 4 тыс. гоплитов, не смог взять крепость илотов на горе Итоме.

Во время  Пелопоннесской войны большая масса  мессинских илотов присоединилась к афинянам. Но после заключения Никеева мира в 421 г. до н.э. афинское правительство бросило их на произвол судьбы, отдав на растерзание Спарте. При защите коренных интересов правители Спарты и Афин действовали солидарно.

Несмотря  на жестокость угнетения, в трудный  период периэки и илоты выказали себя как патриоты. Так, в опасный  момент Пелопоннесской войны полководец Брасид в 425 г. до н.э. набрал из них двухтысячный отряд добровольцев и нанёс поражение афинскому войску.

Представляется, что положение периэков в Спарте было вполне сносным, их правовой статут был схож с афинскими метэками. Политических прав они не имели. Периэки занимались торговлей, ремеслом, кое-кто из них наживался на поставках спартанскому ополчению. Избиения и убийства, систематически осуществляемые над илотами, на периэков не распространялись. Особо ценились ремесленники. Армия нуждалась в оснащении оружием, доспехами, поставка которых зависела от их труда. Надо полагать, им предоставлялись какие-то льготы. Иначе трудно понять, почему в 411 г. до н.э. из Аттики в Спарту перебежало сразу свыше 20 тыс. рабов, главным образом ремесленников. В V в. до н.э. Спарта имела самое многочисленное сухопутное войско, опытных полководцев, а самое главное – превосходно подготовленных гоплитов, мужественных, бесстрашных. 300 спартанцев во главе с царём Леонидом вступили при Фермопилах в бой с многократно превосходившими их отрядами персов.

И тем не менее за трудом и поведением периэков постоянно наблюдали спартанские начальники – гармосты. На время войны периэки привлекались для службы в качестве легковооружённых воинов. Отличие в бою давало возможность получить какие-то льготы. Известно, что илоты, зачисленные в гоплиты и отличившиеся в бою, получали свободу, их называли неодамоды. При наличии свободной государственной земли они могли получить земельный надел.

Спарта  была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции  Эллады, её граждане были заражены милитаризмом. Правители Спарты втянули свой народ  в грандиозные военные мероприятия, что требовало огромных средств  и людских ресурсов и в конце концов стало причиной быстрого упадка спартанской «общины равных».

Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431-404 гг. до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побеждённые Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобию Спарты – олигархию. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили её положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощённой. Высокомерие, грубость спартанских правителей и военоначальников вызывали недовольство, ненависть населения подвластных полисов.

Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец изоляции, началось втягивание в общегреческие товарно-денежные отношения. Снова появились золотые  и серебряные монеты. По словам Плутарха, в этот период все спартанцы «были  охвачены стремлением к обогащению, словно влечением в чему-то великому и почётному». Особенно обогащались военачальники.

По закону Эфора Эпитадея спартанцы могли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю, имущество – гипомейнов – росло, а число сотрапезников в сесситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, её политическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. Если в 480 г. до н.э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тыс., то в 418 г. до н.э. – только 4 тыс. А к концу IV в. до н.э. их оставалось меньше одной тысячи. Большинство спартанцев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи. Спарта утратила свою самостоятельность, попала под власть персов, затем македонцев, а с 146 г. до н.э. – Рима.

 

 

                      Армия в Спарте         

 

Система спартанского воспитания имела целью  выработать из каждого спартанца  воина. Главное внимание спартанцы  обращали на развитие физической силы, выносливости и смелости. Физическая сила, бесстрашие и ловкость в Спарте ценились очень высоко. Меньше внимания уделялось выработке культурных навыков, хотя каждый спартанец должен был уметь читать и писать.

От воина  требовалось безоговорочное повиновение  старшим начальникам. Приказания старших  подлежали обязательному выполнению. Элементы воинской дисциплины будущему воину прививались со школьной скамьи. Спартанец готов был скорее погибнуть, чем уйти с боевого поста. Такой  дисциплины не было у армий восточных  деспотий. Большую роль в укреплении воинской дисциплины у спартанцев играло общественное мнение, однако применялись  и телесные наказания. В своих  песнях спартанцы прославляли храбрых  воинов и порицали трусов.

С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Школьное воспитание было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость. Подростки воспитывались в суровых  условиях: их часто заставляли голодать, переносить лишения и нередко  наказывали. Большая часть времени  отводилась упражнением в беге, борьбе, метанию копья и диска. Много  внимания уделялось военным играм.

«Моё  богатство», - говорится в одной  спартанской песне, - «моё копьё, мой  меч, мой славный шлем, крепость моего  тела. При помощи их я обрабатываю  землю, собираю хлеб и приготовляю  вино со своих виноградников; благодаря  им – я господин своих слуг…» В этих словах выражена классовая основа воспитания и обучения спартанских воиноз – они должны были обеспечить своё господство.

Музыка, пение, танцы были также направлены на воспитание качеств, необходимых  воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество; танцы изображали отдельные моменты боя.

Большое внимание уделялось выработке военного языка. Спартанцы славились своим  умением говорить кратко и ясно. От Лаконии пошли выражения «лаконизм», «лаконический», т.е. кратко и ясно, как говорили жители Лаконии. «С ним или на нём», - говорила мать сыну, подавая щит. Когда персидский царь под Фермопилами потребовал от греков, чтобы они сделали оружие и щиты, ему ответили: «Приди и возьми».

Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.

Информация о работе Образование, государственный строй, армия, право Спартанского государства