Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:10, курс лекций
1.1. Общество как сложная динамическая система:
Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.
Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;
общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.
В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:раткий конспект по обществознанию..хороший справочник для урока)
1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)
2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека
3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ
4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура
5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды
6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура
7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства
8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры:
На сегодняшний день в мире насчитывается около 1,5 миллиардов мусульман.
Функции религий (способы действия ее в обществе):
1. Мировоззренческая, т.е. определенные взгляды на человека, общество и природу.
2. Компенсаторская: восполняет бессилие человека перед существующим миром.
3. Коммуникативная: религиозное сознание предписывает два типа общения:
а) Верующих друг с другом
б) Верующих с богом, святыми и пр.
4. Регулятивная функция: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность.
5. Культуротранслирующая: передача поколениям письменности, книгопечатания, искусства и всего, что связано с осуществлением религиозных культов.
8.5 Свобода совести:
См. статью Конституции РФ.
В современном мире христианская церковь отделена от государства, а иногда от церкви.
По Конституции РФ
провозглашается свобода
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
Наука – особый вид
познавательной деятельности людей, направленный
на выработку системы объективно-
Современная наука это:
1. Специфический вид познавательной деятельности.
2. Особая форма общественного
сознания, отражающая мир в форме
научных представлений,
3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории.
4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами.
Научное знание отличается от обыденного познания тем, что:
1. Наука имеет дело
с объектами реальности, которая
не сводится к объектам
2. Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык.
3. Для научных исследований
необходима специальная
4. Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность.
5. Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования.
6. Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.
Современная наука выполняет функции:
1. Культурно-мировоззренческая
2. Методологическая
3. Познавательная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Прогностическая
7. Аксеологическая (ценностная)
8. Управленческая
В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека.
Развитие генной инженерии,
биотехнологий, медицины открыли возможность
направленного воздействия на наследственность
организмов, вплоть до создания организмов
с заранее заданными
8.7 Образование:
Означает обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением.
«Образование» обозначает процесс возникновения некого идеального образа.
В процессе образования человек получает систематизированные знания, навыки и практическую подготовку.
В настоящее время обращается внимание на такие ценности образования, как удовлетворение образовательных потребностей личности, становление единого образовательного производства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ.
Тенденции в развитии современного образования:
1. Демократизация.
2. Рост продолжительности образования.
3. Непрерывность образования.
4. Гуманизация.
5. Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин.
6. Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.
8.8 Сомообразование:
…..
8.9. Искусство:
Часть культуры, специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, творческое отражение, воспроизведение действительности в худочественных образах.
Искусство появляется с появление человека. В ходе развития духовной культуры появляются разные виды искусства:
1 Живопись
2 Скульптура
3 Музыка
4 Танец
5 Архитектура
6 Литература
7 Театр
8 Кино.
Любой вид искусства присущими ему методами воспроизводит мир таким, каким его воспринимает тот или иной деятель культуры. Художественные образы способны обогатить духовный мир человека, т.к. оказывают эстетическое воздействие на чувства и мировоззрение человека.
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение.
Наука о морали – этика.
Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгиее нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
В понятие «нравственность» вкладывается более житейское значение – это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена.
Нормы и правила морали формировались историческим путем. При родовом строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они опирались на авторитет общественного мнения. Далее появилась мораль – как проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения. Существуют и моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и пр.
Нравственные принципы: коллективизм, индивидуализм, эгоизм, альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом.
Моральный идеал –
идеальный образ или конечная
цель нравственного развития. В качестве
идеала может выступать как образ
нравственно совершенной
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми. Оценивая уровень духовного прогресса важно знать, сколько НИИ, университетов, театров, библиотек, музеев и пр. имеется в стране. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание качество духовной продукции, т.е. научных открытий, книг, образования, кинофильмов и пр. Вместе взятые эти показатели определяют конечную цель культуры (способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры).
Необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди.
Важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.
Ныне СМИ способствуют выравниванию возможностей всех людей при приобщении к культуре.
Еще одним критерием культурного развития общества является наличие необходимых условий для наиболее полного проявления и развития творческих сил, способностей и талантов человека.
Положение культуры России оценивается как крайне тяжелое,т.к.:
1. Набирает темпы духовное обнищание народа:
а) упадок морали,
б) ожесточенность,
в) рост преступности и насилия,
что происходят на почве бездуховности.
2. Вместо родной речи
язык засоряется иноземными
3. Под угрозой разрушения
то, что столетиями создавал интелл
4. Опасность для будущего
страны представляет
Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики страны в целом и материально-техническим ее обеспечением в частности. Остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы приводит к закрытию многих очагов культуры, или к тому, что они занимаются коммерцией.
Для цивилизованного общества недопустима экономия на культуре и образовании, как и их полная коммерциализация, т.к. они оборачиваются самыми пагубными последствиями, ставя под вопрос само существование цивилизации. Резко снизилось и социально-экономическое положение работников культуры. Идет интенсивный отток специалистов в другие сферы и за рубеж.
Одна из тенденций – оценка роли в судьбах культуры, которую играла АКС. Все, что не укладывалось в рамки идеологического тезиса о социальном благополучии, оседало на полках спецхранов.
В культуре сформировались две тенденции:
1. Фальшь и лицемерие, бездуховность
2. Проявление протеста, недовольства, противостояния.
Духовное очищение общества идет очень медленно и мучительно, сопровождаясь негативными тенденциями. Ответственность тех, кто создает культуру, должна возрастать, фактически же она снижается.
Произведения
Возрождение культуры - важнейшее условие обновления нашего общества. Встает вопрос: какую культуру возрождать? Классическую или народную? В целом человечеству свойственна идеализация общества. Считается, что так происходит тогда, когда не хотят и не умеют оценить современные достижения.
Обще планетарная проблема – это проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности.
Отечественная культура страдает от вандалов.
Виды культуры, требующие от человека серьезных размышлений, работы души расцениваются обывательски настроенным человеком, как нудные, скучные, трудные и требующие слишком много времени для осмысления. Кто ищет в культуре только развлекательность и, не найдя ее, легко находит заменитель, появляется эрзац культура.
8.12 Основные направления
политики государства в
1) Возвращение в духовную
жизнь народа культурного
2) Деидеологизация культуры
3) Изживание монополии
4) Создание условий для
5) Расширение международных
Для этого необходимо, чтобы:
1) Правительство и другие
2) Сами люди: родители, патриоты
и пр. должны объединиться, что
бы противостоять интересам
3) Общество и государство должны осознать, что надо постепенно повышать отчисления на образование, науку и воспитание людей.
Информация о работе Общество как сложная динамическая система