Общество как сложная динамическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:10, курс лекций

Описание работы

1.1. Общество как сложная динамическая система:
Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.
Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;
общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.
В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:раткий конспект по обществознанию..хороший справочник для урока)

Содержание работы

1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)

2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека

3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ

4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура

5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды

6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура

7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства

8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры:

Файлы: 1 файл

Краткий конспект по обществу.Экзамен.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Переход к индустриальному  обществу приводит к складыванию  нации.

Нация – большая группа людей (социальная общность), проживающая  на общей территории, связанная общностью  экономической жизни, языка, национальных черт характера и культуры. Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность к нации называется национальностью.

В развитии нации выделяются две тенденции:

1) Интернационализм. Проявляется на основании развития экономической интеграции (ЕС и пр.)

2) Стремление к самоопределению.  Выражается в конфликтной форме:

а) Национализм – идеологическое, политическое, психологическое и  социальное обособление и противопоставление одной нации другим.

б) Шовинизм – неприязнь, ненависть к другим народам. 

 

Задачи государства  и общества:

1)      Сочетать национальные и интернациональные интересы

2)      Признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства

3)      Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. 

 

7.10. Социальный статус  личности и социальной группы:

Социальный статус включает в себя:

1) Атрибутивные признаки  – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе.

2) Функциональные признаки

3) Оценочные (престиж  и пр.)

4) Нормативные признаки  – выполнение человеком норм  поведения. 

 

Социальный статус показывает то, что личность может делать и  то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций.

Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр.

Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет.

Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют:

1)      Образование

2)      Материальное благосостояние

3)      Квалификация

4)      Личные качества человека  

 

7.11. Основные направления  социальной политики государства:

Политические реформы  в России 90-ых годов затронули все стороны жизни людей.

В социальной сфере:

Идет процесс формирования стратификационной системы. На месте  сверх централизованного государства  возникли достаточно неразвитые страны. Происходит:

1)      Снижение жизненного уровня большинства граждан

2)      Падение производства и обострение всех социальных проблем

3)      Уменьшение численности населения РФ

4)      Изменение численности и состава экономически активного населения

5)      Перемещение рабочей силы в сферу услуг

6)      Изменение структуры собственности. 

 

 

  

 

 

 

8. Духовно-нравственная  сфера:

8.1. Культура и духовная  жизнь:

«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло  в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.

В «пайдейе», т.е. воспитанности  греки видели свое главное отличие  от некультурных варваров. В Китае  это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».

Подходы к осмыслению феномена культуры:

1) Деятельный:

Культура – специфический  способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства  и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека.

2)      Аксиологический:

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека.

3) Семиотический (знаковый):

Способность культуры выступать  в качестве знакового механизма  передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование. Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания трудовой деятельностью.

4) Социологический подход:

Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.

5) Гуманитарный подход:

Выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека.  

 

Культура – своеобразный генотип общества, специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Культура делится на материальную и духовную. К первой относится все то, что создано людьми. Духовная культура – существование духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Вообще деление культуры на материальную и духовную весьма условно, т.к. в чистом виде они просто не существуют. 

 

8.2. Формы и разновидности  культуры:

Многообразие культур  можно классифицировать по-разному:

1)      Национальные

2)      Мировая

3)      Светская

4)      Религиозная

5)      Западная

6)      Восточная

7)      Элитарная

8)      Народная

9)      Массовая. 

 

Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной  частью общества, либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она трудна для понимания  неподготовленного человека, требует  специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.  

 

Массовая культура:

Специфическая разновидность  духовной культуры, ориентированной  на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования  оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.  

 

Субкультура:

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой). 

 

Молодежная субкультура:

Молодежь создает собственную  субкультуру: жаргонный язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется  избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.

Понятие контр культура имеет два значения:

1) Совокупность мировоззренческих  установок, поведенческих нормативов  и форм духовно-нравственного освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.

2) Специфическая субкультура,  порожденная молодежным бунтом 60-ых  – начала 70-ых годов, основанная  на утопическом стремлении вернуть  человека западной цивилизации  к его естественному состоянию.

Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.) 

 

Народная культура:

Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы  и пр. 

 

8.3. Религия как феномен культуры:

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и  специфические действия (культ), которая  основывается на вере в существование  одного или нескольких богов, вере в  сверхъестественное.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования  человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.

Культ – вид религиозной  деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных  образов силы, господствующие над  людьми в их повседневной жизни.

Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство):

Возникло в первобытном  обществе и стало элементом всех религий. 

 

 

 

2) Умилостивительный  культ:

Обращен к богу или  духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные  предметы.  

 

К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.

Религиозное мировоззрение  смещает ориентацию человека из сферы  общественно необходимых жизненных  задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием. 

 

8.4. Мировые религии:

Тотемизм (от индейского тотем – его род):

Возник тогда, когда  основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями. Суть тотемизма в поклонении животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Постепенно тотемизм оброс значительным количеством  ритуалов и магии, от которых неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются формами религии.  

 

Анимизм:

Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и  душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги приобретали более антропоморфный характер, т.е. наделялись человеческими качествами. Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм.  

 

С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий  дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре. 

 

В современном мире религии  можно подразделить на три группы:

1) Родоплеменные примитивные  верования, сохранившиеся по сей день

2) Национально-государственные  религии, составляющие основы  жизни отдельных наций (иудаизм,  индуизм, конфуцианство и пр.)

3) Мировые религии  (буддизм, христианство, ислам). 

 

Буддизм:

Действующая мировая  религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии. Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с царевичем Сиддхартхом Гауталлой, называемого Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.

Свод священных книг буддистской религии носит название Тититака (три корзины). К письменному  структурированному виду они приведены  монахами Цейлона в 80 году д.н.э.

Сейчас в мире насчитывается 500 000 000 буддистов. В РФ они преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.  

 

Христианство:

Возникло в I веке в восточной части Римской Империи. Наибольшее влияние на его становление и развитие оказала иудаистская религиозная традиция. Оттуда взят монотеизм, миссианство, эсхатологизм – вера в гибель существующего мира в результате божественного вмешательства. К основным догматам относится учение о Троице. Краеугольным камнем является вера в спасителя Иисуса Христа, имеющего две ипостаси: божественную и человеческую. Существует вера в загробную жизнь, где выделяются царство небесное и ад. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа. Второе пришествие Христа связывают с концом света, воскрешением из мертвых и страшным судом. Главная книга христиан – Библия.

В V веке император Константин уравнял христианство с другими религиями Римской Империи. В 1054 году происходит разделение на православие и католицизм. В XVI веке – реформация, в результате которой появляются протестантизм (англиканство, кальвинизм и лютеранство).

На сегодняшний день в мире насчитывается около 1000 000 000 христиан.  

 

Ислам (мусульманство):

Выражает покорность единому богу – Аллаху, всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь  человека. Возник ислам в 610 году на Аравийском полуострове. Основателем считается Мухамед, объявивший себя посланником единого бога.

Ислам выступил как «синтез» религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что  обусловило создание на его основе централизованного государства. В исламе жизнь не делиться на религиозную и светскую. Ислам это и вера  и образ жизни. Главная книга – Каран, кроме него существует Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.

Информация о работе Общество как сложная динамическая система