Организация разработки и реализации государственной экономической политики на федеральном и региональном уровнях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам.
Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти.

Содержание работы

Особенности разработки экономической политики на федеральном уровне
Государственное регулирование развития регионов, как способ реализации экономической политики
Предпосылки новой стратегии государственного управления экономикой

Файлы: 1 файл

организация разработки и реализации ГЭП на федеральном и региональном уровнях-2.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Правительственная, программа углубления экономических реформ содержит главные направления становления взаимоотношений между центром и регионами. Ряд вопросов, касающихся этих взаимоотношений, остается пока еще не решенным. В частности, и вопрос о легитимности ряда льгот отдельным регионам.

Экономические рыночные реформы в регионах идут медленно и неравномерно. Значительно быстрее и эффективнее они проходят в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других регионах. Унифицированные методы проведения реформ тормозят их ход. Необходимо учитывать особенности каждого региона. Принятые законодательные акты о разграничении полномочий между центром и регионами пока еще не подкреплены конкретным механизмом их реализации. Неоправданной мерой является практика заключения частных соглашений о взаимоотношениях центра и регионов с отдельными национальными автономиями и регионами, располагающими богатейшим природно-ресурсным потенциалом. Центробежные тенденции еще полностью не преодолены в отдельных регионах. Поэтому необходимо принятие срочных и жестких мер по укреплению государственной власти, подчинению законам и прежде всего Конституции Российской Федерации.

Меры по совершенствованию государственного регулирования территориального развития должны быть прежде всего направлены на восстановление управляемости социально-экономическими процессами в регионах. Для этого необходимо повысить ответственность за эффективность проведения реформ субъектов Федерации и передать часть полномочий по регулированию экономического асоциального развития с федерального на региональный уровень. Для этого необходимо и увеличение бюджетов территорий и региональных внебюджетных фондов.

При заключении федеративного договора о разграничении полномочий центра и регионов необходимы более основательная разработка механизма передачи власти на места и реализации полномочий в сфере совместного ведения, разграничение законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. При этом может быть двухвариантный подход:

  1. на основе двусторонних соглашений между федеральными органами управления и органами управления субъектов Федерации;
  2. установление единого общего порядка для всех субъектов Федерации.

Государственные органы власти должны внимательно проанализировать оба варианта, оценить их эффективность и принять один из них.

В то же время большие различия в природно-экономическом, историческом развитии регионов России требуют разработки моделей типологизации регионов с учетом их особенностей и общих черт. Должно быть обеспечено оптимальное сочетание федеральных и региональных интересов, но при безусловном приоритете федеральной законодательной власти и передаче значительной доли функций исполнительной власти на месте.

Макроэкономическое регулирование должно быть дополнено микроэкономическим, что предполагает децентрализацию процессов управления реформами, активизацию экономической деятельности на местах, особенно в отношении развития предпринимательства, создания многообразия форм собственности, конкурентной рыночной среды.

Первой главной составляющей государственного регулирования регионального развития должно являться административное и правовое регулирование, направленное на решение проблем текущей сбалансированности, стабилизации экономики, преодоления спада производства, финансового оздоровления экономики.

Важную роль должны играть в регулировании регионального развития структурные программы на среднесрочную и долгосрочную перспективу, т.е. на пять-десять лет. Содержание программ должно быть тесно увязано с бюджетом. Программы не должны превышать рамки их обеспечения, иначе их выполнение будет нереальным.

Задачей  государственного  регулирования  является  создание наилучших условий для деятельности предпринимателей регионов. При основной тяжести работ по управлению государственными региональными  программами,  возлагаемых  на  исполнительную часть, часть регулирующих функций следует передавать непосредственным исполнителям программ. Для этой цели целесообразно создавать на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные, независимые компании, агентства.

Наряду с программами важным направлением государственного регулирования региональным развитием являются комплексные прогнозы развития и размещения производительных сил России на краткосрочную и долгосрочную перспективу, которые должны тесно увязываться с генеральной схемой расселения населения.

Второй главной составляющей является экономическое регулирование.

В первую очередь экономическое регулирование должно коснуться размещения производительных сил и регионального развития. Экономические регуляторы должны отвечать четырем принципам.

  • Первый принцип заключается в том, что система регуляторов не должна распространяться на все субъекты хозяйственной деятельности, на данной территории, необходимо лишь обеспечить особые условия нескольким важнейшим субъектам, которые бы повлияли на развитие остальных. Причем такими субъектами могут быть и отраслевые, и территориальные образования.
  • Второй принцип заключается в том, чтобы система экономических регуляторов носила стимулирующий характер.
  • Третий принцип состоит в том, чтобы система регулирования регионального развития была строго ограничена временными рамками, особенно в плане предоставления дотаций и льгот.
  • Четвертый принцип состоит в необходимости учета при государственном регулировании регионального развития территориальной специфики.

В применении государственного регулирования регионального развития необходима типологизация районов как на макро-, так и микроуровне. Причем типологизацию следует проводить с учетом особенностей географического положения региона, его природно-ресурсного потенциала, уровня его социально-экономического развития, структуры хозяйства, уровня развития инфраструктуры и, наконец, уровня развития внешнеэкономических связей.

Для совершенствования государственного регулирования регионального развития необходимо формирование единой системы управления, которой пока нет.

Как уже говорилось, важнейшим средством, с помощью которого осуществляется государственное регулирование регионального развития в условиях рыночных отношений периода, является разработка и реализация программ, среди которых особенно много по Сибири, Дальнему Востоку, Крайнему Северу. Это — программы по Забайкалью, Якутии, Бурятии, Туве, Курильским островам, Приангарью, Байкалу, малочисленным народам Севера, программа «Дети Севера» и др. Ряд программ разработан для центральных регионов: Тверской, Псковской областей, Республики Мордовии, а также для регионов Поволжья, Урала, Северного Кавказа и др. Принят и ряд программ по отдельным отраслям: «Конверсия оборонной промышленности», «Топливо и энергия», «Развитие электронной техники» и др., а также ряд социальных программ: «Миграция», «Жилье», «Дети Чернобыля» и многие др. Следует выделить также ряд экологических программ, в которых предусмотрен комплекс мер по экологическому оздоровлению.

Однако принятые программы государственного и регионального уровня не выполняются. Причиной этого является недофинансирование, снижение инвестиций и, конечно, недостаточное регулирование самого процесса выполнения этих программ. Негативно влияют на ход выполнения программ и следующие факторы:

  • отсутствие достаточно отработанной системы отбора целевых государственных и региональных программ, недостаточная аргументированность их осуществления и порядка очередности;
  • слабая проработка регионального аспекта в отраслевых государственных программах;
  • отсутствие мониторинга регионального аспекта отраслевых программ;
  • большое число второстепенных программ, не требующих срочной реализации, входящих в перечень федеральных целевых программ;
  • слабо проработанный механизм реализации как федеральных, так и региональных программ;
  • недостаточный контроль за выполнением программ.

Для совершенствования государственного регулирования регионального развития все большее значение имеют не административные решения, а экономические регуляторы, носящие в основном не льготный, а экономический стимулирующий характер.

При отборе регионов, которые нуждаются в приоритетной поддержке, необходимо учитывать масштабы кризисных явлений в регионе. Целесообразно проведение на микроуровне районирования с целью выделения границ депрессивных и анализа кризисных ареалов внутри субъектов Федерации, чтобы в первую очередь направлять в эти микрорайоны адресную помощь из федерального бюджета. Районирование регионов на макроуровне должно стать важной новой формой регулирования регионального развития.

Новой формой регулирования регионального развития является также создание фондов реализации региональных программ. В настоящее время такие фонды существуют в ряде регионов Российской Федерации. Одним из механизмов освоения уникальных ресурсов восточных и северных регионов страны могут стать региональные корпорации с участием государственного и регионального капиталов, а также капиталов частных и иностранных инвесторов. Создание эффективной системы государственного регулирования регионального развития возможно лишь на базе проведения глубоких научных исследований проблем региональной экономики и управления. Вопросы для самопроверки

  1. Раскройте региональную политику как основу государственного регулирования территориального развития.
  2. Каково значение экономического районирования для организации государственного регулирования?
  3. В чем состоит сущность экономических реформ? Какую роль они играют в государственном регулировании территориального развития?

2.3. Предпосылки новой стратегии государственного управления экономикой

Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанная на концепции активного участия не только государства — регулятора, но и государства — собственника рыночных процессов.

В основу предполагаемого подхода положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

  • пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система, государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;
  • место ушедшего от управления экономикой государства занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик «мафиозно-олигархического» капитализма вместо капитализма государственного; •   потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеют столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов. Основные   направления   новой   стратегии   государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1 % ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах. Дивиденды от всей государственной собственности составили 400 млрд неденоминированных рублей. В 1998 г. поступление дивидендов резко сократилось, и их объем не превысил 0,03 % от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает дохода государству.

В тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы, чем частные. Для этого предполагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний — государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства — собственника, оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов — обеспечение национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели, как и конкретные задачи, определяются государством посредством индикативных планов.

Информация о работе Организация разработки и реализации государственной экономической политики на федеральном и региональном уровнях управления