Организация разработки и реализации государственной экономической политики на федеральном и региональном уровнях управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам.
Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти.

Содержание работы

Особенности разработки экономической политики на федеральном уровне
Государственное регулирование развития регионов, как способ реализации экономической политики
Предпосылки новой стратегии государственного управления экономикой

Файлы: 1 файл

организация разработки и реализации ГЭП на федеральном и региональном уровнях-2.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность управления экономикой государством в период научно-технической революции во многом определятся его влиянием на инновационный процесс. Основным преимуществом централизованной системы управления является возможность концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной конвергентной системе инноваций. В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами.

Большинство передовых стран достигло высоких уровней развития вследствие опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности. При этом такие страны, как Япония, даже в трудные периоды истории наращивали ассигнования на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР), учитывая их значение для будущего подъема производства. России, несмотря на кризисное состояние экономики, необходимо следовать той же стратегической линии, обеспечивая финансирование, предусмотренное в законе о науке, придавая защищенность соответствующим статьям бюджетного финансирования.

Государственное регулирование рынков составляет наиболее развитую часть государственного управления экономикой. Рынок в той или иной форме существовал всегда и во всех странах регулировался государством с момента его возникновения. Накоплен значительный арсенал приемов государственного регулирования. Спецификой современного этапа являются резкое усиление роли и увеличение объемов финансовых и информационных рынков, формирование новых информационно-финансовых институтов, регламентирующих и регулирующих рынки. Россия, несколько отставая от передовых стран в этом направлении, может использовать чужой накопленный опыт. Так же как отрасли и отраслевые комплексы, соответственные им рынки классифицируются по степени их важности для национальной и экономической безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем рынке.

Государство способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех-четырех научно-производственных корпораций и финансово-промышленных групп, контролирующих до 60— 70 % внутреннего рынка. Для стратегически жизненно важных рынков одна из этих финансово-промышленных групп должна иметь форму государственного холдинга. Целесообразно также привлекать на некоторые рынки иностранные транснациональные компании, поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и способствующие подтягиванию качества продукции к мировому уровню.

Регулирующий данный рынок государственный орган (министерство, госкомитет и т.п.) лицензирует его участников и контролирует исполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдения его нормативов. На стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках (продовольственный) холдинг проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупки продукции и товарных интервенций. Для экспортоориентированных высокотехнологичных отраслей государство в рамках государственного холдинга создает специализированные компании, занимающиеся маркетингом, проведением товаров на внешние рынки.

Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При этом необходимым условием подъема экономики является стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, сколько в контролируемой государством предсказуемости ее изменений.

Финансовые рынки передовых стран играют огромную роль в поддержании высокого объема их внутренних рынков, составляя около 50 % ВВП. Объем российского фондового рынка и особенно рынок акций не соответствуют современному уровню нашей промышленности, а тем более ее потенциалу. У большинства компаний не хватает опыта и средств для продвижения своих акций на рынке, поэтому на данном этапе государство должно помочь расширению активов компаний, первичному размещению их акций.

Государство может реализовать свои цели обеспечения наблюдаемости и управляемости экономикой, осуществляя следующие мероприятия по установлению контроля над информационными рынками: информационно обустроить основные товарные рынки, обеспечить лицензирование участников рынка, сертификацию использованной информации, обучение специалистов по каждому сегменту рынка, создать базы данных по всем участникам рынка, их активам, финансовому состоянию, задолженностям и т.д.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем обусловлено усиление роли государства в экономике России в условиях рынка?
  2. На чем основывается новая стратегия государственного управления? Назовите ее основные направления.

 


Информация о работе Организация разработки и реализации государственной экономической политики на федеральном и региональном уровнях управления