Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:31, контрольная работа
Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).
Понятие «политика»
Сферы и масштабы политики
Соотношение политики и экономики, религии, морали
Условия возникновения и функционирования политики
Политика и управление
Список используемой литературы
Масштабы политики, ее конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, масштабы страны, и другие факторы. Длительную историю имеет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется до сих пор.
3. Соотношение политики и экономики, религии, морали.
Соотношение политики и экономики. Различные теоретические школы по-разному оценивали и оценивают роль экономики в жизни общества. На заре человеческого общества людям было не до экономического анализа. Они едва успевали справляться с теми задачами, которые ставила перед ними природа: добывание пищи, устройство жилища, защита от нападений и т. д. Лишь в условиях достаточно развитого скотоводства и земледелия, появления относительно устойчивых обменных операций у людей появились возможности выбирать, просчитывать варианты, соизмерять затраты труда с ожидаемыми результатами.
Постепенно мыслители древности и средневековья
стали осознавать связи между экономикой
и политикой, разрабатывать планы улучшения
положения государств.
В средние века, в эпоху господства религиозных
догматов, некоторые ученые, не порывая
с церковью, уже разрабатывают теории,
в которых пытаются открыть и понять те
законы, которые управляют развитием общества,
и на их базе излагают свои взгляды на
соотношение экономики и политики, признавая
за политикой ведущую роль в развитии
государства.
В современной западной экономической
теории или политической экономии, начало
которой, по мнению большинства исследователей,
положил английский экономист Альфред
Маршалл (1842-1924), приоритет отдается экономике,
ибо, по их убеждению, век рыцарства прошел
и "наступил век софистов, экономистов
и счетных машин". В своем главном произведении
"Основы экономической науки", изданной
в 1890 году, Маршалл полагал, что "двумя
великими силами, формировавшими мировую
историю, были религия и экономика".
Согласно марксистскому
пониманию, экономика оказывает
определяющее воздействие на все
стороны общественной жизни: на политику,
идеологию, искусство и мораль соответствующей
эпохи. Так, К. Маркс в предисловии к работе "К
критике политической экономии" писал:
"Способ производства материальной
жизни обусловливает социальный, политический
и духовные процессы жизни вообще. Не сознание
людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание".
Классическая для марксистов характеристика
роли экономики по отношению к политике
содержится в работе В. И. Ленина "Еще
раз о профсоюзах". Определена эта взаимосвязь
следующей формулой: "Политика есть
концентрированное выражение экономики...".
В подтверждение данного постулата можно
найти множество примеров как из истории
прошлого времени, так и событий самого
близкого периода. Наиболее очевидным
из них может служить экономическая ситуация
в СССР в середине 80-х годов, когда резко
сократился прирост такого обобщающего
экономического показателя как национальный
доход и снизился показатель эффективности
общественного производства - производительности
труда. Существенно уменьшились также
темпы прироста промышленной продукции,
реальных доходов на душу населения. В
то же время повышалась материалоемкость
продукции, понижалась фондоотдача, ухудшались
другие качественные характеристики социально-экономического
развития бывшего советского государства.
Известный политик и экономист Е. Т. Гайдар
отмечал по этому поводу, что неэффективность
экономики, отставание по важнейшим направлениям
технического прогресса создали "объективные
предпосылки формирования социальной
коалиции сил, заинтересованных в радикальной
экономической реформе, коренной перестройке
сложившейся структуры народного хозяйства".
Другим очевидным примером может быть
отношение к войне с применением ракетно-ядерного
оружия. Когда-то, развязывая войны, надеялись
в результате победы над противником возместить
затраты за его счет. Современная война
с применением ядерного и других видов
оружия массового поражения просто уничтожит
ресурсы и ценности как противника, так
и победителя. Поэтому здравомыслящие
политики предпочитают мирное сосуществование.
Еще одним примером, подтверждающим
первенство экономики перед политикой,
может служить тот факт, что в развитых
государствах, как правило, неблагополучная
экономическая ситуация становится непосредственной
причиной отставки правительства, смены
курса во внутренней и внешней политике
государства. При определении взаимосвязи
экономики и политики необходимо подчеркнуть
и то обстоятельство, что воздействие
экономики на политические, этические
и другие аспекты миропонимания и миродействия
может быть не прямолинейным, а опосредованным.
Во-первых, множеством факторов географического,
психологического, религиозного и исторического
характера. А во-вторых, политика как синтез
экономических интересов оказывает не
только обратное воздействие на экономику,
но и при проведении экономических целей
в реальную практику "не может не иметь
первенства перед экономикой" (В. И.
Ленин). Эти ситуации, возникающие на конкретном
этапе развития общества, можно свести
к следующим:
1. Изменения в экономике на современном этапе невозможны без участия политической власти.
2. Любые экономические решения после прохождения через систему государственного управления приобретают или могут приобрести политический характер.
3. Взаимосвязь текущих и перспективных
экономических интересов той или иной
политической группы с интересами других
социальных групп.
4. Коррективы в экономическую
политику вносятся после достаточно сложного,
трудного достижения компромисса между
политическими партиями и социальными
группами на парламентском и правительственном
уровнях.
Таким образом, история развития любого
общества, с одной стороны, показывает
связь политики с породившей ее экономикой,
а с другой - свидетельствует, что пренебрежение
требованиями экономики со стороны политиков
ведет к серьезным экономическим трудностям,
и прежде всего, к ухудшению жизни основных
масс населения, и как следствие - к уходу
с политической арены лиц, неспособных
адекватно отразить требования экономики
политической арены лиц, не способными
адекватно отразить требования политическими
средствами.
Соотношение политики и религии. Общее между политикой и религией заключается в том, что обе сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми.
Но не менее существенны и различия между ними. Для политики сугубо «мирские», властные интересы и цели имеют самодовлеющее значение, они специфичны в каждой стране и регионе. В отличие от религии, политика пронизана сиюминутными расчетами, используемые в ней стратегия и тактика достигают высот науки и искусства. Политика прагматична в выдвижении исключительно земных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.
Долгосрочные цели осуществляются в ней разнообразными изощренными, а нередко и нечистоплотными средствами — такими, например, как вербовка и убеждение союзников, уговор колеблющихся, запугивание и подавление противников, шпионаж, демонстрация силы, дезинформация, утечка информации», манипулирование общественным мнением и т.п. У политического деятеля мотивы властвования довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует жесткие правила поведения, часто заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к хитрости и другим осуждаемым религиозной моралью приемам и средствам. Если политика опирается на насилие, то религия обычно осуждает насилие. Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «проданному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях.
Однако
в истории можно увидеть
В
некоторых религиозных системах
существуют представления о
В Древнем мире и Средневековье
религия становится составной частью
государственного аппарата. Священнослужители
обычно не противились этому, так как имели
собственные экономические интересы.
Как правило, жрецы и церковные структуры
были крупными землевладельцами, имели
в своем распоряжении рабов, крепостных
крестьян, различного рода богатства.
Часто церковь находилась на содержании
у властей, получая политическую и иную
поддержку государства, в том числе и в
борьбе с оппозицией и ересями в самой церкви.
Власти втягивают церковь в политику в
первую очередь потому, что она имеет огромное
духовное влияние на граждан, располагает
информацией о них и сильными рычагами
психологического воздействия и может
влиять на отношение подданных к власти.
История
свидетельствует, что во многих странах
обращение за духовной поддержкой к церкви
консолидировало государственную власть.
Но обычно церковь в государственной жизни
послушно повинуется установленному законодательству
и своей культовой и внекультовой практикой
включается в русло государственной политики.
Политизация деятельности церкви вынуждает
ее подчиняться правилам и логике политического
поведения.
Нередко правителя провозглашали потомком
богов или обожествляли. Это закрепляется
в его титуле. Так, в синтоизме японский
император считался сыном богини Солнца Аматэрасу.
На этой основе формируется культ монарха (культ фараона в Египте, культ императора в Древнем Риме). Так называемый «культ личности» (культ Наполеона, вождей в социалистических государствах и т.д.) стал своеобразным светским воспроизведением многовековой религиозной традиции. Церковь вынуждена участвовать даже в самых неприглядных акциях светской власти, противоречащих самой природе религиозной жизни. Политиканствующие священнослужители грязнут в интригах, склоняются ко лжи и лицемерию. Типичной ситуацией в истории становится подчинение церкви господствующему авторитарному режиму. Однако история дает и яркие примеры противостояния подвижников веры политическим акциям, противоречащим религиозным убеждениям. Например, митрополит Филипп мужественно обличал опричнину и другие преступления Ивана Грозного. В христианстве союз церкви и государства с VIII в. Находил свое символическое воплощение в институте церковного помазания монарха на власть. Благодаря этому в условиях противоборства феодальных правителей католическая церковь смогла утвердить свое влияние на монархии средневековой Европы и даже принудить некоторые из них к участию в Крестовых походах. Важную роль в осуществлении самостоятельных политических акций папского престола сыграли возникавшие с VI в. ордена монашеские. И в более поздние времена папство часто использовало ордена (особенно организованный в XVI в. орден иезуитов) для проведения своих политических акций в разных странах мира.
И в Новое время политические амбиции католицизма стимулировали проявления клерикализма — тяготения к доминированию церкви в политических и культурных сферах. Однако большей частью католический епископат в разных странах мира вынужден подчиняться политическому режиму светских властей, тем самым мало чем отличаясь от позиции православия, искони придерживавшегося традиций «цезарепапизма», т.е. подчинения господствующему православному правителю, «помазаннику Божьему, являвшемуся одновременно и главой церкви.
Именно в Византии император Константин провозгласил христианство государственной религией и сам, не принадлежа к церкви, руководил I Вселенским собором, участвовал в обсуждении вопросов вероучения. В Византии сложилась характерная для восточного христианства традиция покорного подчинения церкви государству. Русское православие восприняло и по-своему переосмыслило теократическую традицию.
Информация о работе Основные понятия политологии, политика и управление