Основные понятия политологии, политика и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Содержание работы

Понятие «политика»
Сферы и масштабы политики
Соотношение политики и экономики, религии, морали
Условия возникновения и функционирования политики
Политика и управление
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
  • политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
  • политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

 Масштабы политики, ее конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают историю, традиции, масштабы страны, и другие факторы. Длительную историю имеет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется до сих пор.

 

 

 

3. Соотношение политики и экономики, религии, морали.

Соотношение политики и экономики. Различные теоретические школы по-разному оценивали и оценивают роль экономики в жизни общества. На заре человеческого общества людям было не до экономического анализа. Они едва успевали справляться с теми задачами, которые ставила перед ними природа: добывание пищи, устройство жилища, защита от нападений и т. д. Лишь в условиях достаточно развитого скотоводства и земледелия, появления относительно устойчивых обменных операций у людей появились возможности выбирать, просчитывать варианты, соизмерять затраты труда с ожидаемыми результатами.

   Постепенно мыслители древности и средневековья стали осознавать связи между экономикой и политикой, разрабатывать планы улучшения положения государств.  
В средние века, в эпоху господства религиозных догматов, некоторые ученые, не порывая с церковью, уже разрабатывают теории, в которых пытаются открыть и понять те законы, которые управляют развитием общества, и на их базе излагают свои взгляды на соотношение экономики и политики, признавая за политикой ведущую роль в развитии государства.  
В современной западной экономической теории или политической экономии, начало которой, по мнению большинства исследователей, положил английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), приоритет отдается экономике, ибо, по их убеждению, век рыцарства прошел и "наступил век софистов, экономистов и счетных машин". В своем главном произведении "Основы экономической науки", изданной в 1890 году, Маршалл полагал, что "двумя великими силами, формировавшими мировую историю, были религия и экономика".

Согласно марксистскому  пониманию, экономика оказывает  определяющее воздействие на все  стороны общественной жизни: на политику, идеологию, искусство и мораль соответствующей  эпохи. Так, К. Маркс в предисловии к работе "К критике политической экономии" писал: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовные процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". 
Классическая для марксистов характеристика роли экономики по отношению к политике содержится в работе В. И. Ленина "Еще раз о профсоюзах". Определена эта взаимосвязь следующей формулой: "Политика есть концентрированное выражение экономики...". В подтверждение данного постулата можно найти множество примеров как из истории прошлого времени, так и событий самого близкого периода. Наиболее очевидным из них может служить экономическая ситуация в СССР в середине 80-х годов, когда резко сократился прирост такого обобщающего экономического показателя как национальный доход и снизился показатель эффективности общественного производства - производительности труда. Существенно уменьшились также темпы прироста промышленной продукции, реальных доходов на душу населения. В то же время повышалась материалоемкость продукции, понижалась фондоотдача, ухудшались другие качественные характеристики социально-экономического развития бывшего советского государства. Известный политик и экономист Е. Т. Гайдар отмечал по этому поводу, что неэффективность экономики, отставание по важнейшим направлениям технического прогресса создали "объективные предпосылки формирования социальной коалиции сил, заинтересованных в радикальной экономической реформе, коренной перестройке сложившейся структуры народного хозяйства". Другим очевидным примером может быть отношение к войне с применением ракетно-ядерного оружия. Когда-то, развязывая войны, надеялись в результате победы над противником возместить затраты за его счет. Современная война с применением ядерного и других видов оружия массового поражения просто уничтожит ресурсы и ценности как противника, так и победителя. Поэтому здравомыслящие политики предпочитают мирное сосуществование. 
   Еще одним примером, подтверждающим первенство экономики перед политикой, может служить тот факт, что в развитых государствах, как правило, неблагополучная экономическая ситуация становится непосредственной причиной отставки правительства, смены курса во внутренней и внешней политике государства. При определении взаимосвязи экономики и политики необходимо подчеркнуть и то обстоятельство, что воздействие экономики на политические, этические и другие аспекты миропонимания и миродействия может быть не прямолинейным, а опосредованным. Во-первых, множеством факторов географического, психологического, религиозного и исторического характера. А во-вторых, политика как синтез экономических интересов оказывает не только обратное воздействие на экономику, но и при проведении экономических целей в реальную практику "не может не иметь первенства перед экономикой" (В. И. Ленин). Эти ситуации, возникающие на конкретном этапе развития общества, можно свести к следующим:

 

1. Изменения в экономике на современном этапе невозможны без участия политической власти.

2. Любые экономические решения после прохождения через систему государственного управления приобретают или могут приобрести политический характер.

3. Взаимосвязь текущих и перспективных экономических интересов той или иной политической группы с интересами других социальных групп. 
4. Коррективы в экономическую политику вносятся после достаточно сложного, трудного достижения компромисса между политическими партиями и социальными группами на парламентском и правительственном уровнях. 
Таким образом, история развития любого общества, с одной стороны, показывает связь политики с породившей ее экономикой, а с другой - свидетельствует, что пренебрежение требованиями экономики со стороны политиков ведет к серьезным экономическим трудностям, и прежде всего, к ухудшению жизни основных масс населения, и как следствие - к уходу с политической арены лиц, неспособных адекватно отразить требования экономики политической арены лиц, не способными адекватно отразить требования политическими средствами.

Соотношение политики и религии. Общее между политикой и религией заключается в том, что обе сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми.

Но  не менее существенны и различия между ними. Для политики сугубо «мирские», властные интересы и цели имеют самодовлеющее значение, они специфичны в каждой стране и регионе. В отличие от религии, политика пронизана сиюминутными расчетами, используемые в ней стратегия и тактика достигают высот науки и искусства. Политика прагматична в выдвижении исключительно земных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.                    

Долгосрочные  цели осуществляются в ней разнообразными изощренными, а нередко и нечистоплотными  средствами — такими, например, как  вербовка и убеждение союзников, уговор колеблющихся, запугивание и подавление противников, шпионаж, демонстрация силы, дезинформация, утечка информации», манипулирование общественным мнением и т.п. У политического деятеля мотивы властвования довлеют над религиозными мотивами. Логика противоборства диктует жесткие правила поведения, часто заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к хитрости и другим осуждаемым религиозной моралью приемам и средствам. Если политика опирается на насилие, то религия обычно осуждает насилие. Религия демонстрирует приоритет «небесного» по отношению к «земному», «сакрального» — к «проданному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях.

Однако  в истории можно увидеть религиозные  процессы, имеющие политическое значение, и политические процессы, происходящие под религиозными лозунгами. Поэтому, прежде всего, нужно учитывать конкретное наполнение политическим содержанием религиозных сюжетов, идей и лозунгов, как и религиозное оформление конкретных политических акций. Соединение религиозных и политических факторов находило и находит выражение в таких феноменах, как религиозные войны (Крестовые походы, джихад и т.п.), религиозный пацифизм (неприятие войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической жизни. Политика возникает значительно позже религии. В архаическом обществе до появления политики религия во многом обеспечивала регуляцию поведения людей и соблюдение нравственных принципов на основе складывавшихся обычаев, норм вероучения и ритуалов культа. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он был одновременно и жрецом), придавала ореол святости формирующимся традициям. Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся публичной власти, оправдывая и освящая ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов. Подданные должны были видеть во власти небесное установление. Многие государственные ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до сих пор воспроизводят ритуально-канонические элементы религиозного культа. Религиозные учения зачастую используют политические термины и категории («царство», «царь», «раб», «господин»), которые наполняются сакральным содержанием и служат для освящения либо дискредитации земной политики, власти и т.п. («Нет власти не от Бога», «Царь — помазанник Божий»; «Князь мира сего — Сатана».)

В некоторых религиозных системах существуют представления о сосуществовании  двух уровней политической жизни («двух  Градов») — небесной и земной (христианство), в других политическая жизнь не отделяется от религиозной (ислам). Ряд церквей и религиозных деятелей оценивают политику как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников. Политические структуры втягивают в сферу своей деятельности складывающиеся религиозные институты.  
     В Древнем мире и Средневековье религия становится составной частью государственного аппарата. Священнослужители обычно не противились этому, так как имели собственные экономические интересы. Как правило, жрецы и церковные структуры были крупными землевладельцами, имели в своем распоряжении рабов, крепостных крестьян, различного рода богатства. Часто церковь находилась на содержании у властей, получая политическую и иную поддержку государства, в том числе и в борьбе с оппозицией и ересями в самой церкви. Власти втягивают церковь в политику в первую очередь потому, что она имеет огромное духовное влияние на граждан, располагает информацией о них и сильными рычагами психологического воздействия и может влиять на отношение подданных к власти.

История свидетельствует, что во многих странах обращение за духовной поддержкой к церкви консолидировало государственную власть. Но обычно церковь в государственной жизни послушно повинуется установленному законодательству и своей культовой и внекультовой практикой включается в русло государственной политики. Политизация деятельности церкви вынуждает ее подчиняться правилам и логике политического поведения.  
Нередко правителя провозглашали потомком богов или обожествляли. Это закрепляется в его титуле. Так, в синтоизме японский император считался сыном богини Солнца Аматэрасу.

  На этой основе формируется  культ монарха (культ фараона  в Египте, культ императора в Древнем Риме). Так называемый «культ личности» (культ Наполеона, вождей в социалистических государствах и т.д.) стал своеобразным светским воспроизведением многовековой религиозной традиции. Церковь вынуждена участвовать даже в самых неприглядных акциях светской власти, противоречащих самой природе религиозной жизни. Политиканствующие священнослужители грязнут в интригах, склоняются ко лжи и лицемерию. Типичной ситуацией в истории становится подчинение церкви господствующему авторитарному режиму. Однако история дает и яркие примеры противостояния подвижников веры политическим акциям, противоречащим религиозным убеждениям. Например, митрополит Филипп мужественно обличал опричнину и другие преступления Ивана Грозного. В христианстве союз церкви и государства с VIII в. Находил свое символическое воплощение в институте церковного помазания монарха на власть. Благодаря этому в условиях противоборства феодальных правителей католическая церковь смогла утвердить свое влияние на монархии средневековой Европы и даже принудить некоторые из них к участию в Крестовых походах. Важную роль в осуществлении самостоятельных политических акций папского престола сыграли возникавшие с VI в. ордена монашеские. И в более поздние времена папство часто использовало ордена (особенно организованный в XVI в. орден иезуитов) для проведения своих политических акций в разных странах мира.

И в Новое время политические амбиции католицизма стимулировали проявления клерикализма — тяготения к доминированию церкви в политических и культурных сферах. Однако большей частью католический епископат в разных странах мира вынужден подчиняться политическому режиму светских властей, тем самым мало чем отличаясь от позиции православия, искони придерживавшегося традиций «цезарепапизма», т.е. подчинения господствующему православному правителю, «помазаннику Божьему, являвшемуся одновременно и главой церкви.

  Именно в Византии император Константин провозгласил христианство государственной религией и сам, не принадлежа к церкви, руководил I Вселенским собором, участвовал в обсуждении вопросов вероучения. В Византии сложилась характерная для восточного христианства традиция покорного подчинения церкви государству. Русское православие восприняло и по-своему переосмыслило теократическую традицию.

Информация о работе Основные понятия политологии, политика и управление