Основные понятия политологии, политика и управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Содержание работы

Понятие «политика»
Сферы и масштабы политики
Соотношение политики и экономики, религии, морали
Условия возникновения и функционирования политики
Политика и управление
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Эта потребность реализовывалась  по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.

Возникновение новой системы регуляции  социальных контактов групп высветило  полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и  традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

Политика и возникла в связи  с необходимостью реализации таких  интересов групп, которые затрагивали  их общественное положение и не поддавались  удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.

Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать грань политической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а надперсональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя конкретного класса, нации, той или иной части населения. Поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государство как посредника в урегулирование этих споров. Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

Как глобальный механизм регулирования  социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового  диалога, придания процессу конкуренции  за власть в основном цивилизованных и мирных форм.

 При этом структура и строение  политического взаимодействия не  дают возможности какой-то одной  стороне, достигая своей цели, игнорировать наличие и противодействие  конкурентов. В противном случае  политика вырождается в монополизацию  власти, превращающую политическую «игру» за власть в форму административного диктата.

С момента своего зарождения государство  служит тем центром силы, который  способен принудительными методами организовать должное распределение  ресурсов, статусов, ценностей. Вот  почему даже там, где между собой конкурируют партии или иные участники политики, борьба внутренне нацелена на овладение той или иной частью полномочий этого института. Правда, в сфере международной политики не существует какого-то единого государства, но и там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы, который де-факто временно обладает такими реальными возможностями и полномочиями (например, ООН, олицетворяющая действенность системы международного права, или НАТО, обладающее силовыми ресурсами, позволяющими ему в то или иное время выступать от лица международного сообщества).

По своему характеру политическое регулирование означает использование  государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т. д. С этой точки зрения политика представляет собой способ упрощения конфликтов, когда все их многообразное содержание подводится под общий знаменатель государственной воли. Вместе с тем она возникает тогда, когда деятельность государства становится объектом заинтересованности различных групп, общим для активной части населения делом.

Формируясь в процессе регулирования  межгрупповых противоречий, поддержания  целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций: 

  • выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества; 
  • рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны; 
  • распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом; 
  • управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития; 
  • интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
  • социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Конституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие задачи;
  • обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз – особые техники связи с общественностью); 
  • созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные функции  политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами  жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов  власти и т. д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.

В целом же функции политики могут  трансформироваться в зависимости  от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни). Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, острых кризисах государственной власти.

 

5.Политика и управление.

 

Если рассматривать политологию  как науку о политике во всех ее проявлениях, как мы это делаем, то, естественно, необходимо уделить должное внимание самому понятию политики: уяснить, когда и почему появилась потребность в этом термине, какой в него вкладывали смысл, как он трансформировался, наполнялся новым содержанием с течением времени. Термин "политика" возник в Древней Греции. Он образован от слова polis - город, государство (в Древней Греции город был, как правило, и государством). Основное его содержание связывалось с характеристикой, описанием и анализом форм государственного правления, с тем, что "относится к государству" (Аристотель. Политика). В дальнейшем традиция анализа форм государственного правления (монархия, республика и их разновидности) прочно закрепилась в политической науке. Долгое время проблематика политической науки практически целиком концентрировалась вокруг государства. Так, в вышедшем еще в 1910 г. американском популярном учебнике Дж. Гарнера "Введение в политическую науку" утверждалось, что "политическая наука начинается и заканчивается государством". С точки зрения нашего подхода к анализу политики чрезвычайно важно понять, какого рода управленческие задачи решались при этом. С этой целью придется "углубиться" в историю, в тот период, который обозначают как родовой, первобытнообщинный строй. Сообщества людей, как и любая сложная система, стремятся сохранить свою целостность и интегрировать отдельные свои составляющие, регламентируя тем или иным образом взаимосвязи (взаимоотношения) их друг с другом и с системой в целом. В общинном сообществе интеграция и регламентация осуществлялись при помощи родственных связей, обычаев, традиций, привычек, сложившихся форм поведения. Отсутствие глубокой дифференциации внутри этого общества ("схожесть элементов") и сравнительная бедность и схематизм, постоянство типов воспроизводимых внутренних связей делали процесс интеграции и регламентации данного общества сравнительно простым. Он не требовал для этих целей специальных структур, как и групп людей, специализирующихся па выполнении определенных управленческо-регламентирующих функций. Этот процесс развивался в основном стихийно, спонтанно, и четкого разделения на управляющих и управляемых в общинном обществе не существовало. В общинном сообществе интеграция и регламентация осуществлялись при помощи родственных связей, обычаев, традиций, привычек, сложившихся форм поведения. Отсутствие глубокой дифференциации внутри этого общества ("схожесть элементов") и сравнительная бедность и схематизм, постоянство типов воспроизводимых внутренних связей делали процесс интеграции и регламентации данного общества сравнительно простым. Он не требовал для этих целей специальных структур, как и групп людей, специализирующихся па выполнении определенных управленческо-регламентирующих функций. Этот процесс развивался в основном стихийно, спонтанно, и четкого разделения на управляющих и управляемых в общинном обществе не существовало. В общинном сообществе интеграция и регламентация осуществлялись при помощи родственных связей, обычаев, традиций, привычек, сложившихся форм поведения. Отсутствие глубокой дифференциации внутри этого общества ("схожесть элементов") и сравнительная бедность и схематизм, постоянство типов воспроизводимых внутренних связей делали процесс интеграции и регламентации данного общества сравнительно простым. Он не требовал для этих целей специальных структур, как и групп людей, специализирующихся па выполнении определенных управленческо-регламентирующих функций. Этот процесс развивался в основном стихийно, спонтанно, и четкого разделения на управляющих и управляемых в общинном обществе не существовало. В этих условиях старыми способами сохранить целостность общества и интегрировать его элементы в целях совместной деятельности и совместной жизни было уже невозможно, как невозможным стало и добровольное подчинение общеобязательным нормам или управление обществом на общественных началах. Потребовалось создание специальных институтов для выполнения управленческих функций в обществе и согласования конфликтующих интересов различных групп, своего рода "арбитра", "координатора" и "регулировщика" в одном лице, который бы олицетворял общую волю и определял общее благо. С созданием в обществе системы институтов, выполняющих данные функции, формируется государство и появляется политика. Слово "государство" (state - англ.; Staat - нем.; etat - франц.) в качестве общего термина, обозначавшего состояние общественно-политического организма, впервые употребил в начале XVI в. Н.Макиавелли в форме stato. В английском языке несколько ранее использовались родственные слова status и estate, в число значений которых входят положение, статус, а в последнее время и государство. Оба этих термина происходят от латинского status - состояние (гражданское), положение. Политическая мысль выработала множество определений государства, которые можно классифицировать на дескриптивные и нормативные, теологические и светские, философские, юридические и социолого-политологические, либеральные, консервативные и социалистические (марксистские).

 Абсолютное большинство исследователей, признавая государство продуктом естественно-исторического развития общества, по-разному определяют приоритетные факторы его возникновения, следовательно, во многом по-разному трактуют и функции государства, сущность политики. Марксисты приоритетное внимание уделяют проблемам противостояния общественных групп (классов). Достаточно вспомнить Энгельса: государство создается для того, чтобы противостоящие классы не пожирали друг друга в бесплодной войне. В марксизме государство как орбитр всегда пристрастно и фактически выполняет волю одной общественной группы (класса) - той, которая доминирует в экономике. Это прежде всего орган насилия. Одновременно государство рассматривается марксистами как определенная форма организации общества, особое его состояние (вспомним значение основополагающего латинского слова status), что и послужило основой концепции отмирания государства. У Локка и особенно Руссо превалирует договорное начало в образовании государства: люди договорились на "паритетных" началах создать орган для защиты своих естественных прав и обеспечения общей безопасности, безопасности всех и каждого. Естественно, что при таком подходе насилие уже не является безоговорочно доминирующим и всеобъемлющим принципом функционирования государства. Имеется определенное число сторонников и теории формирования государства путем (и за счет) завоеваний и подчинения других народов - опять-таки путем насилия, но направленного вовне, а не вовнутрь данного сообщества. Не вдаваясь в полемику, отметим главное: выросшее из недр общества государство ("публичная власть") oi-деляется от общества, создает сеть специальных институтов и учреждений и слой профессионалов-управленцев, которые монополизирую право на определение общеобязательных правил поведения, легальное применение насилия, определяют, что есть общая воля и общее благо. Формируя основные "правила игры" и следя за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на процессы, происходящие в обществе, государство становится важнейшим арбитром и координатором во взаимоотношениях отдельных групп, а близость к арбитру-координатору во многом определяет статус и роль групп в обществе, их возможности удовлетворения своих потребностей и интересов. Иными словами, на определенных этапах развития общества существующие в нем группы реализуют свои важнейшие стратегические (политические) интересы и выстраивают линию отношений с другими группами не иначе как с помощью посредника, ибо все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению Ленина, и "есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". По мере развития общества, накопления в нем материальных благ, снижения остроты противоборства между отдельными группами за эти блага, самообучения и овладения обществом цивилизованными формами решения конфликтных ситуаций, овладения принципами и механизмами самоорганизации и самонастройки, создания соответствующих институтов (партии, средства массовой информации, другие институты гражданского общества), а также процедур и механизмов (выборы прежде всего) положение в политической сфере резко меняется. В конце XIX - начале XX в. сначала в США, где государство вырастало из местного самоуправления и где рано возникли автономные организованные группы, а затем постепенно в Западной Европе государство утрачивает значение едва ли не единственного инструмента политики. Оно оказывается опутанным сложной сетью институтов и отношений, которые соединяют его с гражданским обществом и обеспечивают демократический характер публичной политической власти. В фокусе политической науки сосредоточиваются не государство и государственный строй, а власть и политическая система. В соответствии с этим корректируется понятие политики.

Информация о работе Основные понятия политологии, политика и управление