Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:31, контрольная работа
Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).
Понятие «политика»
Сферы и масштабы политики
Соотношение политики и экономики, религии, морали
Условия возникновения и функционирования политики
Политика и управление
Список используемой литературы
Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти – нового механизма обеспечения групповых интересов – выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.
Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.
Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.
Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать грань политической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а надперсональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя конкретного класса, нации, той или иной части населения. Поэтому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, статусы, интересы) других слоев, вовлекая государство как посредника в урегулирование этих споров. Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.
Как глобальный механизм регулирования
социальных отношений политика есть
способ рационализации межгрупповых конфликтов
и институциализации
При этом структура и
С момента своего зарождения государство служит тем центром силы, который способен принудительными методами организовать должное распределение ресурсов, статусов, ценностей. Вот почему даже там, где между собой конкурируют партии или иные участники политики, борьба внутренне нацелена на овладение той или иной частью полномочий этого института. Правда, в сфере международной политики не существует какого-то единого государства, но и там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы, который де-факто временно обладает такими реальными возможностями и полномочиями (например, ООН, олицетворяющая действенность системы международного права, или НАТО, обладающее силовыми ресурсами, позволяющими ему в то или иное время выступать от лица международного сообщества).
По своему характеру политическое регулирование означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т. д. С этой точки зрения политика представляет собой способ упрощения конфликтов, когда все их многообразное содержание подводится под общий знаменатель государственной воли. Вместе с тем она возникает тогда, когда деятельность государства становится объектом заинтересованности различных групп, общим для активной части населения делом.
Формируясь в процессе регулирования
межгрупповых противоречий, поддержания
целостности социума и сохранен
Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т. д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.
В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни). Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных процессах, острых кризисах государственной власти.
5.Политика и управление.
Если рассматривать
Абсолютное большинство исследователей, признавая государство продуктом естественно-исторического развития общества, по-разному определяют приоритетные факторы его возникновения, следовательно, во многом по-разному трактуют и функции государства, сущность политики. Марксисты приоритетное внимание уделяют проблемам противостояния общественных групп (классов). Достаточно вспомнить Энгельса: государство создается для того, чтобы противостоящие классы не пожирали друг друга в бесплодной войне. В марксизме государство как орбитр всегда пристрастно и фактически выполняет волю одной общественной группы (класса) - той, которая доминирует в экономике. Это прежде всего орган насилия. Одновременно государство рассматривается марксистами как определенная форма организации общества, особое его состояние (вспомним значение основополагающего латинского слова status), что и послужило основой концепции отмирания государства. У Локка и особенно Руссо превалирует договорное начало в образовании государства: люди договорились на "паритетных" началах создать орган для защиты своих естественных прав и обеспечения общей безопасности, безопасности всех и каждого. Естественно, что при таком подходе насилие уже не является безоговорочно доминирующим и всеобъемлющим принципом функционирования государства. Имеется определенное число сторонников и теории формирования государства путем (и за счет) завоеваний и подчинения других народов - опять-таки путем насилия, но направленного вовне, а не вовнутрь данного сообщества. Не вдаваясь в полемику, отметим главное: выросшее из недр общества государство ("публичная власть") oi-деляется от общества, создает сеть специальных институтов и учреждений и слой профессионалов-управленцев, которые монополизирую право на определение общеобязательных правил поведения, легальное применение насилия, определяют, что есть общая воля и общее благо. Формируя основные "правила игры" и следя за их исполнением, получая в свое распоряжение соответствующие ресурсы и возможности воздействия на процессы, происходящие в обществе, государство становится важнейшим арбитром и координатором во взаимоотношениях отдельных групп, а близость к арбитру-координатору во многом определяет статус и роль групп в обществе, их возможности удовлетворения своих потребностей и интересов. Иными словами, на определенных этапах развития общества существующие в нем группы реализуют свои важнейшие стратегические (политические) интересы и выстраивают линию отношений с другими группами не иначе как с помощью посредника, ибо все важнейшие управленческие функции, как и вся политика, замыкаются на деятельности государства. Политика на этом этапе развития, по выражению Ленина, и "есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". По мере развития общества, накопления в нем материальных благ, снижения остроты противоборства между отдельными группами за эти блага, самообучения и овладения обществом цивилизованными формами решения конфликтных ситуаций, овладения принципами и механизмами самоорганизации и самонастройки, создания соответствующих институтов (партии, средства массовой информации, другие институты гражданского общества), а также процедур и механизмов (выборы прежде всего) положение в политической сфере резко меняется. В конце XIX - начале XX в. сначала в США, где государство вырастало из местного самоуправления и где рано возникли автономные организованные группы, а затем постепенно в Западной Европе государство утрачивает значение едва ли не единственного инструмента политики. Оно оказывается опутанным сложной сетью институтов и отношений, которые соединяют его с гражданским обществом и обеспечивают демократический характер публичной политической власти. В фокусе политической науки сосредоточиваются не государство и государственный строй, а власть и политическая система. В соответствии с этим корректируется понятие политики.
Информация о работе Основные понятия политологии, политика и управление