Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:31, контрольная работа
Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).
Понятие «политика»
Сферы и масштабы политики
Соотношение политики и экономики, религии, морали
Условия возникновения и функционирования политики
Политика и управление
Список используемой литературы
С падением Византии (XV в.) формулируется теория «Москва — Третий Рим». Влиятельный церковный деятель Иосиф Волоцкий утверждал, что царь «естеством подобен всем человекам, властью же — Богу», поэтому «от царя и московского великого князя истекает все: жизнь и благодать». Царь — наместник Бога на Земле, глава не только государства, но и церкви. С тех пор безусловный приоритет светской власти над властью церковной осознавался в политической жизни страны как исходный принцип взаимоотношений иерархов православия с государством. На этой основе на века определилось согласие церкви с властью, которое церковные историки часто называют «симфонией». Лишь очень редко отдельные иерархи (например, патриарх Никон) пытались добиться определенной автономии от власти. Петр I отменил патриаршество и поставил во главе церкви особое министерство — Синод. Подчинение светским властям присуще и многим течениям протестантизма (исключая нонконформистов). С самого начала своей реформаторской деятельности Лютер следовал в кильватере политики немецких князей; такая позиция типична для лютеранских церквей и в других странах. Непродолжительное правление «женевского папы» Кальвина, сосредоточившего в своих руках духовную и светскую власть, или политическое влияние шотландского реформатора Джона Нокса были исключением; как правило, протестантские церкви являются законопослушными институтами политической жизни во всех государствах.
Буддизму в меньшей степени присуще обожествление власти и ее носителей, однако при царе Ашоке (III в. до н. э.) буддизм стал государственной религией Индии, а своего высшего расцвета достиг в Кушанском царстве (I—III вв. н. э.) благодаря политической поддержке властей. Союз политики и религии на протяжении последних веков выразительно демонстрировала власть далай-ламы в буддийском Тибете.
Ислам также исходит из понимания власти как божественного установления. Мухаммад сочетал в себе качества посланника Аллаха, пророка и властителя мусульманской общины («уммы»). Халифат сформировался и функционировал как теократическое государство. Первые халифы считались преемниками Мухаммеда и наместниками Аллаха на Земле, соединяя функции первосвященника и военного предводителя, контролируя религиозную и административную жизнь «уммы».
Современное государство особо не нуждается в религиозной легитимации. Отношения государства и церкви стали менее политизированными, более соответствующими принципам демократии и нормам морали. Отделение церкви от государства, невмешательство светских властей в ее деятельность — необходимая гарантия защиты религии от политизации. Участие конфессий в миротворческой деятельности, экологических движениях, в благотворительности, их содействие гражданской консолидации общества органически согласуются с духовно-нравственным предназначением религии.
Соотношение политики и морали. Взаимоотношение политики и морали – одна из вечных проблем. На политиков возглавляется выполнение государственных задач в интересах общества, как целого; они располагают в связи с этим особыми средствами принуждения и могут ими злоупотреблять, используя их к собственной выгоде и в ущерб многим людям. Следовательно, постоянно существует озабоченность тем, чтобы политика с ее целями и средствами вписывалась в рамки существующих представлений о добре и зле. Но такова лишь одна сторона взаимоотношения политики и морали. В свою очередь, и мораль может подходить к политике с ожиданием, которых та не может оправдать. Попытки политически добиваться реализации определенных моральных представлений или притязаний также могут приводить к опасному извращению политики.
Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношений людей друг к другу, закрепленных в обычаях и традициях, имеет первенство по отношению к политике. Она старше политики, более глубока по содержанию, более человечна. Мораль имеет первенство функциональное, ибо отсутствие надлежащего этического гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками выработанной человеческой нравственности выше престижа любой политики. Но и для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности. Не случайно в стабильных высокоразвитых странах требование к политике и политикам предъявляются строгие нравственные требования.
Мораль и политика относительно
автономны по отношению друг к
другу. Разделяющая их функциональная
автономия делает их отношения несимметричными.
Политика организует совместную жизнь
людей и их деятельность, регулирует и
контролирует жизнь общества. Мораль также
является регулятором моральных отношений,
осуществляет оценку политики, в то время
как политика не может быть критерием
оценки морали.
Мораль в отличие от политики не имеет
вещественных воплощений в аппаратах
власти, но она как бы присутствует во
всех проявлениях политики. И, к сожалению,
нравственный прогресс не всегда сопровождается
соответствующим прогрессом в политике.
В политике действуют жестокие законы
и правила, борьба различных сил. Но и в
этой борьбе есть граница переступать
которую никому не позволено.
Ведь в борьбе за власть действуют люди, несущие в себе приобретенные за тысячелетия законы и нравственные правила. Итак, возможны следующие варианты взаимодействий между политикой и моралью:
1. Этическое обоснование
политики, провозглашение первенства
морали перед политикой вплоть до полного
подчинения моралью политики.
2. Обоснование автономности морали
и политики до полного разрыва между ними.
3. Обоснование права политики в необходимых
случаях действовать не согласуясь с нормами
морали.
4. Оправдание аморализма
политики, игнорирование ею морали.
5. Взаимодействие политики и морали
в процессе их взаимного влияния друг
на друга.
Возникновение политики и морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии и морального сознания также различны. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали – всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким. Тема соотношения нравственности и политики была чрезвычайно актуальна практически на протяжении всей человеческой истории, однако воистину актуальной и востребованной она стала в двадцатом и, особенно в наши дни, в начале двадцать первого века.
Вопрос о соотношении морали
и политики имеет глубокие корни.
Практически все мыслители, рассматривавшие
политический процесс, так или иначе, этого
вопроса касались, делая, правда, совершенно
различные выводы. Решение политических
проблем не всегда укладывается в нормы
нравственности. Особенно часто нарушается
заповедь о неприкосновенности жизни
и собственности человека, его прав и свобод.
Тем не менее, политика, как правило, не
покушается на пересмотр норм нравственности.
Для политики отнюдь не безразличны существующие
в обществе моральные ценности, она хотела
бы соответствовать нормам справедливости.
Но все дело в том, что то, что справедливо
с точки зрения морали и даже права, может
оказаться далеко несправедливым в социальном
плане. Государство как форма организации
человеческого общества подпадает под
действие тех же нравственных норм, что
и отдельный человек; что неудивительно,
ибо любое общество, в том числе государство,
как «расширенная личность». Однако у
нравственного содержания государства
есть и особенности: государство, есть
«собирательно-организованная жалость»,
ибо основным смыслом существования государства
является защита слабых и обиженных (защита
мирных граждан от преступников и воинственных
соседей, помощь людям во время различных
бедствий и т.п.) .
Существует также постоянная, непреходящая
качественная основа нравственности в
политике, т.е. то минимальное качество
деятельности, снижение которого само
по себе, а не только по её результатам
безнравственно. Необязательность, недобросовестность
и просто некомпетентность и безграмотность,
неадекватная квалификация, поэтому безусловно
аморальны. Выделяют три типа политических
режимов: демократический, авторитарный
и тоталитарный. Авторитарный и тоталитарный
режимы также объединяют в группу недемократических
режимов. Основанием для выделения каждого
из них служит степень свобод, которые
допускаются властью.
1. Демократический режим характеризуется большой степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Любой демократический режим имеет ряд обязательных признаков, без которых он не может считаться демократическим. Во-первых, демократия предполагает, что основным источником власти является народ. Этот признак называют также суверенитетом народа. В настоящее время полный суверенитет народа, который возможен только при прямой демократии и заключается в том, что народ выражает свою волю непосредственно, напрямую, не встречается. Кроме того, любой демократический режим предполагает равенство граждан в их правах.
2. Авторитарный режим, в отличие от демократического режима, характеризуется низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах. Однако с демократическим режимом его объединяет высокая степень свободы в экономической сфере, а также во всех неполитических областях жизни общества. Примером авторитарного режима могут служить хунты (как гражданские, так и военные). Для авторитарных режимов свойственны ограничения в сфере политической жизни. Как правило, это заключается в том, что политическая оппозиция при таких режимах существует, но находится, в неблагоприятных условиях, а иногда даже подвергается давлению со стороны власти.
3. Для тоталитарного
режима свойственно отсутствие у граждан
права совершать политический выбор, отсутствие
политического, идеологического и экономического
плюрализма и невозможность оказывать
воздействие на власть (то есть слабость
обратной связи между народом и властью)
.
В тоталитарном государстве власть осуществляет
полный контроль за всеми сферами жизни,
а не только в политической сфере. Такой
контроль называют также «тотальным»,
и от этого слова было образовано название
данного режима. Для тоталитарных государств
характерно также высокое развитие массового
террора и аппарата принуждения. Наконец,
тоталитарные режимы изолируются от остального
мира.
История политических и этических
учений позволяет выделить три основных
варианта взаимодействия между моралью
и политикой: 1) полное подчинение моралью политики; 2) полный разрыв между политикой
и моралью; 3) попытка сохранить аутентичность
политики и морали с поддержанием их напряжённого
взаимодействия. Каждый из вариантов взаимодействия
предполагает свою аргументацию. Во-первых,
это двойное подозрение в аморализме и
иррационализме. Задача заключается в
выяснении всех аспектов отношения политики
и морали, дабы их интеграция исключила
их взаимные несоответствия. Во-вторых,
феномен политизации морали и нередкие
в связи с этим попытки оправдания политических
преступлений.
Одним из центральных критериев моральности
традиционно признаётся справедливость
суждений и действий. В христианской философии
средневековья справедливость рассматривают
как основу и критерий моральности политики.
Классические тексты различают политические
объединения и их действия, пользуясь
критерием наличия или отсутствия в них
справедливости.
К началу Нового времени в отношениях между моралью и политикой наступает определённый разрыв. Его связывают с понятием государственной выгоды и с именем Макиавелли, хотя последний не применяет это понятие. Государственная выгода охватывает всеобщее состояние. Напротив, всё частное сводится только к партикулярному интересу. Всеобщее истолковывается различным образом: технически - в той степени, в какой государственная выгода в корреляции с учением об интересах предлагает рациональные нормы, в соответствии с которыми можно вычислить волю и исполнение институциональной власти; экзистенциально - постольку, поскольку существование государства мыслится как предварительное условие всего того, что в состоянии использовать, или пожелать его подданные, что может быть упрочено или усилено; нравственно - поскольку государство может служить универсальным воплощением того, что для отдельного гражданина является частным интересом.
4.Условия возникновения и функционирования политики.
В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.
Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей.
Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоотношений.
Информация о работе Основные понятия политологии, политика и управление