Пинцип разделения властей в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства России. Распад единого государства -Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Российской Федерации. Если ранее она входила в состав единого государства на основе подчинения централизованной власти советов, то после названных преобразований Россия провозгласила свою самостоятельность и суверенитет. Россия, отказавшись от тоталитарного государственного строя, встала на путь демократического развития, провозгласив новые принципы и новые приоритеты государственной и общественной жизни.

Содержание работы

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………………………….. 3
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его Особенности в России……………4
1.1. Сущность принципа разделения властей………………………………………………………….5
1.2. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с
Конституцией российской Федерации 1993 года…………………………………………………….
2. Исполнительная власть в Российской Федерации ………………………………………………..
3. Законодательная власть…………………………………………………………………………….
4. Осуществление судебной власти в Российской Федерации……………………………………
4.1. Верховный Суд Российской Федерации………………………………………………………
4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации…………………………………………
4.3. Конституционный Суд Российской Федерации…………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.принцип разделения властей.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

    У разделения властей есть  свои границы.  Это  -  принцип   организации  и осуществления власти прежде всего на общегосударственном  уровне.  Он  может быть применен в соответствующих рамках  и  на  уровне  субъектов  Российской Федерации. При этом из субъектов Федерации может использовать свои  формы  и методы  разделения  властей,  их  институционализация  может  идти   разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой- то мере и в системе местного самоуправления, но здесь нужно  учитывать,  во- первых, что речь идет об особом специфическом институте  и,  во-вторых,  что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках.

   Разделение властей - не некий   шаблон,  одинаково  применяемый  во  всех странах.  Его  конкретное     воплощение     каждый   раз   предопределяется конкретными  условиями  времени  и  места.  Изначальная  трактовка  принципа  сегодня  более  характерна    для    США,    где   очень   высокая   степень организационного обособления властей, а институт президента - один из  самых сильных в мире институтов исполнительной власти.

   Современная трактовка разделения  властей в  Великобритании  строится  на иных  началах:  здесь,  прежде  всего,  отмечаются  более   тесные     связи законодательной и исполнительной властей, чем во многих  других  странах,  и явно усиливающаяся роль правительства,  возглавляемого  премьер-  министром, представляющим собой доминантную политическую фигуру.

   Развитие конституционного строя  во Франции привело к появлению института сильного  президента,  но  в  целом  избранная  форма  правления   -типичная полупрезидентская    республика,    где    глава    государства    разделяет исполнительную власть с премьер-министром.

   Президент в Германии встроен  в  парламентарную  республику  и  является далеко не столь влиятельной фигурой. 

3. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с

Конституцией  Российской Федерации 1993 года. 

 Принцип  разделения властей в Конституции  Российской Федерации  закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя.  Принцип,  закрепленный в статье 10,  гласит:«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на  основе разделения   на   законодательную,   исполнительную   и   судебную.   Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»

    Разделение   единой   государственной   власти   на     законодательную, исполнительную и судебную выражается, прежде всего, в  осуществлении  каждой из  них   самостоятельными,   независимыми   друг   от   друга   структурами государственного механизма. Целью  такого  разделения  является  обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В  условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается  другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как  система сдержек и противовесов,  предотвращая  монополизацию  власти  каким  -  либо одним институтом государства.

    Согласно Конституции, на общефедеральном уровне  законодательную  власть осуществляет   Федеральное Собрание Российской Федерации,  исполнительную  -

Правительство РФ,  а  судебную  -  федеральные  суды  (Конституционный  суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды).

  Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей.  Нередко  Президента  пытаются  отнести  к  определенной ветви власти ( как правило к   исполнительной ).

    В  действительности  же  Президент   Российской  Федерации  не  является Органом какой-либо из трех властей, а  как  прямо  указано  в  части  второй статьи 80, «гарантом     Конституции Российской  Федерации,  прав  и  свобод человека и гражданина,  принимает меры  по  охране  суверенитета  Российской Федерации, ее  независимости  и  государственной  целостности,  обеспечивает согласованное  функционирование  и  взаимодействие  органов  государственной власти». Таким образом, ни одна из вышеперечисленных функций  Президента  не указывает на его принадлежность к какой - либо из ветвей  власти.  Президент только  создает  базисные  условия  и  обеспечивает  гарантии   деятельности органов государственной власти различных ветвей.

    Принцип разделения  властей,  закрепленный  в  общей  форме   статей  10, реализуется и конкретизируется в  нормах  Конституции,  определяющих  статус Президента,  федерального  Собрания,  Правительства   и   судов   Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип  разделения  властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

    Так,    обособление     функции     принятия     законов   и   наделения соответствующими  полномочиями  Федерального  Собрания  (федеральные  законы принимаются  Государственной  Думой  и  одобряются      Советом   Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что  влечет  их  возврат  в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать  указы  (в  том  числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам,  и  правом правительства издавать  постановления  и  распоряжения  на  основании  и  во исполнение   Конституции,   федеральных   законов   и   нормативных   указов Президента.  Такой статус Президента    произволен    от  его  титула  главы государства и гаранта Конституции.

    Акты исполнительного характера,  издаваемые  Правительством,  связаны с необходимостью  повседневного  осуществления  организующей  деятельности   и неизбежным  наделением исполнительной власти   дискреционными  полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).

    Лишь закон, а  не  какие   бы  то  ни  было  иные  соображения,  а  также посторонние влияния, требования и указания, -  основа  правосудия,  судебной деятельности.  Независимость     как     решающая      характеристика,   как конституционный  принцип  отличает  именно  судебную  власть.  При   решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

    Особую  роль  в   обеспечении   принципа   разделения   властей   играет Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  правомочный  решать   дела   о соответствии Конституции  Российской  Федерации,  в  частности.  Федеральных законов,   нормативных   актов   Президента,    Федерального       Собрания, Правительства Российской Федерации.

    Понимая  самостоятельность   органов  законодательной,  исполнительной  и судебной власти как  их  известную  независимость  (в  границах  собственных полномочий) друг от друга,  ее  нельзя  трактовать  как  независимость  этих Органов от Конституции, как их свободу от контроля со стороны общества.

        

4. Исполнительная власть  в Российской Федерации.

   Статья  110  Конституции   Российской   Федерации   регулирует   вопросы осуществления исполнительной власти в России. В части первой  данной  статьи прямо указано:    «Исполнительную     власть      Российской    Федерации     осуществляет Правительство российской Федерации».    Положения этой  стать и непосредственно связаны с основополагающими установлениями,     содержащимися   в   главе   Конституции   об     основах конституционного строя.   Правительство   Российской   Федерации   является полноправным  субъектом  системы  осуществления  государственной  власти   в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию  полномочий  одной из функциональных   ветвей единой государственной власти -исполнительной.  В рамках своей  компетенции  Правительство  несет  полную  ответственность  за осуществление этой власти на федеральном уровне.

   Являясь федеральным  органом   исполнительной  власти,  обладающим  общей компетенцией, правительство России призвано возглавлять всю систему  органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятельность. При  этом правительство должно руководствоваться такими  конституционными  принципами,

как  народовластие,  федерализм,  разделение   властей,   строго   соблюдать Конституцию  и  законы  Российской    Федерации,   а   также   реализовывать конституционное   требование    приоритетности   и гарантированности прав  и свобод человека и гражданина, определяющих «смысл, содержание  и  применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти ...» (  статья 18 Конституции Российской Федерации).

   Правительство Российской Федерации  возглавляет исполнительную  власть  в России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система Федеральных  органов исполнительной власти состоит из различных министерств и  ведомств,  которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти и в свою очередь  «для осуществления своих  полномочий    могут    создавать  свои  территориальные органы и назначать соответствующих должностных  лиц»,  (часть  1  статьи  78 Конституции Российской Федерации).

   Вместе с тем существует система  государственных  органов   исполнительной власти  на   уровне     субъектов   Федерации,   подчиненная   Федеральному Правительству. Статья 77 Конституции  регулирует деятельность этих Органов. В части данной статьи указано:«Система органов  государственной  власти  республик,  краев,  областей, городов  федерального  значения,  автономной  области,  автономных  округов устанавливается   субъектами   Российской   Федерации   самостоятельно    в соответствии с  основами  конституционного  строя  Российской  Федерации  и общими  принципами организации исполнительных        органов государственной власти, установленными федеральным законом».

   Подписанный    31   марта  1992  года  Федеративный  договор   отнес   к компетенции  Российской  Федерации  системы  лишь     федеральных   органов исполнительной власти, порядка их организации  и  деятельности.  Тем  самым решение аналогичных вопросов  относительно  органов власти  республик в составе России отошло к их  ведению. Договор также  передал  в  компетенцию Федерации    установление    общих    принципов      организации    системы государственных органов власти субъектов Российской Федерации.

   Опираясь на эти правовые нормы,  субъекты  российской  Федерации   снесли изменения в свои системы органов исполнительной власти.  В  ряде  республик изменениям  не    раз  подвергались  системы  министерств  и      ведомств, закрепленные, как  правило,  их  законами  о  правительствах.  В  некоторых субъектах исполнительным органом общей компетенции стал  единоличный  глава администрации, наряду с   которым региональные правительства.

Конституция Российской Федерации не называет каких-либо  конкретных  органов исполнительной власти    субъектов  Федерации;  их  система  устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно.  Вместе  с  этим  статья  77 устанавливает  некоторые  требования  общего  характера,  а  именно:  органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии, во-первых,  с  основами конституционного строя России, а во-вторых, с общими принципами  организации исполнительных органов власти,  установленными  федеральным  законом.  Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение  к  данному  вопросу, следует  назвать  разделение  властей,  правило  о  том,  что  разграничение полномочий между государственными  органами  Российской    Федерации  и  его субъектов  осуществляется  на  основе  Конституции   Российской   Федерации, Федеративного      договора  и  иных  договоров  о  разграничении  предметов ведения и полномочий.

   Хотя  Конституция  и  предоставляет   субъектам  Федерации   значительную самостоятельность и некоторую обособленность в установлении системы  органов исполнительной власти, но все же в  части  второй  статьи  77  устанавливает следующее положение:«В пределах  ведения  Российской  Федерации  и  полномочий  Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной  власти субъектов  Российской  Федерации  образуют  единую  систему  исполнительной власти в российской Федерации».

    Это  положение  отражает  более  тесную  организационно-правовую   связь органов,   осуществляющих    исполнительно-распорядительную    деятельность. Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные  органы  субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать  часть  своих  полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115  акты  Правительства Российской Федерации обязательны не всей  территории  России,  а  адресуются они обычно и федеральным,  и  региональным  органам  исполнительной  власти.

Согласно  Закону Российской Федерации «О Правительстве  Российской  Федерации»

федеральное Правительство  направляет  и  проверяет  работу  правительств  в республиках  и  администраций   в   других   субъектах   Федерации.   Многие федеральные министерства и  ведомства  руководят  деятельностью  аналогичных министерств республик, отделов,  управлений,  комитетов  и  других  структур краевой, областной, городской администрации.

Информация о работе Пинцип разделения властей в системе государственного управления