Пинцип разделения властей в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов привели к коренным изменениям государственного устройства России. Распад единого государства -Советского Союза - определил изменения в конституционном строе Российской Федерации. Если ранее она входила в состав единого государства на основе подчинения централизованной власти советов, то после названных преобразований Россия провозгласила свою самостоятельность и суверенитет. Россия, отказавшись от тоталитарного государственного строя, встала на путь демократического развития, провозгласив новые принципы и новые приоритеты государственной и общественной жизни.

Содержание работы

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………………………….. 3
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его Особенности в России……………4
1.1. Сущность принципа разделения властей………………………………………………………….5
1.2. Общие положения принципа разделения властей в соответствии с
Конституцией российской Федерации 1993 года…………………………………………………….
2. Исполнительная власть в Российской Федерации ………………………………………………..
3. Законодательная власть…………………………………………………………………………….
4. Осуществление судебной власти в Российской Федерации……………………………………
4.1. Верховный Суд Российской Федерации………………………………………………………
4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации…………………………………………
4.3. Конституционный Суд Российской Федерации…………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.принцип разделения властей.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

    Однако  единство  системы   органов  исполнительной  власти  в   масштабе российской Федерации не является абсолютным. Ведь речь  идет  о  взаимосвязи органов двух  уровней  в  федеративном  государстве.  Такое  единство  имеет рамки,  оно  органически  увязано   с   распределением   компетенции   между Федерацией и ее субъектами и их широкой самостоятельностью в пределах  своей компетенции. Направляя и проверяя  деятельность      органов  исполнительной власти   субъектов   Федерации,   федеральной   Правительство,   федеральные министерства   и ведомства должны помнить о пределах своей компетенции    и о  недопустимости  нарушения   предусмотренной   законом   самостоятельности субъектов Федерации. 

5. Законодательная  власть

   В  соответствии  со  статьей   11   Конституции   Российской   Федерации государственную власть в России наравне с другими  осуществляет  Федеральное Собрание  (Совет  Федерации  и  Государственная  Дума),  причем  статья   94 Конституции, дополняя это положение определяет, что  «Федеральное  Собрание-парламент   Российской   Федерации    -    является    представительным    и  законодательным органом Российской Федерации».

   Исходя  из  этих  определений,  можно  сделать  вывод,  что   Федеральное Собрание - является высшим законодательным органом  Российской  Федерации  и

осуществляет  законодательную   власть   на   ее   территории.   Конституция Российской Федерации учредила парламент,    который  существенно  отличается от ранее действовавших представительных органов, и следовательно является  в определенной степени новшеством для  нашего  государства.  В  связи  с  этим особенно значимы два момента.

   Во-первых, оставаясь важным органом  федеральной государственной   власти. Парламент не наделен более всевластными полномочиями, которые  позволили  бы ему,  в  нарушение  принципа   разделения   властей,   стать   над   другими федеральными  органами  государственной  власти,  определенными  статьей  11 Конституции  Российской   Федерации   (Президент,   Правительство   и   суды российской Федерации), и вторгаться в их компетенцию.

   Во-вторых,  парламент  не  выступает  сегодня   как   высшее   звено   в иерархической соподчиненной системе советов, как  это  было  прежде.  Создан парламент, строго  соответствующий  федеральному  устройству  государства  и разделению  властей  по  вертикали.  Это  отражено  и  в  его   названии   - Федеральное Собрание.

   Таким образом, в соответствии  с принципом разделения властей,  Федеральное Собрание  является высшим законодательным  органом  Российской  Федерации  и Собрание   не     вмешивается      в    функционирование    других    ветвей государственной  власти;  Конституция   определяет   в   качестве   основной функции  Федерального  Собрания  законотворчество  и  называет  его  поэтому законодательным органом.

    Федеральное Собрание является  высшим законодательным органом  Российской Федерации. Это положение обуславливается юридической  природой  и  сущностью принимаемых им законодательных актов. Дело в том, что  Федеральное  Собрание  принимает федеральные  законы,  которые  имеют  высшую  юридическую  силу  и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные  законы должны соответствовать и не противоречить Конституции Российской  Федерации, в отношении же обычных законов  и  иных  нормативно  -  правовых  актов  они являются   базой,   определяющей    основные    направления    и    развитие нормотворчества. Обычные законы дополняют и развивают положения  Конституции и федеральных законов и должны следовать и не противоречить им.

    Сегодня  при  установлении   разграничения   предметов   ведения   между Российской   Федерацией   и    субъектами    республики    получили    право законодательной  деятельности  и  активно  используют  это  право  в   своих интересах, создавая собственные законодательные органы. Кроме этого,  правом нормотворчества обладают и органы других ветвей власти. Например,  Президент может издавать указы, с помощью которых  можно  налагать  вето  на  принятие законов.  Правительство   издает   постановления   и   распоряжения,   также являющихся нормативно-правовыми актами. Но ни один из этих органов не  имеет права  принимать   федеральные   законы,   Именно      поэтому   Федеральное Собрание   является   высшим законодательным органом Российской Федерации  и

несет на себе главные функции осуществления  законодательной власти.

   Субъекты  Российской  Федерации   в  зависимости  от  их  статуса   могут принимать различные законодательные   акты   в силу  принципа  разграничения полномочий.  Так  в  соответствии  с  пунктом  а)  части  первой  статьи  72 Конституции  республики  в  составе  Российской  Федерации  могут  принимать конституции  и  законы;  края,  области,   города   федерального   значения, автономная область и автономные   округа -уставы, законы и иные  нормативные правовые акты. Но вместе с этим та же статья устанавливает, что обеспечение соответствия названных правовых актов  Конституции  Российской  Федерации  и федеральным законам находится в   совместном ведении Российской Федерации  и субъектов  российской  Федерации.  Из  этого  следует,  что  о  соответствии федерального и местного законодательства должны, равным  образом,  заботится как Федерация в лице своих органов, так и субъекты  Федерации.  На  практике же  нередко  создаются  ситуации,  когда  законодательные  органы  субъектов Федерации,    пользуясь      предоставленным    им    Конституцией    правом законодательной  деятельности,  превышают  свои  полномочия   при   принятии нормативных актов.  В  таких  случаях  федеральные  органы  используют  свои властные   полномочия   для   обеспечения   предусмотренного    Конституцией Российской    Федерации      верховенства    федерального      закона    над законодательством субъектов  Федерации.  Так,  к  примеру.  Президент  может использовать согласительные процедуры при  возникновении  разногласий  между федеральными органами государственной власти  и  органами  власти  субъектов Федерации, а Конституционный Суд имеет право отменить действие  нормативного

акта  субъекта  Федерации   в   случае   признания   его   несоответствующим Конституции   Российской    Федерации или федеральному закону.

   Федеральное  Собрание  как   высший  законодательный  орган   имеет   ряд дополнительных полномочий в отношении иных органов  государственной  власти.

Однако  не  стоит  понимать  это  как  какое-либо  исключение  из   принципа разделения   властей.   Данные   полномочия    в   совокупности   составляют контрольную  функцию  парламента,  хотя  прямо  в  Конституции  эти  функции таковыми  не  названы  и  не  выделены.  Контрольные  функции   Федерального  Собрания включают в  себя  следующие:  ответственность  Правительства  перед Государственной   Думой,  участие  палат  в   формировании   государственных органов власти, контроль  за  исполнением  государственного  бюджета,  право ратификации международных договоров, заслушивание должностных лиц и др. 

6. Осуществление судебной  власти в Российской  Федерации

Судебная  власть,  являясь  органической   частью   государственной   власти Российской Федерации, представляет  собой  самостоятельную  ветвь  власти  в системе разделения властей и имеет, пожалуй, наибольшее значение,  поскольку несет на себе функции осуществления правосудия в Российской Федерации.

   Статья   11   Конституции   Российской   Федерации    закрепляет,    что государственную власть в Российской  Федерации  осуществляют  суды.  Статья 118, дополняя это положение, устанавливает, что:    «Судебная   власть    осуществляется    посредством    конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

   Непосредственно   реализация   судебной   власти,   или    осуществления правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке. Он в целом универсален и  базируется  на  таких  общепризнанных  принципах,  как равенство граждан  перед  законом  и  судом,  уважение  личности,  открытое судебное разбирательство, состязательность  и равноправие сторон. Однако  в зависимости от характера  рассматриваемых  правоотношений,  т.е.  от  того, нормы  какой  отрасли  материального   права   нарушены,   судопроизводство приобретает некоторые особенности. Именно  поэтому  осуществление  судебной власти  происходит   путем   применения   конституционного,   гражданского, административного   и уголовного судопроизводства.

   Система судебных органов, т.е.  учреждение судов в Российской  Федерации,    устанавливается Конституцией   Российской   Федерации   и   федеральным конституционным законом на основании части 3  статьи  118.  Система  судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное  политическое  и правовое значение и,   как правило, определяется на конституционном уровне.

Причем  если перечень судов  закреплен  именно  в  Конституции,  то  никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи  обычного  закона,  ибо  для этого необходимо изменить Конституцию. Конституционным закреплением системы судов достигаются дополнительные гарантии прав личности.

   Конституция Российской   Федерации  1993  года  не  содержит  конкретный перечень  судебных  инстанций.  Связано  это  прежде  всего  с  тем,  что  в настоящее   время   продолжается   реформирование   судебной   системы,    и законодатель  оставляет  возможность  для   поиска   оптимального   варианта построения  судебной  системы.   Однако   Конституция   содержит   следующие положения, относящиеся к структуре судебной власти:

     - действуют Конституционный Суд,  Верховный Суд и Высший Арбитражный  Суд  Российской Федерации;

    - действуют также другие федеральные  суды;

    - судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией  и

       федеральным конституционным законом;

    - создание чрезвычайных судов  не допускается.

    Система судебных органов Российской  Федерации имеет следующую структуру:

   а) суды общей юрисдикции:  Верховный Суд Российской  Федерации;  Верховные суды республик в составе  Российской  Федерации;  краевые,  областные  суды, суды  автономной  области,  автономных  округов;   Московский   и Санкт- Петербургский    городские суды; районные (городские) народные суды.

   б) военные суды, рассматривающие  дела о преступлениях  военнослужащих  и лиц, приравненных  к  ним  по  закону,  учреждаются  в  гарнизонах,  армиях,

флотилиях, воинских соединениях, военных  округах,  группах  войск,  флотах,

видах Вооруженных Сил.

   в) суды, рассматривающие экономические  споры и  правонарушения  в   сфере

управления: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Высшие  Арбитражные суды республик в составе Российской Федерации; арбитражные суды краев, областей, автономной  области,  автономных  округов. Московский и Санкт-Петербургский городской арбитражный суды;

   г) Конституционный Суд российской  Федерации. 

6.1. Верховный Суд  российской Федерации

    Статья   126  Конституции   Российской   Федерации   определяет   статус Верховного Суда Российской Федерации:«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом  по гражданскому, уголовному, административным и иным  делам,  подсудным  судам общей  юрисдикции,  осуществляет,  в  предусмотренных  федеральным  законом процессуальных  формах,  судебный  надзор  за  их  деятельностью   и   дает разъяснения по вопросам судебной практики.»

    Придание Верховному Суду  статуса   высшего  судебного  органа  не  имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные  судами  «общей  юрисдикции».  Следовательно,  по  делам  о проверке конституционности законов и иных Нормативных  актов,  а  также  по делам об экономических спорах Верховный  Суд не  является  высшим  судебным органом.

    Перечень дел, в отношении которых Верховный  Суд  выступает  в  качестве суда  высшей  инстанции,  не  является  исчерпывающим.  Помимо  гражданских, уголовных и административных дел, в статье 126 названы еще и иные дела.  Это положение  отражает  ведущиеся  поиски  более  совершенных   форм   судебной деятельности.  Так,  в  частности,  высказываются  предложения  о   создании специализированных   подсистем   общей   юстиции   -    судов    по    делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам и т.д. В случае  принятия  этих предложений законодателем статья 126 Конституции  не  станет  препятствовать их реализации.

    В состав Верховного Суда входят  Пленум, Президиум,  Судебная  и   Военная коллегии.  Верховный  Суд  рассматривает  дела  в   качестве   суда   первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам.

    Что касается полномочий Верховного  Суда как  суда  первой  инстанции   по делам вверенной ему компетенции, то в  соответствии  с  Концепцией  судебной реформы, предлагается максимально ограничить их либо  вовсе  убрать.  Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого   в  совершении  преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом Российской Федерации  по первой инстанции.

Информация о работе Пинцип разделения властей в системе государственного управления