Подходы к патриотическому воспитанию в современных условиях в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

После распада Советского Союза, с которым была связана историческая судьба многих народов мира социализма, на его территории образовалось 15 суверенных государств, независимых республик. Каждая из них сделала свой выбор – рыночную экономику с новой политической ориентацией и системой ценностей. Советский патриотизм и социалистическая гордость постепенно утратили ведущую роль в обществе. В каждом из вновь образованных государств, в том числе и в Казахстане, новая идеология стала базироваться на этнической солидарности. В результате в многонациональном обществе Республики Казахстан постепенно стало происходить расслоение по национальному принципу, способствующее общей дестабилизации. Нужны были новые общенациональные ориентиры и новые ценности, а также сильная национальная идея, которая консолидировала бы народ, объединила всех общей целью. «И человек, и руководящие организации, и общество без ясной цели не могут существовать»,– писал Н.А. Назарбаев.

Содержание работы

Введение
Глава І Концепция воспитания в системе непрерывного образования.
1.1 Современное состояние патриотического воспитания.
1.2 Модели патриотического воспитания в современных условиях
Глава ІІ Указ Президента Республики Казахстан о государственной
программе патриотического воспитания граждан
2.1 Анализ современного состояния проблемы воспитания
2.2 Ожидаемые результаты программы патриотического воспитания граждан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

развитие и совершенствование  форм и методов патриотического  воспитания, оптимизация воспитательной работы со всеми категориями граждан; регулярное издание соответствующей  литературы, содержащей педагогические основы организации и проведения этой деятельности с учетом инноваций, передовой учебно-воспитательной практики (отечественной и зарубежной);

организацию подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком  качественном уровне решать задачи патриотического  воспитания и др.

Организационное направление  – создание соответствующих механизмов для последовательного осуществления  целого ряда мер по активизации процесса формирования патриотизма у российских граждан. Реализация этого направления  подразумевает:

значительное повышение  уровня организации, функционирования как отдельных элементов системы  формирования патриотизма, так и  всей системы в целом;

обеспечение ее взаимосвязи  и взаимодействия с системой всего  комплекса воспитания (нравственного, физического, экологического, воинского  и т.д.), с другими элементами государственной  структуры и социальными институтами;

создание организационных  основ управления процессом формирования патриотизма в целях оформления и реализации общей стратегии  такой деятельности, объединения  усилий между ее различными субъектами, а также оказания им необходимой  помощи и поддержки, особенно в решении  конкретных проблем и т.д.

Нормативно-правовое направление - создание законодательной основы определения социально-правового  статуса патриотического воспитания как одного из важнейших направлений  социально значимой деятельности государства  и других субъектов формирования патриотизма. Это направление включает в себя:

определение роли, места, социально-правового  статуса, задач, функций каждого  органа, организации, ведомства как  составных элементов единой системы  формирования патриотизма с учетом их специфики, а также изменений, происшедших в стране за прошедшие  годы и происходящих в настоящее  время;

создание конкретной нормативно-правовой базы патриотического воспитания; разработка нормативно-правового механизма  взаимосвязи и взаимодействия субъектов  формирования патриотизма в общей  системе этой деятельности и др.

Финансово-экономическое  направление предполагает соответствующее  ассигнование из государственного бюджета  и средств органов исполнительной власти субъектов РК всех органов и организаций, непосредственно занимающихся работой по формированию патриотизма. 

 

Вторая группа направлений формирования патриотизма реализует усилия общества и государства в создании необходимых условий для оптимизации этого процесса во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в экономической, социально-политической, духовной и военной.

В сфере экономики основной задачей является создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения, повышения  их материального благосостояния.

В сфере социально-политических отношений основной задачей является создание подлинно демократического государства, функционирующего наравне с высокоразвитым гражданским обществом. 

 

Третья группа направлений формирования патриотизма включает в себя основные приоритеты воспитательной работы со всеми категориями российского общества. Среди них: формирование ценностных ориентаций и приоритетов подростков и молодежи в формальном и неформальном образовании; вооружение граждан РК глубокими знаниями сущности и истории своей страны; формирование патриотических чувств; воспитание волевых и нравственных качеств, обеспечивающих реализацию патриотических идей и чувств в практической деятельности.  
Таким образом, государственно-патриотическая идеология – это теоретическая система, не навязанная сверху по субъективной воле правящей элиты. В целом это система знаний, взглядов, идей, социальных позиций и чувств, выступающих концентрированным выражением и теоретическим обоснованием общегосударственных ценностей, жизненно важных интересов личности, общества и государства, направленных на процветание республики. 
Процесс патриотического воспитания является естественным продолжением существующих традиций и не начинается заново, «с нуля», на каждом этапе развития общества. Поэтому оптимальный путь для коррекции системы патриотического воспитания – выявление наиболее важных факторов влияния на процесс воспитания патриотов своей страны, разработка моделей патриотического воспитания на основе учета этих факторов и разработка рекомендаций по обеспечению условий реализации данных моделей. 
На основе анализа предложена следующая общая структура моделей патриотического воспитания для современных условий в РК:

Информационные компоненты модели (информационные базы, информационная поддержка, источники информации и  т.п.);

Структурно-системные связи  компонентов (дерево целей, иерархия источников информации;

Организационные компоненты (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы; формы  творческих/общественных объединений).

Методические компоненты (методики/комплексы методик, оптимальных  для работы в данном пространстве – региональном, социокультурном, культурном  и т.п.).

В качестве условий реализации данных моделей предложены механизмы  взаимодействия субъектов патриотического  воспитания молодежи на современном  этапе развития и становления информационного общества в РК.

Региональная  модель патриотического воспитания молодежи и подростков

Сохранение и трансляция традиционных ценностей в процессе воспитания патриотизма на основе имеющейся  информационной базы на примере региона;

Структурно-системные связи  различных видов информации/ текстов  СМИ в процессе воспитания патриотизма  молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РК;

Вариативность региональных субъектов патриотического воспитания молодежи и уточнение их роли в  реализации культурных, этнокультурных, экономических и правовых аспектов самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического  воспитания;

Комплекс методик, наиболее эффективных для самоопределения  и самореализации личности в процессе патриотического воспитания в современных  условиях, и принципы его отбора применительно к типологической специфике региона.

В качестве условий реализации данной модели предложены механизмы  взаимодействия региональных субъектов  патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и  становления информационного общества в РК (учреждений культуры, культурно-досуговых организаций, различных организационных форм неформального образования).

Региональные субъекты патриотического  воспитания:

-учреждения культуры,

-культурно-досуговые организации,

-общественные объединения,

-военно-патриотические объединения;

-спортивно-патриотические объединения;

-школы/кружки патриотического воспитания при ОУ,

-творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.);

временные проектные коллективы.

Предлагаемая иерархия региональных субъектов патриотического воспитания предполагает как развернутую горизонталь  конкретных реализаторов задач патриотического воспитания в регионах, так и вертикаль их отношений – общее взаимодействие на уровне медиапространства региона, где каждый субъект имеет равные права как на информационное обеспечение, так и на информационное освещение своей деятельности. Единство процесса патриотического воспитания задается нормативными информационными базами, определяющими комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного региона. Информационно-методические ресурсы предлагают конкретный спектр деятельности (исходя из возможностей и потребностей конкретного региона) и производят отбор и распространение методического опыта.

Принципы отбора и формирования комплекса методик, наиболее эффективных  для самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического  воспитания в современных условиях, применительно к типологической специфике региона: 

 

Этнокультурная  модель патриотического воспитания молодежи и подростков  включает в себя:

Информационные компоненты: информационные базы по этнокультурному  воспитанию, этнокультурным аспектам процесса глобализации, диалогу культур, национальной/этнической специфике, традициям  и т.п.

Структурно-системные связи  компонентов модели (дерево целей: уровни взаимодействия организаций, занимающихся воспитания патриотизма с учетом этнокультурных аспектов; вариативность  перехода от этнокультурного воспитания патриотизма по отношению к определенному  этносу к воспитанию российского  гражданина, осознающего себя полноценным  членом многонационального государства;

Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы; формы  творческих/общественных объединений).

методики/комплексы методик, посвященных этнокультурным аспектам воспитания патриотизма; воспитательные методики на основе диалога культур (на основе методики В.С.Библера и его последователей), оптимальных для работы в данном пространстве – региональном, социокультурном, культурном  и т.п.).

В качестве условия реализации данной модели предложены: формы этнокультурного  патриотического воспитания, механизмы  их обеспечения (программы повышения  квалификации для педагогов КДЦ  и воспитателей, спектр программ воспитания патриотизма в этнокультурных аспектах), механизмы взаимодействия субъектов  патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и  становления информационного общества в РК. 
Специфика этнокультурной модели патриотического воспитания молодежи и подростков заключена в следующем: 
Данная модель является локальной по области реализации и предназначена для реализации в социокультурном пространстве единого этноса (кружка, творческого коллектива, образовательного учреждения, автономного региона и др.).

Региональные субъекты патриотического  воспитания:

учреждения культуры,

культурно-досуговые организации,

общественные объединения,

школы/кружки патриотического  воспитания при ОУ,

неформальные общественные объединения,

творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.);

временные проектные ученические/молодежные коллективы.

военно-патриотические объединения;

спортивно-патриотические объединения.

Предлагаемая иерархия региональных субъектов патриотического воспитания в этнокультурном аспекте предполагает равную роль как «официальных» инициаторов  проведения мероприятий (учреждения культуры, культурно-досуговые организации, общественные объединения), так и остальных субъектов патриотического воспитания. В связи с особыми механизмами функционирования в современном обществе национальной культуры, наименьшую роль в данной модели играют спортивно-патриотические и военно-патриотические объединения, хотя они вполне могут быть участниками этнографических фестивалей и других мероприятий этнокультурной направленности. Тем не менеее ведущая роль в данной модели – за творческими коллективами, неформальными общественными объединениями, кружками и студиями культурно-досугового направления. 
Единство процесса патриотического воспитания в этом случае задается  не столько нормативными информационными базами, определяющими комплекс ценностей и ценностных ориентаций, наиболее актуальных для данного региона, но и культурными корнями этноса, культурологической спецификой образных форм восприятия мира и социальных традиций этноса. Информационно-методические ресурсы предлагают конкретный спектр деятельности (исходя из возможностей и потребностей региона), производят отбор и распространение методического опыта. Особо важными являются матриалы, посвященные народным обычаям, национальным традициям, истории формирования этнокультурной специфики региона и ее значения для многонациональной культуры РК.

Принципы отбора и формирования комплекса методик, наиболее эффективных  для самоопределения и самореализации личности в процессе патриотического  воспитания в современных условиях, применительно к этнокультурной специфике региона:

Сетевая модель патриотического  воспитания молодежи и подростков выделена в связи с формированием новых условий жизнедеятельности человека  в постриндустриальном обществе – открытого информационного пространства, информационной «перегрузки» личности и т.д. 
Данная модель является универсальной по области реализации и предназначена для работы в едином информационном социокультурном пространстве. 
Выделяя информационные компоненты модели, отметим, что ее  специфика – в огромной скорости изменений в открытом информационном пространстве. Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор – как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.

 

 

 

Глава ІІ Указ Президента Республики Казахстан   о государственной программе патриотического  воспитания граждан

Актуальность разработки Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа) обусловлена необходимостью повышения духовного потенциала общества. 
Программа предполагает воспитание гражданина, обладающего позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества, общества, своей семьи, самого себя; формирование постоянно совершенствующейся личности, обладающей прочным нравственным стержнем, но при этом способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым идеям. 
Данная Программа разработана во исполнение законов Республики Казахстан от 7 июня 1999 года «Об образовании» и от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», а также в соответствии со стратегией Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856. 
В основе подхода к разработке Программы лежит идея, высказанная Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А.: «Казахстан - наш общий дом». Реализация Программы будет способствовать дальнейшей консолидации общества, сохранению общественной стабильности, укреплению гражданского мира.

Информация о работе Подходы к патриотическому воспитанию в современных условиях в Республике Казахстан