Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:35, реферат
После распада Советского Союза, с которым была связана историческая судьба многих народов мира социализма, на его территории образовалось 15 суверенных государств, независимых республик. Каждая из них сделала свой выбор – рыночную экономику с новой политической ориентацией и системой ценностей. Советский патриотизм и социалистическая гордость постепенно утратили ведущую роль в обществе. В каждом из вновь образованных государств, в том числе и в Казахстане, новая идеология стала базироваться на этнической солидарности. В результате в многонациональном обществе Республики Казахстан постепенно стало происходить расслоение по национальному принципу, способствующее общей дестабилизации. Нужны были новые общенациональные ориентиры и новые ценности, а также сильная национальная идея, которая консолидировала бы народ, объединила всех общей целью. «И человек, и руководящие организации, и общество без ясной цели не могут существовать»,– писал Н.А. Назарбаев.
Введение
Глава І Концепция воспитания в системе непрерывного образования.
1.1 Современное состояние патриотического воспитания.
1.2 Модели патриотического воспитания в современных условиях
Глава ІІ Указ Президента Республики Казахстан о государственной
программе патриотического воспитания граждан
2.1 Анализ современного состояния проблемы воспитания
2.2 Ожидаемые результаты программы патриотического воспитания граждан
Заключение
Список использованной литературы
развитие и совершенствование
форм и методов патриотического
воспитания, оптимизация воспитательной
работы со всеми категориями граждан;
регулярное издание соответствующей
литературы, содержащей педагогические
основы организации и проведения
этой деятельности с учетом инноваций,
передовой учебно-
организацию подготовки воспитательных кадров, способных активно, на высоком качественном уровне решать задачи патриотического воспитания и др.
Организационное направление
– создание соответствующих механизмов
для последовательного
значительное повышение
уровня организации, функционирования
как отдельных элементов
обеспечение ее взаимосвязи
и взаимодействия с системой всего
комплекса воспитания (нравственного,
физического, экологического, воинского
и т.д.), с другими элементами государственной
структуры и социальными
создание организационных основ управления процессом формирования патриотизма в целях оформления и реализации общей стратегии такой деятельности, объединения усилий между ее различными субъектами, а также оказания им необходимой помощи и поддержки, особенно в решении конкретных проблем и т.д.
Нормативно-правовое направление
- создание законодательной основы
определения социально-
определение роли, места, социально-правового статуса, задач, функций каждого органа, организации, ведомства как составных элементов единой системы формирования патриотизма с учетом их специфики, а также изменений, происшедших в стране за прошедшие годы и происходящих в настоящее время;
создание конкретной нормативно-правовой
базы патриотического воспитания; разработка
нормативно-правового
Финансово-экономическое
направление предполагает соответствующее
ассигнование из государственного бюджета
и средств органов
Вторая группа направлений формирования патриотизма реализует усилия общества и государства в создании необходимых условий для оптимизации этого процесса во всех сферах общественной жизни, и, прежде всего, в экономической, социально-политической, духовной и военной.
В сфере экономики основной
задачей является создание наиболее
благоприятных условий для
В сфере социально-политических отношений основной задачей является создание подлинно демократического государства, функционирующего наравне с высокоразвитым гражданским обществом.
Третья группа направлений
формирования патриотизма включает в
себя основные приоритеты воспитательной
работы со всеми категориями российского
общества. Среди них: формирование ценностных
ориентаций и приоритетов подростков
и молодежи в формальном и неформальном
образовании; вооружение граждан РК глубокими
знаниями сущности и истории своей страны;
формирование патриотических чувств;
воспитание волевых и нравственных качеств,
обеспечивающих реализацию патриотических
идей и чувств в практической деятельности.
Таким образом, государственно-патриотическая
идеология – это теоретическая система,
не навязанная сверху по субъективной
воле правящей элиты. В целом это система
знаний, взглядов, идей, социальных позиций
и чувств, выступающих концентрированным
выражением и теоретическим обоснованием
общегосударственных ценностей, жизненно
важных интересов личности, общества и
государства, направленных на процветание
республики.
Процесс патриотического воспитания является
естественным продолжением существующих
традиций и не начинается заново, «с нуля»,
на каждом этапе развития общества. Поэтому
оптимальный путь для коррекции системы
патриотического воспитания – выявление
наиболее важных факторов влияния на процесс
воспитания патриотов своей страны, разработка
моделей патриотического воспитания на
основе учета этих факторов и разработка
рекомендаций по обеспечению условий
реализации данных моделей.
На основе анализа предложена следующая
общая структура моделей патриотического
воспитания для современных условий в
РК:
Информационные компоненты модели (информационные базы, информационная поддержка, источники информации и т.п.);
Структурно-системные связи компонентов (дерево целей, иерархия источников информации;
Организационные компоненты (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы; формы творческих/общественных объединений).
Методические компоненты (методики/комплексы методик, оптимальных для работы в данном пространстве – региональном, социокультурном, культурном и т.п.).
В качестве условий реализации данных моделей предложены механизмы взаимодействия субъектов патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РК.
Региональная модель патриотического воспитания молодежи и подростков
Сохранение и трансляция традиционных ценностей в процессе воспитания патриотизма на основе имеющейся информационной базы на примере региона;
Структурно-системные связи различных видов информации/ текстов СМИ в процессе воспитания патриотизма молодежи на современном этапе развития и становления информационного общества в РК;
Вариативность региональных
субъектов патриотического
Комплекс методик, наиболее
эффективных для
В качестве условий реализации
данной модели предложены механизмы
взаимодействия региональных субъектов
патриотического воспитания молодежи
на современном этапе развития и
становления информационного
Региональные субъекты патриотического воспитания:
-учреждения культуры,
-культурно-досуговые организации,
-общественные объединения,
-военно-патриотические объединения;
-спортивно-патриотические объединения;
-школы/кружки патриотического воспитания при ОУ,
-творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.);
временные проектные коллективы.
Предлагаемая иерархия региональных
субъектов патриотического
Принципы отбора и формирования
комплекса методик, наиболее эффективных
для самоопределения и
Этнокультурная модель патриотического воспитания молодежи и подростков включает в себя:
Информационные компоненты: информационные базы по этнокультурному воспитанию, этнокультурным аспектам процесса глобализации, диалогу культур, национальной/этнической специфике, традициям и т.п.
Структурно-системные связи компонентов модели (дерево целей: уровни взаимодействия организаций, занимающихся воспитания патриотизма с учетом этнокультурных аспектов; вариативность перехода от этнокультурного воспитания патриотизма по отношению к определенному этносу к воспитанию российского гражданина, осознающего себя полноценным членом многонационального государства;
Организационные компоненты модели (субъекты патриотического воспитания – организации, коллективы; формы творческих/общественных объединений).
методики/комплексы методик, посвященных этнокультурным аспектам воспитания патриотизма; воспитательные методики на основе диалога культур (на основе методики В.С.Библера и его последователей), оптимальных для работы в данном пространстве – региональном, социокультурном, культурном и т.п.).
В качестве условия реализации
данной модели предложены: формы этнокультурного
патриотического воспитания, механизмы
их обеспечения (программы повышения
квалификации для педагогов КДЦ
и воспитателей, спектр программ воспитания
патриотизма в этнокультурных аспектах),
механизмы взаимодействия субъектов
патриотического воспитания молодежи
на современном этапе развития и
становления информационного
Специфика этнокультурной модели патриотического
воспитания молодежи и подростков заключена
в следующем:
Данная модель является локальной по области
реализации и предназначена для реализации
в социокультурном пространстве единого
этноса (кружка, творческого коллектива,
образовательного учреждения, автономного
региона и др.).
Региональные субъекты патриотического воспитания:
учреждения культуры,
культурно-досуговые организации,
общественные объединения,
школы/кружки патриотического воспитания при ОУ,
неформальные общественные объединения,
творческие коллективы (студии, редакции молодежных СМИ, сайтов патриотической направленности и т.п.);
временные проектные ученические/
военно-патриотические объединения;
спортивно-патриотические объединения.
Предлагаемая иерархия региональных
субъектов патриотического
Единство процесса патриотического воспитания
в этом случае задается не столько нормативными
информационными базами, определяющими
комплекс ценностей и ценностных ориентаций,
наиболее актуальных для данного региона,
но и культурными корнями этноса, культурологической
спецификой образных форм восприятия
мира и социальных традиций этноса. Информационно-методические
ресурсы предлагают конкретный спектр
деятельности (исходя из возможностей
и потребностей региона), производят отбор
и распространение методического опыта.
Особо важными являются матриалы, посвященные
народным обычаям, национальным традициям,
истории формирования этнокультурной
специфики региона и ее значения для многонациональной
культуры РК.
Принципы отбора и формирования
комплекса методик, наиболее эффективных
для самоопределения и
Сетевая модель патриотического
воспитания молодежи и подростков выделена в связи с формированием
новых условий жизнедеятельности человека
в постриндустриальном обществе – открытого
информационного пространства, информационной
«перегрузки» личности и т.д.
Данная модель является универсальной
по области реализации и предназначена
для работы в едином информационном социокультурном
пространстве.
Выделяя информационные компоненты модели,
отметим, что ее специфика – в огромной
скорости изменений в открытом информационном
пространстве. Доступные сегодня базы
данных завтра могут утратить свою актуальность,
стать ненужными; стабильность в мире
информации весьма относительна. Часто
именно эта неустойчивость, динамичность
системы информации в мире новых информационных
технологий и привлекает молодежь и подростков.
Тем важнее предложить модель, которая
позволит подросткам и молодежи адаптироваться
в открытом информационном пространстве,
разработать стратегии информационного
обмена, не противоречащие национально-культурным
традициям, помочь осознать и освоить
мир патриотических ценностей через собственный
выбор – как источников информации, так
и практической (творческой) деятельности.
Глава ІІ Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе патриотического воспитания граждан
Актуальность разработки
Государственной программы патриотического
воспитания граждан Республики Казахстан
на 2006-2008 годы (далее - Программа) обусловлена
необходимостью повышения духовного потенциала
общества.
Программа предполагает воспитание гражданина,
обладающего позитивным, созидательным
мировоззрением, которое выражается в
чувстве ответственности, способности
делать осознанный выбор и принимать самостоятельные
решения, нацеленные на благо Отечества,
общества, своей семьи, самого себя; формирование
постоянно совершенствующейся личности,
обладающей прочным нравственным стержнем,
но при этом способной адаптироваться
к меняющимся условиям и восприимчивой
к новым идеям.
Данная Программа разработана во исполнение
законов Республики Казахстан от 7 июня
1999 года «Об
образовании» и от 7 июля 2004 года «О государственной
молодежной политике в Республике Казахстан», а
также в соответствии со стратегией Ассамблеи народов Казахстана
на среднесрочный период, утвержденной
Указом Президента Республики Казахстан
от 26 апреля 2002 года № 856.
В основе подхода к разработке Программы
лежит идея, высказанная Президентом Республики
Казахстан Назарбаевым Н.А.: «Казахстан
- наш общий дом». Реализация Программы
будет способствовать дальнейшей консолидации
общества, сохранению общественной стабильности,
укреплению гражданского мира.