Подходы к патриотическому воспитанию в современных условиях в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

После распада Советского Союза, с которым была связана историческая судьба многих народов мира социализма, на его территории образовалось 15 суверенных государств, независимых республик. Каждая из них сделала свой выбор – рыночную экономику с новой политической ориентацией и системой ценностей. Советский патриотизм и социалистическая гордость постепенно утратили ведущую роль в обществе. В каждом из вновь образованных государств, в том числе и в Казахстане, новая идеология стала базироваться на этнической солидарности. В результате в многонациональном обществе Республики Казахстан постепенно стало происходить расслоение по национальному принципу, способствующее общей дестабилизации. Нужны были новые общенациональные ориентиры и новые ценности, а также сильная национальная идея, которая консолидировала бы народ, объединила всех общей целью. «И человек, и руководящие организации, и общество без ясной цели не могут существовать»,– писал Н.А. Назарбаев.

Содержание работы

Введение
Глава І Концепция воспитания в системе непрерывного образования.
1.1 Современное состояние патриотического воспитания.
1.2 Модели патриотического воспитания в современных условиях
Глава ІІ Указ Президента Республики Казахстан о государственной
программе патриотического воспитания граждан
2.1 Анализ современного состояния проблемы воспитания
2.2 Ожидаемые результаты программы патриотического воспитания граждан
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

Основной целью Программы  является формирование у граждан  высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством  целенаправленного развития системы  патриотического воспитания. 
Основными задачами Программы являются: 
-создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и межличностного взаимопонимания; 
-обеспечение взаимодействия государства и общества в целом, государства и граждан в частности при проведении комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека; 
-создание условий и социальных предпосылок для формирования цивилизованных гражданских и межличностных отношений; 
-содействие работе по воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризацию образа героя нашего времени среди молодежи.

 

2.1 Анализ современного состояния проблемы

 

Решение ряда проблем в  жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического  сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов  Родины. 
 
Система патриотического воспитания предусматривает: формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов; проведение массовой политико-воспитательной работы в трудовых коллективах, армии, общественных организациях; осуществление деятельности средств массовой информации, направленной на анализ, изучение и освещение темы патриотического воспитания граждан. 
Особое значение при этом придается изучению государственных символов Республики Казахстан. Для осмысления политического и нравственного значения символики республики расширяются и углубляются представления молодежи о гражданских обязанностях. В целях воспитания гражданского самосознания в различных целевых группах населения проводятся дебаты по восприятию и осознанию значения национальной символики, формированию общих нравственных норм, таких, как честь, совесть, долг, ответственность за будущее страны. 

В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у  граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам - Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государственные  символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом  национальной гордости, служат объектом выражения патриотических чувств и  волеизъявления. К числу таких  стран следует отнести Соединенные  Штаты Америки. Для нас их опыт интересен с точки зрения пропаганды государственных символов и воспитания патриотизма у населения. Большинство  американцев знают и поют гимн страны на торжественных мероприятиях. Наличие американского флага  во всех учреждениях и многих частных  домах является для них нормой жизни. Изделия с национальной символикой пользуются огромной популярностью  среди населения страны. Это объясняется  весьма активной их пропагандой в  печатных и электронных средствах  массовой информации (далее - СМИ), книгах, художественных фильмах. С помощью  государственных символов у граждан  последовательно и настойчиво воспитываются  гордость за страну и чувство патриотизма. 
В нашей стране патриотическое воспитание молодежи в настоящее время осуществляется в рамках отраслевой Программы молодежной политики на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2005 года № 734. С целью поддержки социально значимых проектов выделяются средства на реализацию ряда инициатив молодежных организаций в сфере патриотического воспитания. 

Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения  играют детские и молодежные общественные движения и организации, творческие союзы, основной целью деятельности которых является оказание содействия в самоопределении и становлении  личности. 

Система патриотического  воспитания среди детей и учащейся молодежи предусматривает в процессе обучения и воспитания создание детских  и молодежных общественных движений и организаций, творческих союзов. Количество детских объединений увеличивается  из года в год. Так, например, в 2003 году их было 184, 2004 - 202, 2005 - 319. В настоящее  время в республике действует  более 320 детских и молодежных организаций. Среди них наиболее крупными и  известными являются «Жулдыз» (Акмолинская область), «Болашак», «Улан», «Айналайын» (Карагандинская область), «Шугыла» (Актюбинская область), «Мурагер» (Костанайская область), «Достар» (Жамбылская область), «Жайык жастары» (Западно-Казахстанская область), «Зеленая республика» (Южно-Казахстанская область) и др. 
 
В последние годы активизировалась деятельность местных исполнительных органов по открытию детских и молодежных дворовых клубов. В 2003 году действовал 491 клуб, в 2004 - 542, в текущем году их число составляет 548. Такие клубы являются важной социально-педагогической основой для организации досуга детей и учащейся молодежи, особенно подростков с девиантным поведением. Примечательно, что в развитии клубов значительную роль играют ветераны войны и труда, локальных войн, представители органов внутренних дел, опытные педагоги. 
 
Практически во всех областях и гг. Астане, Алматы функционируют школы, организации, клубы патриотического воспитания, целями деятельности которых являются привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни, повышение политической грамотности, развитие гражданственности и воспитание в духе казахстанского патриотизма. 
 
По данным Министерства образования и науки, на начало 2006 года в республике имеются 586 внешкольных организаций, из которых 218 - сельские. По сравнению с 2002 годом их количество сократилось на 31 единицу, однако количество привлеченных к их деятельности детей увеличилось на 60495 человек. Внешкольные организации детского и юношеского творчества составляют 151 единицу. Имеются 55 станций юных туристов, техников, натуралистов (в 2003 году - 35), 383 детские школы (музыкальные, художественные, спортивные школы и школы искусств), 6 круглогодичных лагерей, 548 дворовых клубов (в 2003 году - 491). Однако охват детей внешкольными организациями составляет всего 12 %. Поэтому необходимо расширить сеть детских, подростковых, молодежных спортивных, военно-патриотических, технических, обучающих компьютерных клубов, художественных секций, библиотек и других внешкольных организаций. 
 
Работа по патриотическому воспитанию граждан, и том числе детей и молодежи, требует дальнейшего совершенствования и развития. 
В сознании многих людей патриотическое воспитание подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, что значительно сужает содержание понятия патриотического воспитания. 
 
Патриотическое воспитание детей и молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, воспитания чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей. Проводимая работа не обеспечивает комплексного решения стратегических задач по формированию патриотического сознания у граждан страны в целом. 
Вместе с тем произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования вызвали, в свою очередь, большие изменения в общественном сознании и духовной жизни общества. Повседневные жизненные наблюдения, которые подтверждаются социологическими опросами, показывают, что в вопросах патриотизма позиции различных социальных групп и общностей характеризуются многогранностью и широким разнообразием. 
 
Одним из основных векторов социализации личности является идентификация индивида с Родиной. При этом понятие «Родина» ассоциируется не только с родной землей, близкими и родными человека, но и воспринимается в аспекте эмоционально-психологических чувств (чувства любви, патриотизма, преданности, национальной гордости и других). 
 
Результаты мониторинга общественно-политической ситуации в Казахстане, проведенного в период с 2003 по 2005 годы, показали, что абсолютное большинство участников опроса (92,9 %) связывает свое гражданство с Республикой Казахстан. Гражданская идентификация с Республикой Казахстан, основанная на чувстве патриотизма, является фундаментом активной гражданской позиции, осознанного участия в жизни страны. 

Республика Казахстан  отличается этнической неоднородностью, здесь проживают представители  более 120 наций и народностей. Многонациональный характер страны обусловливает многообразие религиозных конфессий и их возрастающую роль в общественной жизни, что подтверждается результатами проведенного с социологического опроса: 35,0 % граждан являются верующими, скорее верующими - 29,0 %, считают себя неверующими - 14,0 %. Кроме того, 33,3 % согласны с суждением о том, что религия не должна «вмешиваться» в дела государства, влиять на решения органов власти. 18,4 % граждан, наоборот, поддерживают мнение о влиянии религии на государственные дела и считают, что оно вполне допустимо и даже желательно. 
 
В настоящее время вопросы организации борьбы с активизацией деятельности нетрадиционных религиозных объединений и экстремистских организаций в Казахстане, направленной в первую очередь на вовлечение в свои ряды молодежи, являются, безусловно, актуальными для государства. 
 
В последнее десятилетие отмечаются различные экстремистские выступления, связанные с религиозными постулатами, распространяемыми в стране благодаря зарубежной пропаганде, а также заинтересованности отдельных граждан. 
 
Интерес молодежи к не традиционным для Казахстана объединениям, таким, как кришнаиты, свидетели Иеговы, а также экстремистским организациям, например, религиозно-политическому объединению «Хизб-ут-Тахрир» и другим, связан с психологическим воздействием активистов-сторонников этих объединений и организаций на сознание молодых людей. Поэтому необходимо разработать четкий механизм регулирования злободневных проблем, возникающих в религиозной сфере. 
 
Политическая грамотность и высокая политическая культура населения являются источником внутриполитической стабильности, межнационального согласия. Характерной чертой современного общества стала многоаспектность различных моделей политического поведения, в том числе возможность участвовать в политической жизни страны. При этом интерес к судьбе страны, к будущему можно назвать в качестве важнейшего фактора участия граждан в политической деятельности. 
 
Данные социологического опроса (декабрь, 2005 год) показывают, что устойчивый интерес к политической деятельности проявили только 35,5 % опрошенных граждан. 50,6 % лишь эпизодически интересуются политикой, а у 12,5 % опрошенных политика не вызывает интереса, 1,4 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос. 
 
Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Семья является важнейшим социальным институтом, где формируются основы духовно-нравственного воспитания. Проведенный социологический опрос (декабрь, 2004 год) показал приоритетность традиционных, устоявшихся ценностей - благополучия своей семьи (55,9 %), работы (35,9 %), личной безопасности (34,8 %). 
 
Кроме того, далеко не все учителя и воспитатели уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, определению на необходимом уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. 
 
В числе сдерживающих факторов в воспитании гражданина страны следует назвать недостаточность высококвалифицированных специалистов, способных использовать новые современные технологии для целенаправленного формирования патриотизма и демократических убеждений, малочисленность научно-исследовательских организаций гуманитарного профиля, имеющих достаточный опыт разработки социальных технологий по патриотическому воспитанию граждан. 
 
Для решения имеющихся проблем в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения требуется принципиально новый подход к воспитанию в целом. 
 
Образ страны и чувства своей неразрывной связи с родиной формируются государством и обществом через различные механизмы и институты, прежде всего образование. 
 
В этой связи необходимо активное привлечение учреждений и организаций образования к работе по воспитанию обучающихся в духе казахстанского патриотизма, обеспечению популяризации государственных символов страны. 
 
Необходимо отметить, что в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию информационно-дидактических материалов по культуре мышления и толерантности, основанных на современных казахстанских общественных и культурных реалиях и связанных с менталитетом казахстанцев, мало книг для детей и молодежи, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу своему Отечеству. Имеющиеся книги для детей и молодежи в основном ориентированы на пропаганду западных идеалов и ценностей или формируют чисто технократическое мышление. 
 
Немаловажное значение в процессе формирования казахстанской гражданственности имеет степень употребления государственного языка в органах государственной власти и государственного управления, учреждениях образования, различных организациях и на предприятиях. В связи с этим необходимо решение задач в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан». Осознание роли казахского языка является фундаментом, на котором строится все здание нашей государственности. 
 
Для эффективной реализации Программы необходимо вовлечь все сегменты казахстанского общества: бизнес, отечественные-неправительственные организации, общественные движения, ветеранские объединения. 
 
Кроме того, необходимо оказать содействие в становлении различных форм молодежного самоуправления: молодежных маслихатов и других выборных органов. В настоящее время степень участия молодежных организаций в разработке и реализации государственных программ невысока. Необходимо создать возможности для участия молодежи в принятии управленческих решений, поощрять молодежные инициативы, имеющие общественно-политическое, социальное значение. 
 
В настоящее время в работе по патриотическому воспитанию граждан слабо используется один из самых мощных инструментов воздействия на людей - деятельность СМИ. Это положение требует соответствующих доработок для активного и добровольного вовлечения СМИ в данную программу. 
 
Успешной реализации Программы будут способствовать сложившиеся в казахстанском обществе: 
- толерантный менталитет казахстанцев; 
- духовная открытость как доминирующая черта менталитета казахстанцев; 
- смелость по отношению к нововведениям, историческим доказательством чего стали кардинальные экономические реформы, успешно проведенные в Казахстане после обретения суверенитета; 
- межнациональное согласие и дружба, политическая стабильность; 
- устойчивый и динамичный экономический рост страны, как залог гарантированного преодоления бедности для большинства населения, обусловливающий оптимизм и веру в будущее. 

 

 

2.2 Ожидаемые результаты программы

В ходе реализации Программы  будут достигнуты следующие результаты: 
- повысится уровень гражданской идентификации казахстанцев с Республикой Казахстан; 
- возрастет стремление граждан к участию в патриотическом движении; 
- будет усилено информационно- пропагандистское обеспечение реализации государственной политики по повышению патриотического сознания граждан; 
- будут активизированы меры, направленные на популяризацию государственных символов страны, государственной и воинской службы, дальнейшее развитие системы патриотического воспитания; 
- в 2006 году будет создан Совет по патриотическому воспитанию граждан; 
- будут разработаны и выпущены информационно-методические сборники, рекомендации, информационно-аналитические материалы по вопросам патриотического воспитания граждан; 
- будут разработаны программы экскурсионной и краеведческой работы, организованы поездки отличившихся учащихся и студентов в город Астану; 
- будут проведены 36 республиканских мероприятий (семинары, форумы, конференции, заседания «круглых столов», социологические исследования, социологический мониторинг, акции, слеты, конкурсы, турне), в том числе: в 2006 году - 10, в 2007 году - 13, в 2008 году - 13; 
- будут организованы тематические встречи молодежи с участием представителей правоохранительных органов, ветеранов войны, спортсменов и др.; 
- 3,5 млн. детей и подростков, охваченных сетью организаций образования, будут вовлечены в деятельность детских, подростковых, молодежных организаций; 
- в учебный процесс будут интегрированы новые методики и материалы, нацеленные на воспитание у молодежи чувства патриотизма; 
- будут учреждены молодежная республиканская интеллектуальная премия и специальные региональные премии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой  культуры, уважения к правам и свободам как гарантии «духовного обогащения нации», — современна, актуальна.

Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед обществом  задачу воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Работа школы должна быть направлена не на вооружение учащегося определенной суммой знаний, а на решение задач, поставленных основополагающими документами и проектами в области образования, т. е.воспитания патриота и гражданина нового Казахстана.

Именно молодое поколение  будет определять будущее нашей  республики в XXI веке. Обычно в народе говорят: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы должны посеять добрые зерна воспитания, чтобы получить хорошие плоды.

Особое место в патриотическом воспитании занимает государственная символика. Уважение к государственным символам свидетельствует о силе и достоинстве казахстанского народа, является проявлением нашего патриотизма и высокой гражданственности, формирует чувство общности нации. У каждого человека в сердце должно биться святое чувство патриотизма, любви к святыням своей Родины. Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев «Отношение граждан страны к ее символам — показатель того, насколько люди чувствуют себя гражданами этой страны, верят в ее будущее, являются ее патриотами.»

Каждый учащийся обязан, осмысливая значение и роль символов в процессе становления государственности, воспитываться в духе почитания Государственных Флага, Герба и Гимна страны, осознавать ответственность за неуважение к государственным символам Республики, иметь глубокие знания о государственной атрибутике.

На официальных мероприятиях школы ученики исполняют гимн. Получая грамоту, диплом отличия или аттестат об образовании ребенок видит изображение герба — все это органичная часть патриотического воспитания.

Педагогами нашей школы  разработан цикл классных часов о Гербе, Флаге, Гимне РК — «Герб, Флаг и Гимн РК», «Авторы Гимна РК», «Что означают изобразительные элементы Герба?», «Флаг независимого Казахстана «, «Генезис казахской государственной символики», «Наука геральдика».

Яркой составной частью в деятельности школы являются интеллектуальные игры: «Своя игра», «Независимый Казахстан», в которых всегда присутствуют вопросы, касающиеся истории государственных символов.

Стало традицией торжественное  проведение Дня государственных  символов — 4 июня. Несмотря на каникулы ребята участвуют в митинге, в познавательных мероприятиях.

Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символическое значение, что возможно через изучение истории их эволюции. О том, как возникли эти государственные атрибуты, и какой путь прошли они сквозь века, можно узнать из курса по выбору на тему «Символы Казахстана». Материалы занятий продуманы с целью расширения кругозора учащихся, формирование самостоятельности в процессе познания, приобретения опыта исследовательской деятельности, навыков в представлении результатов работы. На каждом занятии организовано мини-исследование, по окончанию которого, учащиеся самостоятельно заполняют опорный конспект. Результатом работы является создание ученических исследовательских работ, посвященных государственной символике Казахстана. Учащиеся работают над следующими темами: «Прошлое и настоящее Флага РК», «Главная песня страны», «Герб Казахстана». Сформирован каталог презентаций — «Государственные символы Казахстана».

Информация о работе Подходы к патриотическому воспитанию в современных условиях в Республике Казахстан