Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 23:14, курсовая работа
Актуальность вышеприведенного утверждения как нельзя лучше демонстрируется на примере исследования политической деятельности Алкивиада, - пожалуй, самого одиозного из представителей афинской демократии, в деятельности и личности которого можно найти столько пересечений с современностью, что их стоило бы рассмотреть в более пространном труде. Алкивиада можно назвать «автором» технологий политического пиара и манипуляции общественным мнением; так же его можно отнести к первому, аристократическому «поколению» политиков-демагогов. Мотивы и цели политики и поведения Алкивиада оставались загадкой и предметом для споров как при его жизни, так и после гибели. Центральной проблемой, остающейся актуальной и по сей день, при исследовании политической деятельности Алкивиада является обусловленность сущности и содержания демократии как политического режима от сущности и содержания поведения политической элиты, т.е. тех людей, которые создавали эту демократию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Внутреннее и внешнее положение Греции во второй половине V в. до н.э………………………………………………………………………...………...7
2. Алкивиад: политик и личность………………………………………………13
2.1. Цели политической деятельности Алкивиада..………………….………..17
2.2. Политическая деятельность Алкивиада и ее результаты……….………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список источников и литературы………………
Начало войны обнаружило примерное равновесие сил. И здесь в ход событий вмешался совершенно неожиданный фактор: в Афинах разразилась эпидемия (430-426 гг. до н.э.), в ходе которой погибло огромное число воинов, земледельцев и ремесленников. Эпидемия пошатнула моральный дух и устойчивость политической системы Афин. Дело дошло до того, что Перикл был обвинен во всех бедах, свалившихся на город, отстранен от должности и оштрафован. В 429 г. до н.э. Перикл умер, и Афины остались без единственного политика и стратега, способного действовать по-настоящему здраво и взвешенно. Мания «поиска внутренних врагов», охватившая Афины со времен эпидемии, в дальнейшем усугубилась; от нее пострадал и Сократ.
Копившиеся внутри Афинского союза признаки энтропии стремительно давали о себе знать: уже в 432 г. до н.э. от союза откололся полис Потидея, за ним совершил попытки выхода о. Лесбос (427 г. до н.э.). Афинскому союзу теперь приходилось расщеплять военные силы между подавлением мятежников и войной с пелопоннессцами. Лесбосский мятеж был подавлен с жестокостью и последовательностью, превзошедшей подавление самосского мятежа. Несмотря на то, что Афинскому союзу удалось устоять и даже вновь завоевать Потидеи, внутри всего механизма существования архэ уже произошел надлом.
Надлом произошел и в жизни самих Афин. Если до начала войны и в первые ее годы афинская политическая элита была относительно монолитной, то теперь она раскололась на два лагеря. Сторонники Клеона выступали за решительные наступательные военные операции, мобилизацию всех сил и средств Афинского союза на ведение войны; сторонники Никия выступали за оборонительную тактику и переход к мирным переговорам со Спартой. Крупные удачи Афин на театре военных действий в 426-424 гг. до н.э. позволили доминировать группировке Клеона. Спарта отступала, теряла стратегически важные позиции, и, наконец, сама направила в Афины послов с предложением заключить мир. Но уже в битве при Дели в 424 г. до н.э. Афины потерпели первое крупное поражение; в этом же году афинский экспедиционный отряд был вынужден покинуть Сицилию по требованию собрания представителей местных городов; еще более постыдное поражение Афинский союз потерпел в районе фракийского побережья Эгейского моря, неожиданно столкнувшись там нос к носу со спартанским войском и потеряв в ходе столкновения г. Амфиополь. Пытаясь разрешить ситуацию, Афины направили к Амфиополю войско во главе с Клеоном; в сражении, так и не определившем окончательную расстановку сил, погибли как афинский, так и спартанский военачальники. В этих условиях позиции политической группировки Никия естественным образом усилились. В 421 г. до н.э. был заключен так называемый Никиев мир, который фактически оказался перемирием, продлившимся до 415 г до н.э.
Восстановив финансовые
и военные ресурсы, Афины выступили
инициатором возобновления
Особую роль как в событиях сицилийской кампании, так и в событиях демократической реставрации 411 г. до н.э. в Афинах суждено было сыграть именно Алкивиаду.
Алкивиад – политик и полководец, характеризуя которого Фукидид, Плутарх и Непот в один голос свидетельствуют о том, что не могут определить, кем он был на самом деле, несмотря на то, что и о его биографии, и деяниях, и поступках известно слишком многое.
Алкивиад происходил из знатного, богатого и древнего греческого рода; по отцовской линии он был потомком Аякса, по материнской – потомком Алкмеонидов и приходился двоюродным племянником Периклу. В социальной стратификации Алкивиад занимал положение, присущее высшему высшему классу; Плутарх и Непот единогласно определяют, что у Алкивиада от рождения было все: деньги, красота, ум, принадлежность к политической и социальной элите. Алкивиада воспитывал и обучал сам Сократ. Но, по злой иронии судьбы, воспитаннику Сократа не было суждено стать предвестником славы воспитанника Аристотеля. Пожалуй, Сократу так же «не повезло» с учеником, как и Сенеке с Нероном. Оба, будучи воплощением морально-этического и педагогического эталона своего времени, будучи приверженцами скромного и сдержанного образа жизни, проповедовавшие мудрость, самоограничение и самодисциплину, породили худшие образцы всего, что полностью отвергало вышеперечисленные добродетели. И дело было вовсе не в том, что Сократ или Сенека не могли или не умели воспитать в своих учениках добродетель. Дело было в самой эпохе, условиях жизни и окружении.
Феномен «пресыщенности процветанием», характерный как для Аттики времен Алкивиада, так и для Рима времен Нерона, породил людей, имеющих все, но стремящихся к большему, опустошенных внутренне, с огнем искания лучшего и большего, сжигающим их изнутри, заставляющим пренебрегать общественными устоями, моралью, эгоистичных и нарцисстичных, ищущих развлечения там, где другие испытывают боль и страдание. Характерно, что пресыщенность процветанием охватывала в первую очередь молодых представителей аристократических, богатых семей, имеющих от рождения доступ ко всем благам; и эти молодые люди составляли особую социальную группу, именующуюся «золотой молодежью». Вместо достижений «золотая молодежь» порождала все самое худшее. Алкивиад оказался захвачен феноменом «золотой молодежи». Правда, в отличие от «золотой молодежи» более поздних времен, Алкивиад прославился не только скандальным поведением и распущенностью. Непот так характеризует феномен Алкивиада: «Все, писавшие о нем, согласны в том, что никто не мог сравниться с ним ни в пороках, ни в добродетелях»9.
Алкивиад вполне мог разделить лавры Александра Македонского, очень рано приобщившись к политической и военной деятельности. К моменту начала Пелопоннесской войны Алкивиаду было 19 лет, на момент начала похода на Сиракузы – 35 лет, и за этот период он сделал совершенно головокружительную карьеру. В 26 лет Алкивиаду довелось участвовать в битве при Делии; до этого он участвовал в походе на Потидею и был охарактеризован в обоих случаях как доблестный и мужественный воин; позже Алкивиад неоднократно выбирался главнокомандующим и стратегом. Однако назначение Алкивиада одним из стратегов сицилийской кампании 415 г. до н.э. произошло больше в силу его политического и финансового, нежели военного таланта; полководческие умения Алкивиада в полной мере проявились уже позже.
Фукидид, Плутарх и Непот, как и прочие биографы и исследователи деятельности Алкивиада, большую часть своих исследований посвящают не столько действиям Алкивиада и их последствиям, сколько характеристике его личности и отдельных поступков. Все три источника сходятся во мнении, что Алкивиад был нестандартной, яркой, экстравагантной и эпатажной личностью. Но что стояло за этим внешним эпатажем – простая испорченность и одержимость всеобщим вниманием, или что-то большее? Первым попытался разрешить данный вопрос Плутарх.
Сравнительное жизнеописание «Алкивиад и Кориолан» Плутарха можно признать уникальным источником, смысл которого гораздо глубже, чем развлекательно-нравоучительное чтение. Плутарх совершенно не случайно поставил Алкивиада и Кориолана в парное сравнение. Составляя свои парные жизнеописания, Плутарх желал не только продемонстрировать общность и преемственность греческой и римских историй, но и извлечь из каждого сравнения или параллели определенный нравственный или политический урок, продемонстрировать пользу или вред добродетелей или пороков. Сам Плутарх, традиционно подводя итоги биографической параллели, указывает на те общие и отличные черты характера и поступков, которые желал отметить у Алкивиада и Кориолана: полководческое искусство, честолюбие, аристократизм10. Глубинный же смысл параллели Алкивиад-Кориолан в том, чтобы обозначить общность «особых отношений с толпой», которые установились у героев. Плутарх на примере параллели Алкивиад-Кориолан подходит к тезису, который позже повторяется и у Макиавелли в «Государе»: «Подло льстить народу для приобретения себе влияния, но и подло и бесчестно приобретать себе влияние, делаясь грозой для народа, чтобы давить и угнетать его»11. Плутарх на примере Алкивиада и Кориолана демонстрирует, что происходит с политиками, которые становятся рабами собственных страстей, при этом пытаясь навязать эти страсти всем окружающим: «Первого (Алкивиада) сограждане не могли ненавидеть даже тогда, когда им приходилось терпеть от него зло, второго (Кориолана) - были не в состоянии любить, несмотря на свое уважение к нему»12.
Особое место в исследованиях Плутарха и Непота занимает вопрос оценки перехода Алкивиада на сторону спартанцев, а затем и измена спартанцам. Плутарх и Непот не считают данные поступки изменой, предательством или подлостью со стороны Алкивиада. Плутарх определяет поведение Алкивиада как совершенно оправданную самозащиту: разве мог рассчитывать на снисхождение и справедливое решение суда человек, находившийся в родственных связях с Периклом, так недавно обвиненным во всех бедах Афин? Разве мог иначе поступить человек, подвергшийся заведомо несправедливому и заочному осуждению, заведомо зная, что милостивого приговора ему, как слишком популярному и одиозному политику, не вынесут? Прекрасно зная умонастроения афинской толпы, ее податливость и пластичность, склонность к насильственному решению проблем, Алкивиад предпочел бегство, но бегство такое, которое заставило бы афинян пожалеть о намерении преследовать и обвинять Алкивиада, своеобразное бегство-месть. Но поступок Алкивиада Плутарх оценивает более мягко, нежели поведение Кориолана во время осады Рима вольсками: «Сурово отвергнуть мольбы от имени целого народа, и затем снять осаду в угоду матери было не честью для матери, а позором для отечества, которое было спасено из чувства сострадания к одной женщине и из уважения к ее просьбам, как будто оно не заслуживало пощады само по себе. Милость эта может возбуждать к себе только ненависть, предстает поистине немилостивой, и в ней не было милосердия ни к одной из сторон»13. Непот вообще не считает бегство Алкивиада в Спарту предательством, ссылаясь на слова Алкивиада, что, дескать, он воюет не против отечества, а «против своих врагов, которые одновременно были и врагами Спарты»14. Все поступки Алкивиада Непот неоднократно объясняет проявлением любви к родине, патриотизмом, демонстрируя, что Алкивиад возвращался в Афины именно в те моменты, которые были для полиса временем крайней нужды и опасности, и даже демонстрируя дружбу персидскому царю, пытался использовать это свое положение на благо родного города.
Фукидид, в свою очередь, приводя речи Алкивиада, произнесенные им перед спартанцами, цитирует оговорку: «Я бежал оттуда (из Афин) от низости людей, изгнавших меня, но не для того, чтобы оказывать вам помощь…Истинный патриот – не тот, кто не идет против своего отечества и тогда, когда несправедливо лишится его, а тот, кто из жажды иметь отечество приложит все старания добыть его снова»15. Столь своеобразное понимание патриотизма Алкивиада и Фукидидом, и Плутархом, и Непотом, свидетельствует отнюдь не о том, что в античном мире бытовали иные нормы высших моральных категорий и добродетелей, а о подсознательном стремлении всех указанных авторов оправдать Алкивиада. Все указанные авторы не скрывают своей симпатии и восхищения фигурой Алкивиада; справедливо указывая на порочные и эпатажные стороны его натуры, авторы подчеркивают, что Алкивиад как при жизни, так и после смерти обладал харизматическим очарованием. Странное сочетание несомненных талантов, способностей и задатков с жизнью порочного и непостоянного человека делали Алкивиада демонстрацией того, как в свое время в Афинах чуть не появился собственный Александр Македонский. Вероятно, сожаление о том, что огромный потенциал алкивиадовой личности, стратегической дальновидности и политической комбинаторики так и не смогли реализоваться в необходимом для Аттики и Греции в целом направлении, и сформировало у Фукидида, Плутарха и Непота безусловную симпатию к герою своих исследований.
2.1. Цели политической деятельности Алкивиада
В своей работе «Аристократия и демос» И.Е. Суриков характеризует Алкивиада термином «блистательный анахронизм»: «Алкивиад был последним (и даже анахронистическим) аристократическим лидером… В кардинально изменившейся обстановке, в условиях демократического полиса он пытался «играть по старым правилам», использовать традиционные механизмы влияния, характерные для афинской знати архаической эпохи, VII—VI вв. до н.э. Так, он стремился добиться власти посредством богатства и его демонстративных трат, через межродовые матримониальные связи, путем громадного увеличения своего престижа (этому служило многое — неоднократно исполнявшиеся им литургии, чрезвычайно активное участие в панэллинских играх, да и весь стиль жизни Алкивиада, пышный до экстравагантности)»16. Но настолько ли анахронистичным был Алкивиад и настолько ли прямыми были мотивы и цели его поступков? Чего на самом деле желал добиться человек, у которого от рождения было абсолютно все? Какие истинные цели он преследовал, находясь на службе у Спарты и Персии? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Демократический политический режим в Афинах ко времени начала активной политической деятельности Алкивиада уже имел более чем столетнюю историю, но продолжал эволюционировать; свою лепту в эту эволюцию внес Перикл. И Перикл, и Алкивиад принадлежали к роду Алкмеонидов, из которого так же происходил и положивший начало демократическому устройству Клисфен. Таким образом, Алкивиад «родился в пурпуре», будучи обреченным на обладание властью. Именно принадлежность Алкивиада к роду, обладавшему полнотой высшей власти не в одном поколении, способствовало различному пониманию его политики. Одни считали, что Алкивиад стремится абсолютизировать власть Алкмеонидов, превратив ее в наследственное венценосное право; другие считали, что Алкивиад станет преемником Перикла; третьи – что Алкивиад сознательно противопоставляет себя Периклу и дискредитирует его с целью узурпации власти и осуществления государственного переворота. Наиболее распространенными обвинениями в адрес Алкивиада были обвинения в тиранических или олигархических целях.
В самом деле, по своему
социальному и экономическому статусу
Алкивиад просто не мог не тяготеть
к олигархическому