Политическая концепция в учении Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех” . В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции середины 17 в.

Содержание работы

1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства.
2. Интерпретация равенства.
3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении”
4. Компромисс между абсолютной монархией и республикой
5. Проблема веротерпимости
Заключение

Файлы: 1 файл

Джон Локк.docx

— 56.36 Кб (Скачать файл)

Реферат «Политическая концепция  в учении Джона Локка» 

 

 

 Политическая концепция  в учении Джона Локка

1. Конструкция “естественного  права” и концепция происхождения  государства.

2. Интерпретация равенства.

3. Три (прирожденных) права  личности в “Трактате о государственном  правлении”

4. Компромисс между абсолютной  монархией и республикой

5. Проблема веротерпимости

 Заключение

1. Конструкция “естественного  права” и концепция происхождения  гос-ва.

 Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех” . В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции середины 17 в.

 Локковская конструкция “естественного права” - это уже не просто система теоретич. постулатов, предназначенная для объяснения преднайденного. Это прямая декларация “неотчуждаемых прав” , совокупность к-рых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общ-ного строя. На учение Локка прямо опирается конституц. практика североамериканских штатов, их знаменитые билли о правах. Локк был первым в истории философии, участвовавшим в составлении первоучредительного государственного акта: по рекомендации Шефстбери он написал конституцию для Северной Каролины, к-рая в 1669г. была одобрена собранием народных представителей и вступила в силу.

 Естественное состояние  характеризуется Локком как совокупность  отношений свободы, равенства  и взаимной независимости людей.  Его идеализированные представления  означали апологию буржуазной, но  отнюдь не феодальной собственности:  ведь последняя, по Локку, не отвечает требованиям свободы и доброжелательности. В этих представлениях находил свое выражение и принцип буржуазного индивидуализма: “равенство” людей в смысле их равного права на личную инициативу вовсе не предполагало у Локка требований уравнения собственности. Такие требования были характерны для радикально-демократич. идеологов революц. лет вроде Джона Лильберна, но Локк их отвергал.

 В разгар революции  левеллеры выдвинули и другую  идею - о подотчетности правительств  народу, согласно общественному  договору. Эта идея зафиксирована  в трактате поэта Джона Мильтона  “Права и обязанности короля  и правителей...” (1649) . Учение об  общественном договоре, идеалистич. по исходным посылкам, но прогрессивное для своего времени, использует и Локк. Его мотивом пронизан уже Локков “Опыт о веротерпимости” (1667) , и оно направляется философом против феодально-теократич. концепций, что со всей резкостью выражено в “Двух трактатах о государственном правлении” .

 Можно сказать, что достаточно широкие демократич. слои доросли до адекватного понимания философско-правовых идей, и с др. стороны, сама новаторская философия права развилась до такой степени, чтобы принять в себя ряд правосознательных запросов, стихийно вызревших в массовом движении 16-17 вв. Т. обр., учение Локка впервые угадало и аналитически прояснило буржуазно-демократич. законодательную волю, а эта последняя впервые узнала себя самое в принципах локкианского “естественного права” .

 Обосновывающая учение  об общественном договоре теория  естественного права содержалась  в незавершенном наброске “Опытов  о законе природы” . И хотя теория Локка в нач. 60-х годов еще не сложилась, уже видна ее связь с его философско-историч. построениями: никаких политико-моральных врожденных идей (знаний) нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей. В этой не опубликованной при жизни философа работе свободная воля господа как источник благочестивых социально значимых моральных предписаний как бы конкурирует с необходимо возникшим естественным з-ном самосохранения, к-рый с благочестием не имеет ничего общего и связывается с ним только искусственно. Эта двойственность преодолевается победой з-на природы, и, хотя в “Двух трактатах о гос-ном правлении” к “з-ну природы и разума” добавляется изредка ссылка и на его божественную санкцию, она уже не имеет здесь ровно никакого содержательного значения; требования человеч. природы диктуют все. “Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат з-ны, установленные в этом общ-ве; первым и основным позитивным з-ном всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным естественным з-ном, к-рому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общ-ва и каждого члена общества” (Локк. Избр. пр-ния т. 2, с. 76) Локкова концепция происхождения гос-ва из общественного договора вполне складывается только в “Двух трактатах о гос-ном правлении ” . По предположению философа, в давние времена вследствие роста народонаселения появились тревожные симптомы перерастания естественного состояния в “войну всех против всех” . Именно в этот момент люди предпочли совместным и, возможно, “молчаливым” решением учредить государства и вручили первообразованным правительствам исполнительную власть.

 Из анализа соотношения  естественного и общественных  состояний в философии истории  Локка видно, что в отличие  от Гоббса он считает, что  общ-во сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным в гс-ве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает з-ны или вообще не считается с ними, напр. отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

2. Интерпретация равенства

 Tabula rasa, изначальное равенство детей в смысле отсутствия у них знаний, служит предпосылкой первоначального естественного равенства, а постепенное развитие разных, а след-но, и неравных их способностей и задатков, в том числе трудолюбия, является причиной того, что в последующей истории действуют люди с самыми разными возможностями перспективами. “... Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его” . (Локк т. 2 с. 30) . Одни стали богатыми и влиятельными, и именно они более всего заинтересованы были в создании государственности. Уделом малоимущих стала работа из-за куска хлеба. Так смотрит на этот вопрос Локк, по-своему последовательно, но в то же время смешивая догадки и ошибки.

 Говоря о живом субъекте  правопорядка, Локк всегда имеет  в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Да и  социальная жизнь вообще рисуется  ему, прежде всего, как сеть  меновых отношений, в к-рые вступают простые товаровладельцы, лично свободные собственники своих сил и имуществ. “Естественное состояние” , каким оно изображено во втором локковском трактате о государственном правлении, - это, прежде всего, состояние “честной” конкуренции, основанной на взаимопризнании. Соответственно “естественный закон” (правило общежития) понимается Локком как требование равнопартнерства.

 Равенство и свобода,  к-рые входят в локковскую трактовку “естественного з-на” - это то равенство и свобода, к-рые предполагаются общим социальным смыслом более или менее развитого товарно-менового отношения.

 Равенство, как его  трактует Локк, вовсе не имеет  в виду природного единообразия  индивидов и не содержит в  себе запроса на их превентивное  уравнивание по способностям, силам  и имуществам. Речь идет о равенстве  возможностей и притязаний. Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физич. силы, его умения и благоприобретения) , не м. быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. Или: все люди независимо от их естественного неравенства раз и навсегда должны быть признаны экономически самостоятельными субъектами, находящимися в отношении добровольного взаимоиспользования.

 Парадоксальная идея  “равенства без уравнивания” , равенства, допускающего и, более того, оберегающего и стимулирующего естественное несходство людей, - одна из основных тем в политико-юридич. учениях философов-новаторов. На английской почве она впервые намечается у Гоббса, затем - через Локка - переходит к классику политической экономии Адаму Смиту. В трактате “О гражданине” Гоббс говорит":... каждый должен представлять собой выгоду для остальных. Для того чтобы понять это, нужно обратить внимание на то, что при образовании обществ среди людей наблюдаются различия в способностях”. Локк подхватывает эту формулу и акцентирует ее собственно правовое содержание: возможности, к-рые государство предоставляет для реализации естественных различий и неравенств, есть, как ни парадоксально на первый взгляд, лучшее средство для устранения неестественных привилегий, т.е. такого политич. состояния, при к-ром знатные и сильные обладают исключительным правом на экономич. и личную независимость.

 Буржуазная идеология  в Локковом ее варианте выражена достаточно выпукло: классовое неравенство выступает в этой схеме как вполне нормальное явление, объяснимое различной эффективностью личного труда ввиду неравенства людских талантов. Это гармонирует с политич. мышдением Локка: только владельцев частной, преимущественно земельной, собственности он считает подлинно полноправными и разумными гражданами. “Человек, к-рый обладает какими-либо владениями или пользуется какой-либо частью территории какого-либо государства, тем самым дает свое молчаливое согласие и в такой же степени обязан повиноваться законам этого правительства...” . Локк не находит ничего возмутительного в подневольном труде, не возражает против рабства негров, что видно и из его наброска инструкции для губернатора заокеанской колонии Виргинии (1698) . Но Локк - антифеодальный мыслитель: он далек от оправдания сословного деления общества.

3. Три (прирожденных) права  личности

 В “Трактате о государственном правлении” Локк формулирует три основных прирожденных права личности, к-рые индивиды признают друг за другом в “естественном состоянии” и к-рые затем гарантируются самим гос-вом: это право на жизнь, свободу и собственность (lives, liberties and estates) . Эти три права образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу - законодательство, сама возможность которого была непредставима для традиционного юридического мышления. Локк пишет: “Целью закона является не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Она представляет собою свободу человека располагать и распоряжаться как угодно своей личностью, своими действиями... и всей своей собственностью” .

 Тройственная правовая  формула Локка вошла во многие  раннебуржуазные конституции и явилась “клеточкой” , из к-рой развилось более дифференцированное содержание “прав человека и гражданина” . В трактате Локка право на свободу, право на жизнь и на собственность не выступают как внешние друг другу, рядоположенные принципы. Они представляют собой элементарную систему прав, где норма с необходимостью отсылает к другой. В конечном итоге речь идет об одном: о признании людей полноценными “субъектами обмена” , независимыми товаровладельцами, “воля к-рых пронизывает их товары” .

 Право на свободное  распоряжение собственностью выступает  при этом как итоговое, результирующее, а право на свободу и жизнь  - как предпосылка. Локк положил  труд в основу всякого частного  владения, что позволило ему слить  воедино три основных прирожденных  права личности. Труд, нацеленный  на достижение индивидуального  благополучия и выгоды, признается  Локком определяющей формой человеческой  жизнедеятельности, к-рую в первую очередь имеет ввиду право на жизнь.

 Нарушением права на  жизнь является. По Локку, уже  всякое закабаление индивида, всякое  насильственное присвоение его  производительных способностей. Не  убийство как таковое, а рабство,  т.е. экономич. состояние, при к-ром один человек получает в полное распоряжение жизненные силы другого и волен совершить над ним все что угодно, - вот, что прежде всего ставится под запрет локковским правом на жизнь.

4. Компромисс между абс. монархией и республикой

 Локк включил личную  свободу в состав понятия “собственность  гражданина” . Всякое правительство само обязано подчиняться этим з-нам, что Локк и подкрепил требованием отделения исполнительной власти от законодательной.

 Все эти мысли, изложенные  во втором “Трактате о гос-ном правлении” , по сути дела обосновывали необходимость свержения Якова II. А поскольку конституц. парламентарная монархия является, по Локку, наилучшим из гос-ных устройств, то выход революции за пределы требований ее установления он считал ошибочным и опасным, ведущим к страшным потрясениям. “Два трактата о гос-ном правлении” подводили теоретич. фундамент под назревавший и свершившийся переворот 1688г. Локк направлял своих читателей к выводу, что революция против монархич. деспотизма - это верх гражданского разума и справедливости, но дальнейшие революц. преобразования для Англии бессмысленны. Получалось, что народ Англии, избавившись от королевского произвола, чем полностью исчерпывают свое право на революцию и принцип его суверенитета, тем самым утрачивает практический смысл.

 Компромиссная позиция  между абсолютной монархией и  республикой, к-рую отстаивает Локк в “Двух трактатах...” , опиралась на реальные политич. условия, вскоре завоеванные дворянско-буржуазным блоком. В своей политич. программе Локк конкретизирует эту позицию как теорию разделения властей. Теория вполне соответствовала политич. практике после 1688 г. когда к рулю правления пришли виги и затем исполнительная власть попеременно стала попадать в руки то торийских, то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграничения прерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, к-рый решает вопросы “по воле большинства” . Эта “воля” (по Локку) закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и. разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную (т.е. сношения с др. государствами) , передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.

5. Проблема веротерпимости

 С политической концепцией  Локка были тесно связаны его  взгляды на вопросы религии  и веротерпимости. Если в “Опытах  о законе природы “истинной  моралью считалась та, что заложена  в божьих заповедях, то из  “Опыта о человеческом разумении”  и “Разумности христианства”  вытекает, что только соотнесение  веры с подлинной моралью могло  бы оправдать первую. Локк оказался  на пороге кантовского вывода, что для возникновения морали  в боге нет необходимости, хотя  для ее укрепления вера в  бога может пригодиться. Локк  ратует не за “разумное христианство” , а за мораль, свободную от религиозного фанатизма и проникнутую широкой веротерпимостью. И если бы церковь перестала воевать против такой морали, лучшего желать и не требовалось бы.

Информация о работе Политическая концепция в учении Джона Локка