Политическая концепция в учении Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех” . В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции середины 17 в.

Содержание работы

1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства.
2. Интерпретация равенства.
3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении”
4. Компромисс между абсолютной монархией и республикой
5. Проблема веротерпимости
Заключение

Файлы: 1 файл

Джон Локк.docx

— 56.36 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, государство,  по Локку, есть искусственное,  т.е., культурное образование, создаваемое  волей и деяниями людей.

 

 Из этого следует,  что генезис государства повторяет  генезис самой культуры, а формы  государства соответствуют тем  или иным формам культуры. Последняя  же, согласно воззрениям Локка,  не существует изначально, она  не дается свыше, а создается  людьми. ...

 

 Не трудно заметить, что подобная трактовка культуры  во многом перекликается с  пониманием культуры, присутствующим  в работах Гоббса, для которого  культура — так же мир, созданный  руками и разумом людей в  соответствии с их потребностями,  интересами.

 

 Близко гоббсовскому и локковское решение проблемы религии. Локк признает ее неотъемлемой частью государственной машины и считает, что она выполняет важные социальные функции, которые не способны выполнять другие общественные институты, в частности мораль и право. Но он, в отличие от Гоббса, он не считает религию феноменом культуры.

 

 Вера, в его понимании,  есть проявление креативной силы Господа. ... и никакими гносеологическими потребностями человека невозможно объяснить ее появление. Следует отметить, что Локк выдвинул свой вариант космологического доказательства бытия Божьего, правда, повторив во многом схему рассуждений Ньютона, который считал, что помимо Бога невозможно найти никакого источника активности материи и сознания. Локк резко отрицательно относился к атеистам и даже предлагал лишить их гражданских прав, ибо атеисты с его точки зрения, будучи прирожденными скептиками, утрачивают способность к повиновению, ни во что не ставят государство и,\в конечном счете, морально деградируют, становясь опасными для других, законопослушных и богобоязненных, индивидов.

 

 Справедливости ради  необходимо сказать, что, будучи  деистом по своим религиозным  убеждениям, Локк не считал, что  вера обладает Правом приоритета  перед научной мыслью. Более того, он настаивал, что все непонятное  разуму должно быть отвергнуто. ...

 

 Касался Локк и проблемы  языка.

 

 С точки зрения основоположника  английского сенсуализма, язык  представляет собой прежде всего результат творения человека, хотя к его созданию приложил руку и Бог.

 

 Однако роль Господа  состояла только в том, что  он наделил человека способностью  к членораздельной речи. Все же  слова создал сам человек. Он  же установил и связи между  ними, а также между предметами, которые они обозначают. Таким  образом, уже в своей трактовке  происхождения языка, как видим,  Локк весьма основательно расходится  с Гоббсом, который Богу отводил  значительно более весомую роль  в создании речи.

 

 Локк считает, что если бы у человека не было способности делать звуки знаками идей, рождающимися в его мозгу, и если бы люди не были наделены способностью делать звуки общими знаками, доступными пониманию других, то речь никогда бы не возникла и люди до сегодняшнего дня не могли бы общаться друг с другом. Но у них существуют эти редкие способности, которые прежде всего отличают их от тех животных и птиц, например, попугаев, что способны произносить членораздельные звуки. Иначе говоря, по Локку, человеческая речь возникает как следствие существования у людей врожденной способности к абстракции и обобщению, данного изначально провидением умения связывать воедино предмет с его природой благодаря слову.

 

 Слова, с точки зрения  Локка, непосредственно связаны  с чувственными идеями. Так, например, слово «дух» в своем первичном значении есть «дыхание», «ангел», «вестник. Точно так же и другие слова обозначают некие идеи, которые возникают у человека в результате чувственного освоения мира или в результате внутренних действий нашего духа. Таким образом, основой для возникновения языка является опыт, непосредственный чувственный контакт с предметами реального или идеального мира.

 

 Локк подробно описывает,  как рождаются общие понятия,/как  развивается язык. Объясняет он  и факт существования множества  языков, который представлял камень  преткновения для многих его  предшественников, занимавшихся данным  вопросом. Предлагает он также  и решение ряда других сложных  проблем, которые до/сегодняшнего  дня находятся в центре внимания  языковедов и лиНгвис-тов. Не будет преувеличением утверждать — Локк разработал оригинальную теорию языка, которая занимает достойное место в ряду других концепций, созданных в значительно более поздние годы.

 

 Завершая рассмотрение  культурологических воззрений Локка,  необходимо хотя бы вкратце  остановится на его концепции  воспитания. Не вдаваясь в подробности,  сразу же скажем, что Локк переосмыслил  понятие «идеал человека». Конечной  целью воспитания, «окулътурен-ности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых» . Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить» , исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру. Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность,... должно меньше всего заботить родителей» . Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру... В этом я вижу великий секрет воспитания» .

 

 Рассматривая вопрос  о методах воспитания, Локк особое  место отводит танцам. Они, с  его точки зрения, «сообщают детям  пристойную уверенность и умение  держаться и, таким образом,  подготовляют их к обществу  старших» . Танцы в его глазах равнозначны физической закалке, образованию и философской рефлексии, которые в своей совокупности при правильном применении дают искомый результат. Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну» . Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.

 

 Джентльмен, с точки  зрения Локка, должен уметь  не только безупречно себя  вести, но и изысканно говорить  и безошибочно писать. Кроме всего прочего, он должен владеть иностранными языками, в том числе и теми, на которых написаны трактаты предыдущих веков — греческим и латынью, причем из «живых» языков для изучения следует выбирать тот, который пригодится джентльмену для общения и деловых контактов. Джентльмен, с точки зрения Локка, должен быть прекрасным наездником и фехтовальщиком. Не лишним является и владение другими видами оружия, ибо ему необходимо уметь защищать свою честь и честь своих близких, но обучение стихосложению и музыке вовсе не является, по мнению Локка, обязательным. Автор «Мыслей о воспитании» признает, что эти умения высоко ценятся в аристократическом обществе, но на них необходимо потратить так много времени, что эта трата не вознаграждается полученным результатом. К тому же, как пшйет Локк, «Я так редко слышал, чтобы кого-либо из способных и деловых людей хвалили и ценили за выдающиеся достижения в музыке, что, думается, среди вещей, которые когда-либо включались в список светских талантов, ей можно было бы отвести последнее место» . Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным, хорошо знать и уважать законы своей страны.

 

 Таков, в самых общих  чертах, идеал личности в соответствии  с представлениями Локка. Не  трудно заметить, что он коренным  образом отличается от того  идеала человека, который содержится  в работах мыслителей Древней  Греции, Древнего Рима, Средневековья  и Возрождения. Локк предлагает  усилия общества сосредоточить  на создании нового социального  типа исходя из чисто утилитарных  потребностей, имевшихся у правящего  слоя, образовавшегося в Англии  в результате «славной революции»  и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему  истинного представителя своего  времени, времени консолидации  различных политических сил и  крупных преобразований во всех  сферах общественной жизни, положивших  начало превращению Англии в  наиболее развитую капиталистическую  державу Нового времени.

 

 В 1700 Локк отказался  от всех должностей и удалился  в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

 

 Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая концепция в учении Джона Локка