Политическая концепция в учении Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Свои политич. взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром к-рой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была Гоббсова “война всех против всех” . В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные др. англ-ми деятелями времен революции середины 17 в.

Содержание работы

1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства.
2. Интерпретация равенства.
3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении”
4. Компромисс между абсолютной монархией и республикой
5. Проблема веротерпимости
Заключение

Файлы: 1 файл

Джон Локк.docx

— 56.36 Кб (Скачать файл)

 Как автор “Разумности  христианства” , Локк продолжает оставаться сторонником идеи отделения церкви от государства. Остается Локк сторонником веротерпимости. свободы от преследований на всех лиц, однако советует не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципа веротерпимости, то он соответствовал политич. линии нового режима на прекращение религиозных распрей.

 Заключение

1. В области общественно-научных  представлений Локк является  защитником конституционной монархии, отвергает концепцию абсолютизма  Гоббса.

2. В своих взглядах  Локк исходит из естественного  состояния общества, в к-ром вся власть и правомочность является взаимной. Один имеет не больше, чем другой.

3. “Это состояние свободы,  но это не состояние произвола.  Хотя человек в этом состоянии  имеет неконтролируемую свободу  делать с собой и своим имуществом  все, что угодно, он, однако, не  имеет свободы погубить себя  самого или какое-либо существо”  .

4. Ограничивает человека  естественный закон, к-рый гласит, что “никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе” . Свобода человека, таким образом, не абсолютна.

5. Поэтому власть правителя,  полученная на основе” договора” , не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.

6. Естественный закон  Локка выражает основные интересы  и потребности класса, от имени  к-рого он выступал.

7. Значительной составной  частью рассуждений Локка об  упорядочении общества являются  идеи о разделении власти. Они  изложены в работе “Два трактата  об управлении государством” , где он различает власть “законодательную, исполнительную и федеративную” . Его обоснование разделения законодательной и исполнительной власти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии.

8. От теории Локка можно  начинать отсчет собственной  истории юридического мировоззрения.  “Естественное право” Локка  формулировало новый политико-юридический  идеал: идеал общества, в к-ром каждый человек с самого начала признается в качестве индепендента - труженика - собственника.

 Представление Джона  Локка о происхождении и задачах  государства разделении властей.  Концепция общественного договора  в политическом учении Джона  Локка. Теории естесственного права и общественного договора Джона Локка. Понятие гражданского общества в политическом учении джонна локка. Локк общая воля являющаяся выражением преобладающей силы это. Д локк был сторонником концепции происхождения государства. Гоббс и локк о государстве и естественных правах человека. Мнение джон локка о источниках прогрессивного развития. Как должна быть организована политическая власть Локка. Концепция получившая развитие в философии джона локка. Какой концепцией происхожения государства был Д Локк. Дж локк политические правовые учение реферат купить. Политические взгляды дж локк политология лекции. Источники прогрессивного развития джона локка. Локк джон его учение о прогрессивном развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Джон Локк. Государство  и право

 Джон Локк (1632-1704) изложил  свое политико-юридическое учение  в труде “Два трактата о  государственном правлении” .

 Локк полностью разделял  идеи естественного права, общественного  договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности  восстания против тирана. Дж. Локк  развил эти идеи, видоизменил,  дополнил новыми и интегрировал  в целостное политико-правовое  учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

 Эта доктрина начиналась  с вопроса о возникновении  государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех” . Господствует равенство,” при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого” . Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия: “Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа” .

 Государство представляет  собой, по Локку, совокупность  людей, соединившихся в одно  целое под эгидой ими же  установленного общего закона  и создавших судебную инстанцию,  правомочную улаживать конфликты  между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство  отличается тем, что лишь оно  воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного  блага создавать законы для  регулирования и сохранения собственности,  а также право применять силу  общества для исполнения этих  законов и защиты государства  от нападения извне.

 Строя государство  добровольно, прислушиваясь только  к голосу разума, люди предельно  точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

 Целью деятельности  государства, по Локку, должны  быть охрана собственности и  обеспечение гражданских интересов.  Средствами, призванными содействовать  осуществлению данной цели, Локк  выбрал законность, разделение властей,  оптимальную для нации форму  правления, право народа на  восстание в связи с злоупотреблениями властью.

 На закон и законность  Локк возлагал очень большие  надежды. В установленном людьми  общем законе, признанном ими  и допущенном по их общему  согласию в качестве меры добра  и зла для разрешения всех  коллизий, он усматривал первый  конституирующий государство признак.  Закон в подлинном смысле - отнюдь  не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

 Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов” . Законы тогда способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы.” Как все иные политические установления, как само государство, позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его большая сила, которую составляет согласие большинства” .

 Поддерживание режима  свободы, реализация “главной  и великой цели” политического  сообщества непременно требуют,  по Локку, чтобы публично-властные  правомочия государства были  четко разграничены и поделены  между разными его органами. Правомочие  принимать законы (законодательная  власть) полагается только представительному  учреждению всей нации - парламенту. Компетенция претворять законы  в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров.  Их дело ведать также отношениями  с иностранными государствами.  Имея в виду не допускать  узурпации кем-либо всей полноты  государственной власти, предотвратить  возможность деспотического использования  этой власти, он наметил принципы  связи и взаимодействия “отдельных  ее частей” . Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.

 Вопрос о государственной  форме, традиционный для европейской  политической мысли со времен  Аристотеля, тоже интересовал Локка.  Правда, он не отдавал какого-то  особого предпочтения ни одной  из уже известных или могущих  возникнуть форм правления; им  лишь категорически отвергалось  абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии, реальным прообразом которой являлась английская государственность, какой она стала после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую “структуру правления”, охраняла естественные права и свободы индивида, заботилась об общем благе всех.

 

 Локк отлично понимал,  что нет таких идеальных государственных  форм, которые были бы раз и  навсегда застрахованы от опасности  вырождения в тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо права” . Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не только дезорганизуется нормальное управление страной и становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

 В отношении правителей, которые осуществляют над своим  народом деспотическую власть, у  людей остается лишь одна возможность  “воззвать к небесам” , применить силу против “несправедливой и незаконной силы” . По закону, “изначальному и превосходящему все людские законы” , народ “обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам” . Суверенитет народа, по Локку, в конечном счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

 Учение Локка о государстве  и праве явилось классическим  выражением идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джон Локк | Биография 

 

Джон Локк (Locke, John) (1632–1704) английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения.

 

 Его теория познания  и социальная философия оказали  глубокое воздействие на историю  культуры и общества, в частности  на разработку американской конституции.

 

 Локк родился 29 августа  1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства, однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.

 

  Локк был прилежным,  если не сказать блестящим  студентом. После получения магистерской  степени в 1658 он был избран  «студентом» (т.е. научным сотрудником)  колледжа, однако вскоре разочаровался  в аристотелевской философии,  которую должен был преподавать,  начал заниматься медициной и  помогал в естественнонаучных  экспериментах, которые проводил  в Оксфорде Р.Бойль и его  ученики. Однако сколько-нибудь  значительных результатов он  не получил, и, когда Локк  вернулся из поездки к Бранденбургскому  двору с дипломатической миссией,  ему было отказано в искомой  степени доктора медицины. Тогда,  в возрасте 34 лет, он познакомился  с человеком, повлиявшим на  всю его последующую жизнь  – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.

Информация о работе Политическая концепция в учении Джона Локка