Как автор “Разумности
христианства” , Локк продолжает оставаться
сторонником идеи отделения церкви от
государства. Остается Локк сторонником
веротерпимости. свободы от преследований
на всех лиц, однако советует не предоставлять
полноты гражданских прав католикам и
атеистам. Что касается общего принципа
веротерпимости, то он соответствовал
политич. линии нового режима на прекращение
религиозных распрей.
Заключение
1. В области общественно-научных
представлений Локк является
защитником конституционной монархии,
отвергает концепцию абсолютизма
Гоббса.
2. В своих взглядах
Локк исходит из естественного
состояния общества, в к-ром вся власть
и правомочность является взаимной. Один
имеет не больше, чем другой.
3. “Это состояние свободы,
но это не состояние произвола.
Хотя человек в этом состоянии
имеет неконтролируемую свободу
делать с собой и своим имуществом
все, что угодно, он, однако, не
имеет свободы погубить себя
самого или какое-либо существо”
.
4. Ограничивает человека
естественный закон, к-рый гласит,
что “никто не имеет права ограничивать
другого в его жизни, здоровье, свободе
либо имуществе” . Свобода человека, таким
образом, не абсолютна.
5. Поэтому власть правителя,
полученная на основе” договора”
, не может быть абсолютной. Она ограничена
именно тем, что является содержанием
естественного закона.
6. Естественный закон
Локка выражает основные интересы
и потребности класса, от имени
к-рого он выступал.
7. Значительной составной
частью рассуждений Локка об
упорядочении общества являются
идеи о разделении власти. Они
изложены в работе “Два трактата
об управлении государством” , где
он различает власть “законодательную,
исполнительную и федеративную” . Его
обоснование разделения законодательной
и исполнительной власти во многом повлияло
на идеологов французской предреволюционной
буржуазии.
8. От теории Локка можно
начинать отсчет собственной
истории юридического мировоззрения.
“Естественное право” Локка
формулировало новый политико-юридический
идеал: идеал общества, в к-ром
каждый человек с самого начала признается
в качестве индепендента - труженика -
собственника.
Представление Джона
Локка о происхождении и задачах
государства разделении властей.
Концепция общественного договора
в политическом учении Джона
Локка. Теории естесственного права
и общественного договора Джона Локка.
Понятие гражданского общества в политическом
учении джонна локка. Локк общая воля являющаяся
выражением преобладающей силы это. Д
локк был сторонником концепции происхождения
государства. Гоббс и локк о государстве
и естественных правах человека. Мнение
джон локка о источниках прогрессивного
развития. Как должна быть организована
политическая власть Локка. Концепция
получившая развитие в философии джона
локка. Какой концепцией происхожения
государства был Д Локк. Дж локк политические
правовые учение реферат купить. Политические
взгляды дж локк политология лекции. Источники
прогрессивного развития джона локка.
Локк джон его учение о прогрессивном
развитии.
Джон Локк. Государство
и право
Джон Локк (1632-1704) изложил
свое политико-юридическое учение
в труде “Два трактата о
государственном правлении” .
Локк полностью разделял
идеи естественного права, общественного
договора, народного суверенитета,
неотчуждаемых свобод личности,
сбалансированности властей, законности
восстания против тирана. Дж. Локк
развил эти идеи, видоизменил,
дополнил новыми и интегрировал
в целостное политико-правовое
учение - доктрину раннебуржуазного
либерализма.
Эта доктрина начиналась
с вопроса о возникновении
государства. По Дж. Локку, до возникновения
государства люди пребывали в естественном
состоянии. В предгосударственном общежитии
“нет войны всех против всех” . Господствует
равенство,” при котором всякая власть
и всякое право являются взаимными, никто
не имеет больше другого” . Однако, в естественном
состоянии отсутствуют органы, кот. могли
бы беспристрастно решать споры между
людьми, осуществлять надлежащее наказание
виновных в нарушении естественных законов.
Все это порождает обстановку неуверенности,
дестабилизирует обычную размеренную
жизнь. В целях надежного обеспечения
естественных прав, равенства и свободы,
защиты личности и собственности люди
соглашаются образовать политическое
общество, учредить государство. Локк
особенно акцентирует момент согласия:
“Всякое мирное образование государства
имело в своей основе согласие народа”
.
Государство представляет
собой, по Локку, совокупность
людей, соединившихся в одно
целое под эгидой ими же
установленного общего закона
и создавших судебную инстанцию,
правомочную улаживать конфликты
между ними и наказывать преступников.
От всех прочих форм коллективности
(семей, господских владений) государство
отличается тем, что лишь оно
воплощает политическую власть,
т.е. право во имя общественного
блага создавать законы для
регулирования и сохранения собственности,
а также право применять силу
общества для исполнения этих
законов и защиты государства
от нападения извне.
Строя государство
добровольно, прислушиваясь только
к голосу разума, люди предельно
точно отмеряют тот объем полномочий,
кот. они затем передают государству. О
каком-нибудь полном, тотальном отказе
индивидов от всех принадлежащих им естественных
прав и свобод в пользу государства у Локка
нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом,
свободу и равенство, человек не отчуждает
никому и ни при каких обстоятельствах.
Эти неотчуждаемые ценности - окончательные
границы власти и действия государства,
преступать которые ему заказано.
Целью деятельности
государства, по Локку, должны
быть охрана собственности и
обеспечение гражданских интересов.
Средствами, призванными содействовать
осуществлению данной цели, Локк
выбрал законность, разделение властей,
оптимальную для нации форму
правления, право народа на
восстание в связи с злоупотреблениями
властью.
На закон и законность
Локк возлагал очень большие
надежды. В установленном людьми
общем законе, признанном ими
и допущенном по их общему
согласию в качестве меры добра
и зла для разрешения всех
коллизий, он усматривал первый
конституирующий государство признак.
Закон в подлинном смысле - отнюдь
не любое предписание, исходящее от гражданского
общества в целом или от установленного
людьми законодательного органа. Титул
закона имеет лишь тот акт, который указывает
разумному существу поведение, соответствующее
его собственным интересам и служащее
общему благу. Если такой нормы-указания
предписание в себе не содержит, оно не
может считаться законом. Кроме того, закону
должны быть присущи стабильность и долговременность
действия.
Ратуя за режим законности,
он настаивал на следующем положении:
кто бы конкретно ни обладал верховной
властью в государстве, ему вменяется
“управлять согласно установленным постоянным
законом, провозглашенным народом и известным
ему, а не путем импровизированных указов”
. Законы тогда способствуют достижению
“главной и великой цели” государства,
когда их все знают и все выполняют. В государстве
абсолютно никто, никакой орган не может
быть изъят из подчинения его законам.
Высокий престиж закона проистекает из
того, что он, по Локку, решающий инструмент
сохранения и расширения свободы личности,
который также гарантирует индивида от
произвола и деспотической воли других
лиц. “Там, где нет законов, там нет и свободы.”
Как все иные политические установления,
как само государство, позитивные законы
создаются по воле и решению большинства.
Локк поясняет, что все совершаемое каким-либо
сообществом делается исключительно с
одобрения входящих в него лиц. Всякое
такое образование должно двигаться в
одном направлении, и необходимо, чтобы
оно “двигалось туда, куда влечет его
большая сила, которую составляет согласие
большинства” .
Поддерживание режима
свободы, реализация “главной
и великой цели” политического
сообщества непременно требуют,
по Локку, чтобы публично-властные
правомочия государства были
четко разграничены и поделены
между разными его органами. Правомочие
принимать законы (законодательная
власть) полагается только представительному
учреждению всей нации - парламенту.
Компетенция претворять законы
в жизнь (исполнительная власть)
подобает монарху, кабинету министров.
Их дело ведать также отношениями
с иностранными государствами.
Имея в виду не допускать
узурпации кем-либо всей полноты
государственной власти, предотвратить
возможность деспотического использования
этой власти, он наметил принципы
связи и взаимодействия “отдельных
ее частей” . Соответствующие типы
публично-властной деятельности располагаются
им в иерархическом порядке. Первое место
отводится власти законодательной как
верховной (но не абсолютной) в стране.
Иные власти должны подчиняться ей. Вместе
с тем они не являются пассивными придатками
законодательной власти и оказывают на
нее (в частности, власть исполнительная)
довольно активное влияние.
Вопрос о государственной
форме, традиционный для европейской
политической мысли со времен
Аристотеля, тоже интересовал Локка.
Правда, он не отдавал какого-то
особого предпочтения ни одной
из уже известных или могущих
возникнуть форм правления; им
лишь категорически отвергалось
абсолютистски-монархическое устройство
власти. Личные его симпатии склонялись
скорее к той ограниченной, конституционной
монархии, реальным прообразом которой
являлась английская государственность,
какой она стала после 1688 года. Для Локка
важнее всего было, чтобы любая форма государства
вырастала из общественного договора
и добровольного согласия людей, чтобы
она имела надлежащую “структуру правления”,
охраняла естественные права и свободы
индивида, заботилась об общем благе всех.
Локк отлично понимал,
что нет таких идеальных государственных
форм, которые были бы раз и
навсегда застрахованы от опасности
вырождения в тиранию - политический
строй, где имеет место “осуществление
власти помимо права” . Когда органы власти
начинают действовать, игнорируя право
и общее согласие, обходя надлежащим образом
принятые в государстве законы, тогда
не только дезорганизуется нормальное
управление страной и становится беззащитной
собственность, но порабощается и уничтожается
сам народ. Ссылки узурпаторов таким способом
обеспечить порядок, спокойствие и мир
в государстве Локк парировал указанием
на то, что желаемое тиранами спокойствие
есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние
насилия и грабежа, выгодное единственно
разбойникам и угнетателям.
В отношении правителей,
которые осуществляют над своим
народом деспотическую власть, у
людей остается лишь одна возможность
“воззвать к небесам” , применить
силу против “несправедливой и незаконной
силы” . По закону, “изначальному и превосходящему
все людские законы” , народ “обладает
правом судить о том, имеется ли у него
достаточный повод обратиться к небесам”
. Суверенитет народа, по Локку, в конечном
счете (и это явно обнаруживается в кризисных
ситуациях) выше, значительнее суверенитета
созданного им государства. Если большинство
народа решает положить предел наглости
нарушивших общественный договор правителей,
то вооруженное народное восстание с целью
вернуть государство на путь свободы,
закона, движения к общему благу будет
совершенно правомерным.
Учение Локка о государстве
и праве явилось классическим
выражением идеологии раннебуржуазных
революций со всеми ее сильными и слабыми
сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения
политико-юридического знания и передовой
научной мысли 17 в. В нем эти достижения
были не просто собраны, но углублены и
переработаны с учетом исторического
опыта, который дала революция в Англии.
Таким образом, они стали пригодными для
того, чтобы ответить на высокие практические
и теоретические запросы политико-правовой
жизни следующего, 18 столетия - столетия
Просвещения и двух крупнейших буржуазных
революций нового времени на Западе: французской
и американской.
Джон Локк | Биография
Джон Локк (Locke, John) (1632–1704)
английский философ, иногда называемый
«интеллектуальным вождем 18 в.» и первым
философом эпохи Просвещения.
Его теория познания
и социальная философия оказали
глубокое воздействие на историю
культуры и общества, в частности
на разработку американской конституции.
Локк родился 29 августа
1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в
семье судейского чиновника. Благодаря
победе парламента в гражданской войне,
на которой его отец сражался в чине капитана
кавалерии, Локк был принят в возрасте
15 лет в Вестминстерскую школу – в то время
ведущее учебное заведение страны. В семье
придерживались англиканства, однако
склонялись к пуританским (индепендентским)
взглядам. В Вестминстере роялистские
идеи нашли энергичного защитника в лице
Ричарда Базби, который по недосмотру
парламентских лидеров продолжал руководить
школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж
Оксфордского университета. Ко времени
реставрации Стюартов его политические
взгляды можно было назвать правомонархическими
и во многом близкими взглядам Гоббса.
Локк был прилежным,
если не сказать блестящим
студентом. После получения магистерской
степени в 1658 он был избран
«студентом» (т.е. научным сотрудником)
колледжа, однако вскоре разочаровался
в аристотелевской философии,
которую должен был преподавать,
начал заниматься медициной и
помогал в естественнонаучных
экспериментах, которые проводил
в Оксфорде Р.Бойль и его
ученики. Однако сколько-нибудь
значительных результатов он
не получил, и, когда Локк
вернулся из поездки к Бранденбургскому
двору с дипломатической миссией,
ему было отказано в искомой
степени доктора медицины. Тогда,
в возрасте 34 лет, он познакомился
с человеком, повлиявшим на
всю его последующую жизнь
– лордом Эшли, впоследствии первым
графом Шефтсбери, который тогда еще не
был лидером оппозиции. Шефтсбери был
адвокатом свободы в то время, когда Локк
все еще разделял абсолютистские взгляды
Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась
и стала ближе ко взглядам будущего покровителя.
Шефтсбери и Локк увидели друг в друге
родственные души. Год спустя Локк оставил
Оксфорд и занял место домашнего врача,
советника и воспитателя в семье Шефтсбери,
жившей в Лондоне (среди его воспитанников
был и Антони Шефтсбери). После того как
Локк прооперировал своего патрона, жизни
которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери
решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься
одной медициной, и позаботился о продвижении
своего подопечного в других областях.