Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, практическая работа

Описание работы

Проблемы политической культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей. Г. Спенсер, например, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно отмечал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он подчеркивал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: «этику идеи» и «этику ответственности». Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию политического идеала; вторая — строгий учет всех последствий политических акций и готовность отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Политическая система общества как регулятор социальной жизни…….. 4
1.1. Политическая система общества: структура и функции…………4
1.2. Политическое сознание и политическая культура……………….7
2. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………………………….8
2.1. Понятие политической партии…………………………………….. 9
2.2. Понятие политической системы общества……………………..... 10
2.3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов……………………………………………………………………. 11
2.4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………..12
3. Функции политической культуры…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы и источников……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Семестр. раб по Политологии.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Некоммерческое  акционерное общество

«Алматинский университет энергетики и связи»

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

Семестровая работа № 1

 

Тема: Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Жуков Д.

гр. БРЭу 10-1

№ з.к. 103340

Проверил: Кабылова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

1. Политическая система общества  как регулятор социальной жизни…….. 4

1.1.  Политическая система общества: структура и функции…………4

1.2.  Политическое сознание и политическая  культура……………….7

2. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………………………….8

2.1. Понятие политической партии…………………………………….. 9

2.2. Понятие политической  системы общества……………………..... 10

2.3. Политическая система  как иерархия и взаимосвязь  политических институтов……………………………………………………………………. 11

2.4. Роль политических  партий в функционировании политической  системы общества……………………………………………………………..12

3. Функции  политической культуры…………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы и источников……………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы  политической культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей.  Г.  Спенсер,  например,  исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями,  неоднократно отмечал,  что политикам, вмешивающимся в социальные процессы,  надо тщательно изучать их.  Он подчеркивал роль знания как основы политической культуры и считал,  что если овладение любым ремеслом требует обучения ему,  то тем более это касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: «этику идеи»  и  «этику ответственности».  Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию политического идеала;  вторая —  строгий учет всех последствий политических акций и готовность отказаться от идеи,  если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе.  Сам Вебер был сторонником скорее  «этики ответственности», чем «этики идеи».

И.  А.  Ильин считал политику инструментом,  обеспечивающим наилучшие возможности для культурного развития общества.  Но для того,  чтобы воспользоваться этим инструментом,  народ должен обладать государственно-политическим кругозором,  глубоким пониманием задач своей страны,  высоким уровнем сознания,  выражающимся в образованности и способности к самостоятельному мышлению,  а также чувством собственного достоинства и силой характера.

Современная западная  (и отчасти отечественная) социология отдает приоритет изучению  «человека политического»,  его взглядов,  ценностей,  политического поведения,  т.  е.  изучает реального участника политической жизни,  который не причастен к принятию политических решений, но чьи традиции, нормы, ориентации являются подлинной основой политического режима.

Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг и получила развитие в работе американского политолога . Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации.

 

1. Политическая система общества как регулятор социальной жизни

1.1.  Политическая система общества: структура и функции.

Политическая  система представляет собой важнейшую  составную часть политической жизни общества.  Через нее,  ее организации и учреждения осуществляются процессы формирования власти и сфер ее действия,  политической деятельности и принятия политических решений.

Политическую  систему мы попытаемся рассмотреть  с позиции  социологического знания,  как социальный феномен.  Подобное направление исследования политической системы утвердилось в западноевропейской науке в 30— 40-е годы нашего столетия; в это же время сформировалась самостоятельная отрасль социологического знания — «политическая социология»,  хотя обоснование социальной сущности политической системы было дано еще Платоном и Аристотелем.

Социологический подход к исследованию политической системы предполагает необходимость ее рассмотрения как одной из подсистем жизни общества,  как механизма,  преобразующего интересы и потребности социальных групп  (наций, классов, поколений и др.) в конкретные политические решения. Предметом изучения социологии являются политическое поведение и политическое сознание разных общностей людей по отношению к государству, партиям, социальным организациям и индивидам, а также политическое лидерство и политическое руководство.

Основой для выяснения сущности и назначения политической системы общества являются понятия «политика» и «политическое».

Политика  в переводе с древнегреческого означает  «искусство управлять государством», «государственные и общественные дела».

Среди социологических школ существуют различные толкования понятия  «политика».  Американская политическая социология,  как правило,  связывает это понятие прежде всего с деятельностью правительства,  признавая единственным субъектом политики государство.  Более широкое толкование предполагает понимание политики как сферы  «властных»  отношений,  где общественные группы,  социальные слои ведут борьбу за власть.  Через политику в полной мере выражаются воля и интересы определенных социальных общностей,  которым придается характер всеобщей обязанности.  Однако мудрой и эффективной может быть лишь такая политика, которая не игнорирует интересы других социальных групп,  ставит своей задачей преодоление конфронтации,  достижение состояния общественной консолидации. Определенная политика всегда проводится в жизнь через принятие политических решений, управленческую и регулирующую деятельность политической системы.

Общество  — это сложный социальный организм, включающий экономическую, политическую и духовную сферы жизнедеятельности людей,  каждая из которых имеет социальный срез.  Политическая система общества является целостной и относительно самостоятельной системой; в то же время она может быть рассмотрена как подсистема общества по признаку сферы жизнедеятельности социальных групп наряду с экономической и духовной.

Политическая  система —  необходимый элемент  социального развития.  В обществе существует множество социальных групп со своими потребностями,  на основе которых вырастают социальные интересы  (экономические,  политические, культурные и др.).  Эти социальные группы для координации своих отношений создают специальные политические организации,  устанавливая и применяя определенные правила.  Без этого,  как считал Т.  Гоббс,  в обществе была бы  «война всех против всех».  В этом главное социальное назначение политической системы общества.

На  политическую систему оказывают  существенное влияние все структурные элементы общества. Значение экономических факторов для формирования структуры и функционирования политической системы признается практически всеми социологическими школами.  Некоторые из них  (марксистское направление)  даже считают,  что экономика лежит в основе всех социальных процессов,  в том числе и политических. Состояние общественного сознания  (взгляды, идеи, чувства, духовная жизнь)  определяет форму,  облик и направление развития политической системы общества.  Очевидно,  что и социальная структура общества не может не оказывать влияния на политику и политическую систему,  так как именно в политике находят отражение интересы и потребности социальных групп.  Можно выделить целую группу психологических,  морально-этических,  личностных и других факторов,  от которых зависят структура и деятельность политической системы.

В то же время как подсистема общества политическая система обладает относительной самостоятельностью  (особенно на краткие исторические периоды)  и сама оказывает воздействие на все другие сферы жизни.  Она может определять направление развития экономики на конкретном этапе общественного развития, обусловливать в определенной степени содержание общественного сознания, придавать направленность формированию социальной структуры общества.   Политическая система, изменяя сложившуюся в обществе обстановку, способствует адаптации человека в этих условиях.  Сильное влияние политической системы на социальные явления характерно для российского общества на нынешнем этапе его развития.

Главным признаком политической системы  общества,  отличающим ее от других социальных систем,  является то,  что она всегда связана с формированием власти и сферой ее осуществления.

Согласно  наиболее распространенной в современной  социологической литературе точке зрения,  под политической системой понимается совокупность

различным образом взаимосвязанных формальных и неформальных организаций, осуществляющих определенные политические функции.

Системообразующим фактором политической системы общества выступают интересы классов,  социальных групп и слоев.  Мысленное предвосхищение результатов их удовлетворения проявляет себя как цель общественного развития.

Процесс взаимодействия между социальными  группами предполагает необходимость управления обществом,  а следовательно,  наличие центра принятия политических решений.  Для обеспечения непрерывности,  связанности,  координации управленческих действий возникают организации как средство осуществления поставленных целей.  Для таких организаций характерны:  устойчивое разделение действий в вертикальном и горизонтальном измерении организационной системы; строго определенный объем полномочий на всех позициях,  уровнях организации; наличие нормативной системы.

Основным  звеном политической системы является государство,  которое формирует организационные рамки всего общества. Политическая система возникла именно как государственная,  а иные политические организации включились в нее позже.

С возникновением политических партий начинают складываться партийные системы,  а взаимодействие их с государственными органами приводит к образованию партийно-государственных политических систем. Политические партии являются вторым важнейшим компонентом политической системы. Они выступают опосредующим звеном между социальными группами,  слоями,  классами,  с одной стороны,  и государством —  с другой,  участвуя в политической жизни и стремясь получить власть в целях реализации своих интересов.

В политическую систему общества могут  включаться политические движения, общественные организации (например, профсоюзы) по мере того, как они оказывают влияние на принятие политических решений,  а также средства массовой информации,  обеспечивающие взаимосвязь между государством и гражданским обществом.  Их роль настолько возросла в последнее время,  что средства массовой информации стали называть  «четвертой властью»,  вставшей в один ряд с законодательной, исполнительной и судебной.

Составной частью политической системы может  быть и церковь.  В такой системе материальным носителем связей и отношений являются церковные общины, монастыри,  монашеские ордена и др.  В истории были периоды,  когда монашеские ордена создавали свои государства  (например, Тевтонский орден). Ныне в мире есть страны,  в которых чрезвычайно велико влияние церкви на политическую жизнь (Иран, Афганистан и др.).

Политическая  система включает также политические традиции,  политическую культуру.

Основная  масса населения включается в  механизм функционирования политической системы путем воздействия на деятельность политических лидеров и правительств,  выражая свое отношение к ним и таким образом, удерживая их в определенных рамках. Это участие носит косвенный характер, ибо непосредственно в принятии политических решений основная масса населения не участвует.

Политическая  система общества не может функционировать  без нормативных основ, определяющих правила, образцы, принципы ее деятельности. Ведущее место в них принадлежит нормативной системе государства — праву. Политические партии, различные общественные организации создают свою нормативную систему, которая находит отражение в их документах: программах, декларациях и т. д. Главную роль играют нормы правящих партий, так как они отражаются в решениях, принимаемых государственными органами.  Формальную нормативную систему  (право и др.) дополняет неформальная  (обычаи,  традиции),  которая может оказывать существенное влияние,  например,  на способы проведения парламентских дебатов, методы разрешения конфликтных ситуаций и т. п. Каждый из элементов политической системы наделен определенными,  но не равными властными функциями. Особое место в ней занимает государство.

Информация о работе Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе