Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, практическая работа
Проблемы политической культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей. Г. Спенсер, например, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно отмечал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он подчеркивал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: «этику идеи» и «этику ответственности». Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию политического идеала; вторая — строгий учет всех последствий политических акций и готовность отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Политическая система общества как регулятор социальной жизни…….. 4
1.1. Политическая система общества: структура и функции…………4
1.2. Политическое сознание и политическая культура……………….7
2. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………………………….8
2.1. Понятие политической партии…………………………………….. 9
2.2. Понятие политической системы общества……………………..... 10
2.3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов……………………………………………………………………. 11
2.4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………..12
3. Функции политической культуры…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы и источников……………………………………………17
В силу диалектического
характера существования мира, общества
и самой
политической системы все ее элементы,
или политические институты, тесно
взаимосвязаны. Так, государство осуществляет
все важнейшие функции
управления обществом. Но многие из этих
функций, хотя и иными средствами,
осуществляют другие политические институты.
Например, культурно-
образовательную функцию в немалой степени
осуществляют наряду с
государством и общественные объединения,
а также средства массовой
информации, пропагандируя, публикуя,
показывая различные произведения
культуры, формируя у населения потребность
определенного отношения к
культуре, образованию. Политические партии,
придя к власти в государстве,
через государственные органы и своих
представителей проводят определенную
политику и также осуществляют управление
обществом.
2.4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества.
И еще раз понятие
политической партии, поскольку они
играют весьма
значительную и все более возрастающую
роль в современной политической
системе общества.
Политическая партия
(от лат. партис — часть чего-либо) — это
организованная группа единомышленников,
представляющая интересы
определенной части народа и ставящая
своей целью их реализацию путем
завоевания государственной власти или
участия в ее осуществлении.
Политические группы, именовавшиеся партиями,
были известны еще в
Древней Греции со времен Аристотеля.
Тогда они представляли собой, как
правило, группы в поддержку какого-либо
политического деятеля (так
называемые клиентелы). Обеспечивая известную
координацию своих действий и
усилий, клиентелы быстрее достигали поставленных
целей в интересах
определенной личности и ее приближенных.
Политические партии
в их современном понимании возникли
сравнительно
недавно — в XIX в. Наиболее ярко партийное
влияние и противостояние
выразились в это время в Англии и в США.
Позднее, к началу XX в.,
политические партии стали все больше
отражать и отстаивать интересы уже не
столько отдельных индивидов, сколько
определенных слоев населения, классов
и других социальных групп.
Политические партии
существенно отличаются от внешне похожих
на них
других политических объединений (союзов,
движений и т.п.) по ряду
специфических признаков. Признаки политической
партии:
- Основная цель деятельности
— завоевание и осуществление
политической власти в обществе.
- Наличие детально разработанной
политической программы и устава
партии.
- Наличие организационной структуры в центре и на местах.
- Активное участие в выборных
кампаниях. Сила политических партий во
многом определяется их организованностью,
соединением усилий их
членов. В силу этого обстоятельства они
способны гораздо в большей
степени, чем отдельные индивиды или другие
общественные группы,
влиять на политику и общественное мнение.
Путем своего
представительства в структурах власти
партии более эффективно
решают вопросы реализации политических
интересов представляемой ими
политической общности и соответствующих
социальных групп.
Выделяют различные виды партий:
1. По социальному
признаку — в зависимости от
того, какие социальные слои (страты)
представляет данная партия. При этом
может быть четко
выраженная ориентация на определенный
социальный слой (класс).
Встречаются также межклассовые и смешанные
партии, представляющие более
широкие слои различных социальных общностей.
В результате возникают
партии: буржуазные (в том числе мелко-
и средне-буржуазные),
крестьянские, рабочие, партии служащих
и др. Как правило, политические
партии декларируют свои особые интересы
как благоприятные для всего
общества и его слоев.
2. По идейному (идеологическому)
признаку различают консервативные,
либеральные, социалистические, коммунистические,
националистические,
клерикальные (религиозные) и другие партии.
3. По организационной выделяют:
- Кадровые партии — характеризуются
значительной внутрипартийной
свободой, отсутствием фиксированного
членства. Местные комитеты,
состоящие из активистов, не стремятся
к расширению собственных
рядов. Их деятельность направлена главным
образом на выяснение
мнений и ожиданий избирателей, подбор
кандидатов во власть. Как
правило, активность таких партий ограничена
периодом предвыборной
борьбы.
- Массовые партии имеют
жесткое фиксированное членство, уплату
членских взносов. Они проводят постоянную
организационную и
идеологическую работу. Им свойственна
высокая партийная дисциплина.
Фракции таких партий в парламентах весьма
зависимы от решений
высших партийных органов. Организационная
основа массовых партий —
первичные организации (ячейки). Во многом
внутренняя организация и
работа таких партий отражает их понимание
необходимости устройства
жизни общества.
4. Традиционно также
деление политических сил, в
том числе партий, в
зависимости отихориентации и методов
достижения целей на так называемые
«левые» и «правые». Согласно классической
терминологии, левые партии,
как правило, исповедуют социалистические,
коммунистические ценности и
соответственно радикально-революционные
методы их достижения. Правые
партии в основном ориентируются на консервативные
буржуазные ценности,
стабильность политической системы, отрицание
коммунистических идеалов и
революционных методов переустройства
общества.
Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.
5. По отношению к
существующему режиму
оппозиционные.
Правящими считаются
партии, которые победили на выборах
и
(главное) сформировали правительство.
Правящая партия (или партийная коалиция
нескольких партий, объединившихся в единый
блок) проводит собственный политический
курс через «своего» премьер-министра
и членов кабинета министров.
Как правило, это возможно
только в условиях парламентской
республики,
в то время как президентской республикой
может руководить президент,
представляющий в парламенте партию меньшинства.
И в этом случае даже победа
на выборах не обеспечивает ведущей политической
партии статуса правящей
(Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ
в 1995 г. на выборах не дал
им возможности сформировать правительство
России в условиях президентской
республики). Поэтому главный признак
правящей партии — возможность
самостоятельного формирования правительства.
Оппозиционными партиями
считаются те, которые лишены реальной
возможности влиять на формирование правительства
и находятся в
очевидной оппозиции к политике действующего
правительства. Их сверхзадача — завоевание
власти на следующих выборах и смена существующего
правительства. Для этого ими активно
используются критика существующего правительства
за его ошибки, жесткий контроль над действиями
властей, проверяемых на соответствие
конституции и законам, предложения обществу
альтернативных проектов развития страны.
Партийные системы. Под
партийной системой понимают совокупность
существующих в обществе политических
партий и их взаимосвязь. С ростом
неоднородности общества, как правило,
пропорционально увеличивается и
количество существующих партий, отражающих
интересы определенных социальных общностей.
Традиционно выделяют три разновидности
партийных систем: монопартийную, двухпартийную
и многопартийную.
• При монопартийной
системе власть в обществе контролирует
одна партия
(КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило,
такая система характерна для
тоталитарного общества. Преимущества
многопартийности проявляются в
концентрации сил и средств общества на
решении конкретных экономических и
социальных задач. Однако такая «экономия»
очень часто нивелируется и
перекрывается другими негативными моментами.
«Любая монополия ведет к
загниванию» — данный классический тезис
в полной мере относится и к
политической сфере жизни общества. Застой
в политической и, как следствие,
в экономической и социальной сферах,
бюрократизация управления неизбежно
приводят к ухудшению важнейших социальных
и экономических показателей. Об
этом красноречиво свидетельствует опыт
нескольких десятков социалистических
стран и других однопартийных режимов.
• Двухпартийная система
характерна в основном для стран,
в
которых существует устойчивая однородная
социальная и
культурная среда с традиционными ценностями,
поддерживаемыми
большинством членов данного общества.
В этом случае лишь две ведущие партии
(даже при формальном наличии других) составляют
реальные конкурирующие
политические структуры. Они различаются
в основном подходами к решению
практически одних и тех же задач (республиканцы
и демократы — в США,
лейбористы и консерваторы — в Великобритании).
В Западной Европе
двухпартийная система часто представлена
партиями либерального курса
(минимальное вмешательство государства,
стабильность условий, саморазвитие
рынка) и сторонниками социал-демократического
развития (высокая социальная
защищенность, усиление влияния государства
на экономику в виде увеличения
налогового давления на большой капитал).
Такие политические качели (партии,
сменяющие друг друга у власти) позволяют
достаточно эффективно сочетать и
развитие экономики, и интересы различных
слоев населения.
• Многопартийная система
предполагает реальную борьбу за власть
более
чем двух партий. В конечном счете, раздробленность
политических сил
приводит партии со сходной политической
ориентацией к необходимости поиска
компромисса и объединения для создания
межпартийной коалиции в парламенте в
целях завоевания большинства и возможности
формирования коалиционного
кабинета министров. Недостатки данной
системы — частые правительственные
кризисы при обычном расхождении интересов
внутри правительственной коалиции или
при невозможности ее создания.
3. Функции политической культуры.
В
рамках функциональных методоло
К функциям политической культуры относят:
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.
К
исследованию политической культуры общества
часто обращается политическая социология.
Фактор культуры и её влияния на
политику не только позволяет предсказывать
вероятные модели поведения электората.
В более широкой перспективе
политическая культура общества взаимодействует
с институциональной системой. В
рамках этого взаимодействия происходит
взаимовлияние, что ведет к трансформации
институциональной и
Заключение:
Подведя итог можно сделать вывод что процесс формирования политической культуры сложный и длительный. В нем большую роль играет политическая традиция, придающая политическим ценностям конкретно-историческое и национальное содержание. И у нас в стране есть свои политические традиции, корни которых в самобытности казахской истории и казахского национального характера, «в верованиях народа». Перспективы политической системы как регулятора социальной жизни общества представляются достаточно оптимистичными, хотя управление сложным индустриальным обществом потребует большего государственного вмешательства и регулирования. Государство сможет эффективно выполнять свои функции только в том случае, если оно окажется способным объединить граждан и всех субъектов политической системы, политики вокруг общего интереса.