Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, практическая работа

Описание работы

Проблемы политической культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей. Г. Спенсер, например, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно отмечал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он подчеркивал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: «этику идеи» и «этику ответственности». Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию политического идеала; вторая — строгий учет всех последствий политических акций и готовность отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Политическая система общества как регулятор социальной жизни…….. 4
1.1. Политическая система общества: структура и функции…………4
1.2. Политическое сознание и политическая культура……………….7
2. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………………………….8
2.1. Понятие политической партии…………………………………….. 9
2.2. Понятие политической системы общества……………………..... 10
2.3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов……………………………………………………………………. 11
2.4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………..12
3. Функции политической культуры…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы и источников……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Семестр. раб по Политологии.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

В силу диалектического  характера существования мира, общества и самой 
политической системы все ее элементы, или политические институты, тесно 
взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции 
управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, 
осуществляют другие политические институты. Например, культурно- 
образовательную функцию в немалой степени осуществляют наряду с 
государством и общественные объединения, а также средства массовой 
информации, пропагандируя, публикуя, показывая различные произведения 
культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к 
культуре, образованию. Политические партии, придя к власти в государстве, 
через государственные органы и своих представителей проводят определенную 
политику и также осуществляют управление обществом.

 

2.4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

И еще раз понятие  политической партии, поскольку они  играют весьма 
значительную и все более возрастающую роль в современной политической 
системе общества.

Политическая партия (от лат. партис — часть чего-либо) — это 
организованная группа единомышленников, представляющая интересы 
определенной части народа и ставящая своей целью их реализацию путем 
завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. 
Политические группы, именовавшиеся партиями, были известны еще в 
Древней Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как 
правило, группы в поддержку какого-либо политического деятеля (так 
называемые клиентелы). Обеспечивая известную координацию своих действий и 
усилий, клиентелы быстрее достигали поставленных целей в интересах 
определенной личности и ее приближенных.

Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно 
недавно — в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние 
выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., 
политические партии стали все больше отражать и отстаивать интересы уже не 
столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов 
и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих  на них 
других политических объединений (союзов, движений и т.п.) по ряду 
специфических признаков. Признаки политической партии:

- Основная цель деятельности — завоевание и осуществление 
политической власти в обществе.

- Наличие детально разработанной политической программы и устава 
партии.

- Наличие организационной структуры в центре и на местах.

- Активное участие в выборных кампаниях. Сила политических партий во 
многом определяется их организованностью, соединением усилий их 
членов. В силу этого обстоятельства они способны гораздо в большей 
степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, 
влиять на политику и общественное мнение. Путем своего 
представительства в структурах власти партии более эффективно 
решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими 
политической общности и соответствующих социальных групп.

Выделяют различные  виды партий:

1. По социальному  признаку — в зависимости от  того, какие социальные слои (страты) представляет данная партия. При этом может быть четко 
выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс). 
Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более 
широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают 
партии: буржуазные (в том числе мелко- и средне-буржуазные), 
крестьянские, рабочие, партии служащих и др. Как правило, политические 
партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего 
общества и его слоев.

2. По идейному (идеологическому) признаку различают консервативные, 
либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, 
клерикальные (религиозные) и другие партии.

3. По организационной  выделяют:

- Кадровые партии — характеризуются значительной внутрипартийной 
свободой, отсутствием фиксированного членства. Местные комитеты, 
состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных 
рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение 
мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как 
правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной 
борьбы.

- Массовые партии имеют жесткое фиксированное членство, уплату 
членских взносов. Они проводят постоянную организационную и 
идеологическую работу. Им свойственна высокая партийная дисциплина. 
Фракции таких партий в парламентах весьма зависимы от решений 
высших партийных органов. Организационная основа массовых партий — 
первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и 
работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства 
жизни общества.

4. Традиционно также  деление политических сил, в  том числе партий, в 
зависимости отихориентации и методов достижения целей на так называемые 
«левые» и «правые». Согласно классической терминологии, левые партии, 
как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности и 
соответственно радикально-революционные методы их достижения. Правые 
партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, 
стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов и 
революционных методов переустройства общества.

Между этими двумя  полюсами политических сил находится  весьма обширный и разнородный по составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики.

5. По отношению к  существующему режиму различают  партии правящие и 
оппозиционные.

Правящими считаются  партии, которые победили на выборах  и 
(главное) сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинета министров.

Как правило, это возможно только в условиях парламентской  республики, 
в то время как президентской республикой может руководить президент, 
представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа 
на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей 
(Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. на выборах не дал 
им возможности сформировать правительство России в условиях президентской 
республики). Поэтому главный признак правящей партии — возможность 
самостоятельного формирования правительства.

Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной 
возможности влиять на формирование правительства и находятся в 
очевидной оппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, жесткий контроль над действиями властей, проверяемых на соответствие конституции и законам, предложения обществу 
альтернативных проектов развития страны.

Партийные системы. Под  партийной системой понимают совокупность 
существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь. С ростом 
неоднородности общества, как правило, пропорционально увеличивается и 
количество существующих партий, отражающих интересы определенных социальных общностей. Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную.

• При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия 
(КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило, такая система характерна для 
тоталитарного общества. Преимущества многопартийности проявляются в 
концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономических и 
социальных задач. Однако такая «экономия» очень часто нивелируется и 
перекрывается другими негативными моментами. «Любая монополия ведет к 
загниванию» — данный классический тезис в полной мере относится и к 
политической сфере жизни общества. Застой в политической и, как следствие, 
в экономической и социальной сферах, бюрократизация управления неизбежно 
приводят к ухудшению важнейших социальных и экономических показателей. Об 
этом красноречиво свидетельствует опыт нескольких десятков социалистических 
стран и других однопартийных режимов.

• Двухпартийная система  характерна в основном для стран, в 
которых существует устойчивая однородная социальная и 
культурная среда с традиционными ценностями, поддерживаемыми 
большинством членов данного общества. В этом случае лишь две ведущие партии 
(даже при формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие 
политические структуры. Они различаются в основном подходами к решению 
практически одних и тех же задач (республиканцы и демократы — в США, 
лейбористы и консерваторы — в Великобритании). В Западной Европе 
двухпартийная система часто представлена партиями либерального курса 
(минимальное вмешательство государства, стабильность условий, саморазвитие 
рынка) и сторонниками социал-демократического развития (высокая социальная 
защищенность, усиление влияния государства на экономику в виде увеличения 
налогового давления на большой капитал). Такие политические качели (партии, 
сменяющие друг друга у власти) позволяют достаточно эффективно сочетать и 
развитие экономики, и интересы различных слоев населения.

• Многопартийная система  предполагает реальную борьбу за власть более 
чем двух партий. В конечном счете, раздробленность политических сил 
приводит партии со сходной политической ориентацией к необходимости поиска 
компромисса и объединения для создания межпартийной коалиции в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного 
кабинета министров. Недостатки данной системы — частые правительственные 
кризисы при обычном расхождении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания.

 

3. Функции политической культуры.

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

К функциям политической культуры относят:

  • интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии;
  • сохранение и развитие основ политической деятельности;
  • проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права;
  • проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов;
  • профетическая, прогностическая в отношении развития;
  • апробации и верификации политических кадров;
  • синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.

Роль  политической культуры состоит в  снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать  вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе  политическая культура общества взаимодействует  с институциональной системой. В  рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации  институциональной и политической системы с одной стороны и  политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного  типа гражданской культуры связывают  успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах, а также в странах Африки и Латинской Америки.

 

 

Заключение:

Подведя итог можно сделать вывод что процесс формирования политической культуры сложный и длительный. В нем большую роль играет политическая традиция,  придающая политическим ценностям конкретно-историческое и национальное содержание.  И у нас в стране есть свои политические традиции,  корни которых в самобытности казахской истории и казахского национального характера, «в верованиях народа». Перспективы политической системы как регулятора социальной жизни общества представляются достаточно оптимистичными,  хотя управление сложным индустриальным обществом потребует большего государственного вмешательства и регулирования.  Государство сможет эффективно выполнять свои функции только в том случае,  если оно окажется способным объединить граждан и всех субъектов политической системы, политики вокруг общего интереса.

Информация о работе Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе