Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, практическая работа

Описание работы

Проблемы политической культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей. Г. Спенсер, например, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно отмечал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он подчеркивал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики. М. Вебер исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: «этику идеи» и «этику ответственности». Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию политического идеала; вторая — строгий учет всех последствий политических акций и готовность отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее «этики ответственности», чем «этики идеи».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Политическая система общества как регулятор социальной жизни…….. 4
1.1. Политическая система общества: структура и функции…………4
1.2. Политическое сознание и политическая культура……………….7
2. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………………………….8
2.1. Понятие политической партии…………………………………….. 9
2.2. Понятие политической системы общества……………………..... 10
2.3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов……………………………………………………………………. 11
2.4. Роль политических партий в функционировании политической системы общества……………………………………………………………..12
3. Функции политической культуры…………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы и источников……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Семестр. раб по Политологии.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

 

1.2.  Политическое сознание и политическая культура.

Политическая  культура —  это один из основных элементов,  составляющих духовный потенциал общества.  Она выражает суть социально-политической системы,  определяет  «правила игры» в политике, базовые политические ценности и основные общественные цели,  отражает многообразие политической жизни, оказывая решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина.  Без политической культуры говорить о человеке как о социально значимой личности трудно.  Политическая культура помогает выяснить социальные интересы и предпочтения граждан и социальных групп,  степень осознания людьми их общественных задач и их практическую роль в политической жизни.  Уровень политической культуры во многом определяет общекультурный уровень отдельной личности, социальной общности и общества в целом.

Политическая  культура рассматривается некоторыми социологами как один из наиболее важных компонентов политической сферы жизни общества,  в которую входят наряду с ней политические институты,  партии, заинтересованные политические группы, избирательная система и т.д. Особенность ее в том,  что она концентрирует внимание на базовых ценностях,  эмоциональных переживаниях и охватывает не то,  что происходит в мире политики,  а скорее идеи,  отношения, мнения по поводу политики. Следует различать такие понятия,  как  «политическая культура общества»  и  «политическая культура личности».  Политическая культура индивида основывается на политической культуре общества и является его частью. Но личное восприятие политических ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе, т. е. политическая культура личности не сводима к политической культуре общества.

В структуре политической культуры можно  выделить три группы элементов.

1. Познавательные элементы - это знания о политике,  которые отражают сущность политической действительности,  тенденции ее изменения,  основные черты и свойства. Они составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно, прежде всего, постоянное  «изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми,  соединенными в обществе?»- Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, способность к политическому мышлению.

2. Эмоционально-оценочные элементы - это чувства,  испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике,  социальная позиция личности.  Обобщенным критерием эмоционально-оценочных элементов политической культуры является гражданственность.  Отношение к власти,  государству,  политическим институтам может быть позитивным или негативным.  Примером устойчиво позитивного отношения к власти является позиция населения Великобритании. Эта страна имеет достаточно стабильную политическую систему, основанную на уверенности граждан в том,  что правительство будет пользоваться властью в соответствии с установившимися традициями и законами.

Политическую  культуру США и стран Западной Европы Г. Алмонд и С. Верба назвали культурой гражданственности, так как она обеспечивает наиболее органично сочетание свободы гражданина и стабильности политической системы.  Во всех цивилизованных странах отношений граждан к политическим институтам, государству, власти постоянно изучается социологическими организациями, которые разрабатывают рекомендации для различных субъектов управления.

3. Поведенческие элементы – это различные формы участия граждан в политической деятельности.  Важнейшим элементом выступает политическое поведение,  т.  е.  проявление широкой системы общественных отношений,  которой целостно взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности,  политическая социализация,  социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

Существуют  и другие формы политического  участия  (коллективные и индивидуальные).  Как правило,  граждане вовлекаются  в политику периодами (предвыборная кампания,  подготовка и проведение референдума,  акции в связи  с принятием властями непопулярного  в общественном мнении политического  решения).

Развитие  политической культуры является органичной частью развития духовной культуры общества, перехода ее на более высокие ступени. Если принять мысль французских  просветителей о том,  что общество,  основанное на началах разума и справедливости,  есть цивилизованное общество,  то тогда  политическая цивилизованность будет  означать осуществление политики и  реализацию власти в интересах людей,  гражданского общества,  социального  прогресса.  Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политической культуры общества и конкретных индивидов.

 

2. Роль политических партий в функционировании политической системы общества.

Одним из важнейших  субъектов политических отношений  в либеральной 
демократии являются партии. Именно в них конкретно выражаются 
основополагающие принципы демократии – политический плюрализм, 
представительство, выборность должностных лиц.

Основные партии в  их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных конфликтах и взаимной ротации у власти рассматриваются как единая партийная система, во многом – определяющая жизнеспособность и функционировании всей политической системы в целом.

Говорить о партиях  – это, значит, поднимать вопросы  об их месте и роли в 
политической системе, их функциях, социальном составе и электорате, их 
организационной структуре, типах, формах и т.д.

Политическую жизнь  общества можно рассматривать в  разных аспектах. С одной стороны, ее важнейшим атрибутом является взаимосвязь существующих 
политических институтов, составляющих так называемую политическую систему 
общества. С другой стороны, она выражается в совокупности происходящих в 
обществе политических процессов, в которых задействованы разнообразные 
политические, институты. Ниже же речь пойдет о политических партиях, 
политической системе общества и о роли этих политических партий в 
функционировании политической системы общества.

 

 

2.1. Понятие политической партии.

Усвоить историю и  историографию политических партий трудно без 
понимания некоторых теоретико-методологических проблем. Среди них на первое место выдвигается определение сути партии как общественно-политического явления.

Понятие «партия» происходит от латинского partis (часть) и означает 
организованную группу людей, объединенных общими идеями и интересами. То же относится и к «политической партии», но здесь стоит добавить, что последняя 
представляет собой организацию политического характера, которая выражает 
интересы общественного класса или определенного социального слоя, 
объединяет наиболее активных их представителей в процессе достижения 
поставленных целей.

В 1906 г. попытку сформулировать суть партии предпринял Ю.О. Мартов. 
Он отметил, что это — «союз людей единомыслящих, ставящих себе одни и те же 
цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в 
государственной жизни».

Для возникновения  партий необходимы соответствующие  объективные и 
субъективные факторы. Важнейший объективный фактор — наличие определенного уровня социально-экономического развития. Не случайно партии часто возникают на капиталистической стадии развития человеческого общества, 
более точно — в эпоху становления и утверждения капитализма, когда люди, 
объединенные в классы, имеют общие интересы и устремления и, следовательно, 
появляются условия, способствующие противоборству между ними. Это не 
противоречит тому, что сам термин «партия» употреблялся и ранее, например в 
XV—XVI вв. Однако только тогда, когда развернулась борьба между феодалами и 
нарождавшейся буржуазией и последняя стала выражать свою групповую волю, 
можно говорить о готовности общества к появлению партий и противоборстве 
между ними.

Среди субъективных факторов отметим осознание своих политических 
идеалов передовыми элементами общества. Основная масса людей к этому еще, 
может быть, не готова — тогда формирующаяся партия разъясняет им свои цели 
и задачи. Исторический опыт свидетельствует о том, что нередко устремления 
класса (слоев, групп) сознают раньше не их непосредственные представители, 
а выходцы из других классов (слоев, групп), более образованные, но уже 
порвавшие связь со средой происхождения. Это интеллигенты; именно они в 
большинстве случаев становятся организаторами и вождями партий. Причины 
этого явления разные. Установлено, что сознание не всегда адекватно 
отражает интересы людей. Известно, что партии по политической структуре не 
отличаются так резко, как классы в экономической жизни общества. На партию 
и ее программу влияют национальные, религиозные и другие общечеловеческие 
факторы. Наконец, тот или иной класс вследствие своей неоднородности 
(социальной и национальной) может иметь несколько партий, зачастую 
вступающих между собой в борьбу.

В целом же вопрос о  социальной и классовой базе партий слабо изучен. В 
связи с этим приведем несколько положений из политологии. 
Первое. Социальная база партии включает в себя не только классы, но и 
слои и группы, людей. Второе. Социальный состав — не зеркальное отражение 
социальной базы, так как у большинства партий, кроме ее основного 
классового костяка, имеются примкнувшие представители других слоев и групп. 
Третье. Социальная база и политика партии диалектически взаимосвязаны, 
определяющей здесь является социальная база, но и политика может играть 
известную независимую роль. Четвертое. Исторический опыт России и других 
стран свидетельствует о том, что далеко не всегда политические партии 
проводят в жизнь и отстаивают те программные цели, которые они декларируют, 
а следовательно, зачастую неадекватно выражают интересы тех социальных 
слоев, от имени которых они выступают. Пятое. Социальная база — явление не 
статичное, а динамичное, она меняется в зависимости от стратегии и тактики 
партии. Шестое. Облик партии, в том числе и ее социальная база, зачастую 
связан с субъективным фактором — линией поведения ее лидеров. 

2.2. Понятие политической системы общества.

Данное понятие —  одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно 
ново, введено в научный оборот в 50—60-е годы XX в. Смысл понятия «система» 
заимствован из биологии (Л. Фон Берталанфи) и означает наличие некой 
целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. 
Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими 
внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана в первую очередь  с именами 
американских социологов и политологов. Социолог Т. Пирсоне 
(1902—1979), автор книга «Социальная система» (1952 г.), анализирует 
общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, 
социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции. 
Д. Истон, основоположник системного подхода в политологии, в работах 
«Политическая система» (1953 г.) и «Системный анализ для политической 
жизни» (1965 г.) рассматривает политическую систему как механизм 
формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и 
ценностей общества. При этом функционирование политической системы должно 
убеждать граждан в справедливости такого распределения и предотвращать 
возникновение по этому поводу конфликтов между членами общества. Системе 
необходимо адекватно реагировать на внутреннее и внешнее воздействия. 
Устойчивость политической системы, по мнению Д. Истона, во многом 
определяется обратной связью. Наличие информации о состоянии системы и 
реакции людей на деятельность властей должны побуждать последние к 
соответствующим действиям. Поддержка обществом политической системы и в 
конечном счете ее жизнеспособность напрямую зависят от способности властей 
реагировать на внешние и внутренние сигналы, снимать напряженность в 
обществе.

Американский политолог, пионер в исследовании политической культуры, 
профессор Стенфордского университета Гебриел Алмонд характеризует 
политическую систему как поддерживающую порядок в обществе. Все ее 
институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие 
удовлетворение потребностей системы через выполняемые ее элементами 
функции. При этом Г. Алмонд основное внимание уделяет не институтам 
политической системы, а выполняемым системой функциям, в первую очередь 
взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также 
функциям адаптации и сохранения системы.

В отечественной литературе политическую систему общества нередко 
определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих 
государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую 
власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути, 
она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, 
руководство и управление им. Деятельность политической системы общества 
направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов.

 

2.3. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических 
институтов.

К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов.

Первым и главным институтом политической системы общества стало государство — в отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект 
осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром 
политической системы любого общества.

Другим важным институтом политической системы общества являются 
политические партии, представляющие интересы различных классов и социальных общностей. Они появились значительно позднее возникновения государства. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно-политические движения, различные лоббистские группы. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывает также церковь. По времени появления в политической системе общества одним из самых молодых ее элементов можно считать средства массовой информации. Они оказывают весьма существенное влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это касается прессы и особенно радио и телевидения.

Информация о работе Политическая культура и ее роль в развитии и функционировании политических процессов в обществе