Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:20, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии.
Можно заключить, что демократический режим владеет следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет её правом решать вопросы, делая упор на собственное мировоззрение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в согласовании с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — лишь та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
3. Для демократического режима типично разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветки власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (методом одобрения либо критики в средствах массовой информации, демонстраций либо лоббистской деятельности, роли в предвыборных кампаниях). Политическая роль народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. принципиальной чертой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- либо многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений страны и людей.
Авторитарный политический режим (авторитаризм).
Одним из более распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания способов правления может варьироваться от равномерно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение меж тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит традиционно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) либо маленькое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) либо группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их воспринимает по своему усмотрению.
Народ в таковых режимах практически отстраняется от формирования гос.власти и контроля за ее деятельностью.
3. Опора (настоящая либо возможная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и воспользоваться популярностью посреди широких слоёв населения. Но он владеет достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению употреблять силу и принудить людей к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не постоянно итог законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Часто оно разъясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, к примеру, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме может быть существование ограниченного числа партий, профсоюзов и остальных организаций, близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от полного контроля над обществом, невмешательство либо ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и до этого всего в экономику. Власть занимается основным образом вопросами своей сохранности, публичного порядка, обороны, наружной политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить довольно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентоспособной электоральной борьбы.
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но все эти партии обязаны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в неприятном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные способы экзекуции. Личность в авторитарном государстве практически не может воспользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий собственной сохранности в её взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полная ценность интересов страны над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть понимает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая популяцию в обычный объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не уникальность и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противоборствует демократический режим, до этого всего более современная форма последнего - либерально-демократический режим.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их настоящей перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
- сравнимо высокую способность обеспечивать политическую стабильность и публичный порядок,
- мобилизировать публичные
- преодолевать сопротивление политических врагов.
Т.Е. Авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных публичных реформ.
К слабым относят:
- ограниченность институтов
- полную зависимость политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих,
- отсутствие у людей
Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).
Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (полным) контролем страны над всеми сферами жизни общества.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Наиболее выдающимися тоталитарными государствами были Италия и Германия.
Формирование политических тоталитарных режимов стало вероятным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не лишь всеобъемлющий контроль над личностью, но и полное управление её сознанием, в особенности в периоды социально-экономических кризисов.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Фактически управление смотрится как выполнение команд сверху, при котором инициатива практически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления стают простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.
Понятие тоталитарного режима было создано в творчестве ряда германских мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше неких остальных авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.
Таковым образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.
Политическое значение ему в первый раз дали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для свойства итало-фашистского режима.
Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалась на базе анализа и обобщения режимов фашистской
Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного исследования политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы.
Тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений либо революций, появляться в итоге внутренних противоречий либо быть навязанными извне.
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, есть признаки, которые характерны в особенности лишь тоталитаризму и отличающие все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии:
- всеобщая государственная
- монополия страны на средства массовой информации,
- монополия страны на все средства вооружения,
- жестко централизованный контроль над экономикой,
- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим фаворитом, то есть только одаренным и наделенным особым даром,
- особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе.
Суть различий в отношениях страны с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.
Правительство стремится к глобальному господству над всеми сферами публичной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм.
Особенности организации тоталитарной системы гос.власти:
- глобальная централизация общес
- господство репрессивных
- упразднение представительных органов власти;
- монополия правящей партии и интеграция её и всех остальных общественно-политических организаций конкретно в систему гос. власти.
Легитимация власти основывается на прямом насилии, гос. идеологии и личной приверженности людей вождю, политическому фавориту
(харизме). Правда и свобода личности практически отсутствуют. Очень принципиальным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Традиционно на эту роль выдвигаются харизматические личности.
Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
В итоге этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и гос. должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.
Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и полный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной милиции и служб сохранности с помощью крайних способов действия вынуждает общество жить в состоянии ужаса. В таковых государствах конституционные гарантии или не существовали, или нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и внедрения пыток.
Кроме того, тоталитарный режим поощряет и обширно употребляет доносительство, сдабривая его «великой идеей», к примеру, борьбой с неприятелями народа. Поиск и мнимые происки противников стают условием существования тоталитарного режима. Конкретно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Таковыми органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для заслуги целей эти органы могли делать всё, что угодно. Деяния их направлялись властью не лишь против отдельных людей, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина указывает огромную власть страны и беспомощность рядовых людей.
Для тоталитарных режимов принципиальным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ.
Твердый централизованный контроль над экономикой – принципиальная черта тоталитарного режима. Тут контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает нужную политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в других сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. К примеру, люди против воли могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
Милитаризация - также одна из главных черт тоталитарного режима. Мысль о военной угрозе, становится нужной, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по собственной сути и злость помогает достичь сходу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические трудности военным методом. Злость при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - главные опоры тоталитаризма.