Политические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Смысловой компонент всегда закреплен в конкретном политическом акте, а его содержание, характер и другие значимые параметры непосредственно обусловлены качеством идеологии агента. Природа политических отношений может здесь рассматриваться как социальный феномен, формирующийся в процессе осуществления политической коммуникации. Социальная природа политической коммуникации формируется абстрактными символами, представляющими из себя ту форму выражения природы политических отношений, через которую социальные субъекты наделяются необходимыми для осуществления политических коммуникаций возможностями.
.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. стр. 2
1. Понятие политических отношений. Содержание, формы и типология
политических отношений…………………………………..…………………... стр. 3
2. Субъекты и объекты политических отношений ………………………… стр. 9
3. Политическое пространство и время ………………………………….….. стр.15
4. Политические интересы …………………………….………………….…… стр. 17
5. Правовое регулирование политических отношений…………………….. стр.19
Заключение ……………………………………..………………………….……. стр. 23
Список использованной литературы ………………………………………... стр.24

Файлы: 1 файл

политические отношения.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

Введение ………………………………………………………………………….. стр. 2

1. Понятие политических отношений. Содержание, формы и типология

политических  отношений…………………………………..…………………... стр. 3

2. Субъекты и объекты политических отношений ………………………… стр. 9

3. Политическое пространство и время  ………………………………….….. стр.15

4. Политические интересы …………………………….………………….…… стр. 17

5. Правовое регулирование политических отношений…………………….. стр.19

Заключение  ……………………………………..………………………….……. стр. 23

Список  использованной литературы ………………………………………...  стр.24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В основе природы политических отношений  формируются все компоненты осуществления  властных полномочий и организация  политического пространства страны, система принятия решений, которые полностью определяют перспективы устойчивого политического развития.

     Любое конкретное качество природы политических отношений, позволяющее считать  его социально-экономическим, а равно и политическим – не есть нечто присущее природе политики объективно. Оно может быть обусловлено направленностью нашего наиболее значимого интереса, формирующегося в рамках практического опыта, к оценке которого мы прибегаем в каждом отдельном случае.

     Смысловой компонент всегда закреплен в  конкретном политическом акте, а его  содержание, характер и другие значимые параметры  непосредственно обусловлены качеством идеологии агента. Природа политических отношений может здесь рассматриваться как социальный феномен, формирующийся в процессе осуществления политической коммуникации. Социальная природа политической коммуникации формируется абстрактными символами, представляющими из себя ту форму выражения природы политических отношений, через которую социальные субъекты наделяются необходимыми для осуществления политических коммуникаций возможностями.

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие политических отношений.

Содержание, формы и типология  политических отношений.

     Каждый  человек ежедневно вступает в  самые разнообразные отношения: экономические, юридические, семейные, профессиональные и т. д. Эти отношения  могут возникать как с отдельными гражданами, так и с группами людей, объединениями, организациями и  даже государством в целом.

Характер  социальных отношений может быть весьма различным - от приятельского общения с друзьями, любви и официальных контактов, до ненависти, конфронтации и вооруженных конфликтов. От чего же зависит характер взаимоотношений между людьми? Очевидно, главными являются следующие факторы:

     1. Личностные особенности человека, его психологическое состояние.

     2. Социальный статус личности или  социальной группы, т.е. их положение  относительно других индивидов,  групп, определяемое конкретными  для данной общественной системы  признаками (экономическими, профессиональными,  социально-поселенческими и др.).

     3. Социометрические факторы, то  есть взаимоотношения внутри  конкретной социальной группы, в  которую входит данный индивид.

     4. Тип общественного устройства  данного государства, его отношение  к определенной социальной группе  и конкретному человеку.

     5. Международные факторы.

Все эти  факторы особенно ярко проявляются  в отношениях с властью и ее институтами. Существует древнее изречение, утверждающее, что одно из самых  серьезных испытаний для человека - испытание властью, выдержать которое  способен далеко не каждый. А власть, как мы уже выяснили, связана с  политикой, с политическими отношениями.

     Политические  отношения - это “взаимодействие  субъектов политики и власти, при  котором происходит их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, мнениями и т. п.), передача волевых побуждений от одного субъекта … другому”. (Политология: Энцикл. слов.- М., 1993. - с. 233).

     Политические  отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и  управления обществом. Они возникают  с того момента, когда извечная потребность  в управлении и властном регулировании  социальных процессов и отношений  начинает осуществляться при активном участии государства. Их корни в конечном счете находятся в экономике общества, в тех отношениях, которые возникают в ходе удовлетворения первичных наиболее фундаментальных потребностей людей. Такая деятельность содержит в себе факторы, которые способствуют как объединению (кооперация, взаимозависимость индивидов и социальных групп друг от друга), так и разъединению людей (конкуренция, соперничество из-за источников и условий существования и т. д.). Но ведь существуют проблемы и потребности, так или иначе затрагивающие всех людей, принадлежащих к той или иной нации, социальной группе, классу, проживающих на определенной территории, и требующие совместных объединенных усилий.

     Политические  отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:

  • их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство, и в этом его необходимость и специфика как социального института, выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;
  • возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государствами, партиями. Для их изменения отнюдь не достаточно слова, а требуется соответствующее действие, ведь они далеко выходят за рамки субъективного мира человека, его сознания, и в этом смысле являются объективными, для субъекта они выступают как уже сложившаяся данность и развиваются часто независимо от него, по своей собственной логике;
  • деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;
  • с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддерживать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одни нравы и подавлять другие;
  • их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.

     Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения  отличаются от экономических отношений, где доминируют частные, фрагментарные  интересы. Причем их ограничение или  подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается  деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, усыханием конкуренции, прекращением роста производительности труда, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей. Любое  их умаление в пользу частных приоритетов («классовая» или национальная мораль) оборачивается нарастающим разрушением  моральных норм, дегуманизацией социальных отношений.

     Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в  сферу политических отношений. В  его деятельности и сознании действительно  нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественные или групповые. Как только политик перестает заботиться об общих интересах, общем благе, он превращается в своекорыстного дельца. Политика становится для него сферой предпринимательской, по сути дела, активности. Ее природа разрушается в таких известных явлениях, как взяточничество, коррупция, бюрократизм.

     Но  и отношение к политике только как к сфере заботы об общем  благе, игнорирование особых интересов  участвующих в ней социальных групп и личностей оказывается для нее разрушительным. Люди, в силу тех или иных причин идущие на это, превращаются из полномочных и заинтересованных политических деятелей в бессильных моралистов, которых другие участники политического действия перестают рассматривать в качестве равноценных партнеров.

     Термин  «политика» имеет много значений, но чаще всего и в теории и на практике он употребляется в двух:

   1. Целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений.

   2. Характеристика атрибутов существования  государственных институтов и  иных политических формирований.

     В английском языке для выражения  различия этих двух смыслов политики используются даже два слова: policy (первое значение) и politics (второе значение). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности; и институционального, указывающего на структурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Институтом и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: во-первых, они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе, формирования и воплощением воли субъектов политики; во-вторых, они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; в-третьих, направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

      Политическая  жизнь сложна и многообразна. Политические субъекты находятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей. Политические элиты упрочняют свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит. Политические партии проводят свои съезды и конференции. Государственные властные структуры видоизменяются, перестраиваются…         

      Политический  процесс – это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов.  Политический процесс – динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве.     

      Другими словами, политический процесс – это совокупность отношений между субъектами политики.         

      Политические  отношения играют в обществе такую  же важную роль, как и отношения  экономические, социальные, духовные.     

      Выделяют  следующие типы политических отношений :

  • отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);
  • отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны.

     Конфронтация  обусловлена непримиримостью между  субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.     

      Политические  отношения бывают также горизонтальными  и вертикальными. Горизонтально  организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер  считал "идеальными типами" отношений. Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений.

     Обычно  выделяют следующие виды политических процессов :

     1. Базовые и периферийные. Базовые – это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс). Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.

     2. По времени.

     3. Явные или скрытые.

Информация о работе Политические отношения