Политические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

Смысловой компонент всегда закреплен в конкретном политическом акте, а его содержание, характер и другие значимые параметры непосредственно обусловлены качеством идеологии агента. Природа политических отношений может здесь рассматриваться как социальный феномен, формирующийся в процессе осуществления политической коммуникации. Социальная природа политической коммуникации формируется абстрактными символами, представляющими из себя ту форму выражения природы политических отношений, через которую социальные субъекты наделяются необходимыми для осуществления политических коммуникаций возможностями.
.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. стр. 2
1. Понятие политических отношений. Содержание, формы и типология
политических отношений…………………………………..…………………... стр. 3
2. Субъекты и объекты политических отношений ………………………… стр. 9
3. Политическое пространство и время ………………………………….….. стр.15
4. Политические интересы …………………………….………………….…… стр. 17
5. Правовое регулирование политических отношений…………………….. стр.19
Заключение ……………………………………..………………………….……. стр. 23
Список использованной литературы ………………………………………... стр.24

Файлы: 1 файл

политические отношения.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

     Множественность субъектов и объектов политических отношений неизбежно отражается на их структуре, которая может строиться на двух основных принципах (при наличии некоторой возможности промежуточных вариантов): при стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений, а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике — плюралистическая модель. В рамках тоталитарной модели проблема взаимодействия между субъектами политических отношений переносится из политической в юридическую или просто уголовную сферу, когда иные субъекты политики, кроме единственно установленного и признаваемого, просто преследуются или уничтожаются. В рамках плюралистической модели политических отношений неизбежно встает проблема порядка взаимодействия между субъектами, которое может строиться или на основе конфликта, когда субъекты действуют таким образом, что сознательно препятствуют достижению целей друг друга, или кооперации, когда один делает то, что увеличивает вероятность достижения целей другого.

     Политические  отношения в каждый исторический период развития общества можно понять, а также предвидеть их возможное  развитие, только выяснив: кто стоит за тем или иным политическим событием, явлением, процессом (субъект политики) и на что направлена его деятельность (объект политики). Только в этом случае можно оценить существо политических отношений и занять в них собственную определенную позицию. 
 

  1. Политическое  пространство и время.

     Специфика политики отражается также в особом характере пространственно-временных отношений в сфере политики. Политическое пространство — это связь между людьми и политическими институтами, сфера деятельности политического субъекта. В зависимости от состояния социального организма, увеличивающего или уменьшающего возможности его деятельности, оно способно как расширяться, так и сужаться, открывая или ограничивая круг проблем, решение которых нуждается в участии и активности субъекта политики.

     Поднимем вопрос о границах политического пространства. В политической теории и практике на этот счет существуют две основные и множество промежуточных позиций. Этатизм (крайней формой его служит тоталитаризм) исходит из принципа беспредельного расширения политического пространства, необходимости его слияния с пространством социального бытия вообще, возведения всех социальных проблем до политического уровня, характеризуется стремлением решать все социальные проблемы политическими средствами и методами, устанавливает в конечном счете тотальный контроль политических институтов над обществом. Либерализм, наоборот, исходит из необходимости сужения политического пространства до небольшого круга проблем и отношений (оборона, внешняя политика, регулирование отношений между этническими группами, борьба с преступностью, разрешение некоторых конфликтных ситуаций в социальных отношениях), требующих для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности обязательного вмешательства государства, других политических институтов.

     Реальная  политическая практика, конечно, гораздо  богаче этих жестких схем, но в значительной степени формируется под влиянием тех или иных их модификаций.

     Границы политического пространства зависят  от состояния социального организма, в одних случаях требующего усиления политического вмешательства и  регулирования (например, в условиях войны или радикального преобразования общества), в других же — делающих не менее важным для общества освобождение максимально большого количества сфер социальной жизни от политической опеки.

     Политическое  время — это мера интенсивности деятельности политического субъекта, оно измеряется частотой событий в единицу физического времени, может ускоряться или замедляться в зависимости от своей событийной насыщенности. Политическое время — реальность, сосуществующая, но не совпадающая по своему бытийному статусу с физическим временем. Примеров этого может быть приведено довольно много, в том числе и совсем недавних, когда политическая жизнь резко обостряется в определенном месте, как правило, столице, когда умножается количество политических событий, повышается степень социальной и психической напряженности, следуют многочисленные и резкие политические перемены, а жизнь в других регионах, местах дислокации данной политической общности движется совсем в ином временном ключе, степень ее интенсивности изменяется лишь отчасти, а политические перемены явно запаздывают или не наступают вообще. Жители разных регионов, живя в одном физическом времени, какой-то период времени находятся в разных политических «временах», строят свою деятельность, исходя из разных политических приоритетов и реалий. Естественно, и степень интенсивности, и характер политических действий их был совершенно разный.

     Можно сказать, что политическое пространство обладает свойством относительности (оно расширяется или сужается в зависимости от активности субъекта политики), а также свойством многомерности (включает в себя множество возможностей, направлений политического действия, предопределяемых спецификой социальной закономерности). Относительность политического  времени определяется его зависимостью от частоты политических событий, степени  напряжения, интенсивности политической жизни, многомерность же выражается в наличии разных типов политического  развития, в возможности их сосуществования. 
 

  1. Политические  интересы.

     Интересы  часто называют движущей силой, "мотором" деятельности людей. В полной мере это  относится и к интересам политическим. Основой политического интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Оно воспринимается людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т.д. Каждая социальная группа имеет свое положение в системе общественных отношений, которое и обусловливает возникновение ее интересов.

     Социальные  субъекты находятся в постоянном взаимодействии, их жизненное положение  испытывает мощное влияние со стороны  общества, которое носит двоякий  характер. Либо положение людей подвергается опасности, ухудшается, дестабилизируется, либо, напротив, оно открывает перед  ними новые возможности улучшить свою жизнь, повысить престиж и т.п. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Его можно определить как стремление субъекта изменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Конкретно интерес проявляется как стремление людей к определенным ценностям, институтам, процессам, связям, нормам, к специфическому отношению к действительности.

     Возникает вопрос: с помощью каких способов и средств можно удовлетворить это стремление, этот интерес? Если при помощи политических средств – давлением на правительство, изменением государственной политики, участием в парламенте, поддержкой партий, лидеров и т.д. – то речь идет о политическом интересе. Политические интересы, таким образом, это специфическое проявление многообразных по своему содержанию неполитических интересов. Например, рост слоя предпринимателей может происходить исключительно на экономической основе. Однако рано или поздно этот рост начнет упираться в ограничительные законы либо в отсутствие необходимых правовых гарантий предпринимательства. Бизнес заинтересован в определенной финансовой, кредитной, налоговой и т. д. политике государства. Он делает свой выбор в политике, начинает поддерживать те партии, тех депутатов, лидеров, то правительство, которые способны материализовать его стремления в политике и законодательстве.

     Итак, основой политических интересов  является зависимость положения  субъекта от сферы политики. Сам политический интерес – это стремление изменить это положение с помощью политических средств. Содержание же конкретных политических интересов многообразно, ибо оно зависит от самого субъекта, от конкретно-исторических условий, от взаимосвязи с другими субъектами и т.п.

     Чтобы интересы превратились в побудительные  силы человеческой деятельности, они  должны быть осознаны людьми. Процесс  осознания интересов можно представить  в виде следующей упрощенной схемы. Импульсы, порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в  их эмоциональном отношении к  лидерам, государственным институтам, партиям и т. п. Потребность действовать  требует более или менее четкого  определения целей и средств  их достижения. Это, в свою очередь, происходит через оценку ситуации с  помощью норм, ценностей, принципов, которым привержены люди, через поиск  идей, концепций, теоретических аргументов, дающих ответы на возникшие вопросы. Осмысление интересов происходит через  борьбу мотивов, столкновение идей, сложный  и напряженный выбор целей, и  средств. Таким образом, практически  осознание интересов выглядит как  их осмысление с помощью уже имеющихся  в политической культуре страны "идеологических рецептов", как более или менее  свободный поиск и выбор духовных ориентиров и аргументации.

     Сложившийся политический интерес (мысленное предвосхищение результатов его удовлетворения) выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической, классовой в  целом борьбы. Он служит исходным фактором обоснования политики, истоком научного управления социальными процессами, позволяет соотнести интересы классов  и выяснить место каждого из них  в социальном прогрессе. 
 
 
 

  1. Правовое  регулирование политических отношений.

     Политические  отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, — это отношения, связанные с функционированием  политической власти в обществе, концентрированным  выражением которой является государственная  власть.

     Вообще  власть — это такое общественное отношение, которое характе- ризуется способностью и возможностью одних людей или групп 
(властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т.п. В семье, дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме власть главы ее получает известное оформление и опирается на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их конфессиональную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руководителей партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения в отношении его членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на соответствующим образом (например, посредством выборов) выданное уполномочие членов общественного объединения. Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Осуществляется политическая власть через посредство ряда политических институтов, регулируемых обычно в той или иной мере конституционным правом. Главный из них — это государство, власть которого легитимно (законно) распространяется на все общество и которое обладает монополией на применение в установленных случаях, установленными способами и в установленной степени физического насилия к подвластным. В демократических странах важным таким институтом является также система местного самоуправления. В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Велико воздействие и со стороны средств массовой информации.

     Все эти институты образуют институциональный  костяк политической системы — механизм осуществления политической власти. Правовой статус институтов и правовые нормы отношений между ними обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.

     Анализ политического режима позволяет вынести наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с властями предержащими. Политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах государства и его отношений с обществом и отдельным человеком, урегулированных прежде всего конституционным правом, однако нередко именно политический режим выступает как причина фиктивности соответствующих правоположений, содержание которых обусловливается практикой осуществления государственной власти или которые этой практикой нарушаются.

     Типология политических режимов (схематично):

     1. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита обычно довольно узка, однако она опирается на широкую социальную базу. Человек обычно ограничивается поддержкой той политической силы, которая, по его мнению, наилучшим образом действует в интересах его лично, его общины, его страны. Поддержка эта в большинстве случаев сводится к голосованию на выборах и референдумах. 
Однако чувство свободы, в том числе свободы политической, ценится достаточно высоко, и привыкшие к демократии люди, не замечающие ее подчас, как не замечают воздуха, которым дышат, в случае угрозы демократическому режиму быстро политизируются и выступают в его защиту.

     Демократический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни. 
Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях.

     2. Либеральный режим был характерен для развитых стран в XIX веке и сейчас наблюдается в ряде развивающихся стран, приблизившихся к развитым 
(например, в Индии, на Филиппинах). Этот режим отличается высокой степенью политической свободы, однако вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной жизни, пуская лишь отростки в толщу общества.

Информация о работе Политические отношения