Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:02, реферат
Смысловой компонент всегда закреплен в конкретном политическом акте, а его содержание, характер и другие значимые параметры непосредственно обусловлены качеством идеологии агента. Природа политических отношений может здесь рассматриваться как социальный феномен, формирующийся в процессе осуществления политической коммуникации. Социальная природа политической коммуникации формируется абстрактными символами, представляющими из себя ту форму выражения природы политических отношений, через которую социальные субъекты наделяются необходимыми для осуществления политических коммуникаций возможностями.
.
Введение ………………………………………………………………………….. стр. 2
1. Понятие политических отношений. Содержание, формы и типология
политических отношений…………………………………..…………………... стр. 3
2. Субъекты и объекты политических отношений ………………………… стр. 9
3. Политическое пространство и время ………………………………….….. стр.15
4. Политические интересы …………………………….………………….…… стр. 17
5. Правовое регулирование политических отношений…………………….. стр.19
Заключение ……………………………………..………………………….……. стр. 23
Список использованной литературы ………………………………………... стр.24
4. С различным циклом протекания.
Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политического процесса или режимы его протекания. Эти стадии следующие:
Первая стадия – конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти. Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.
Вторая стадия – функционирование. Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения.
Третья стадия – развитие. Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни. На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает "теневой кабинет" и борется за влияние на народные массы, на электорат.
Четвертая стадия – разложение, упадок. На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.
Однако политическая система в своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.
Политическая модернизация – совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.
Таким
образом, политический
процесс – сложный и
многогранный процесс,
динамика политических
отношений, деятельность
субъектов политики.
“Субъект” – это активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. “Объект” – то, на что направлена познавательная и иная деятельность.
Субъект – человек, группы людей, познающие внешний мир (объект) и воздействующие на него с целью подчинения своим интересам.
Субъекты политики – это индивиды, классы, социальные группы, а также созданные ими организации, активная практическая деятельность которых направлена на сохранение или изменение политических и других сфер жизнедеятельности людей.
Объекты политики – элементы политической системы общества, а также явления политической сферы в их разнообразных проявлениях, на которые направлена деятельность субъектов политики.
В обществе субъектом политики является человек, социальные группы, организации, движения, коллективы, государство, общество в целом. Субъект политики - тот, кто творит политику. Возможности влияния субъекта политики на саму политику обуславливаются, во-первых, качественными характеристиками самого субъекта (знания, умения, последовательность, эмоциональность); во-вторых, – объективными условиями, возможностями для политической деятельности (уровень политической зрелости общества в целом).
Объектом политики является политическая жизнь общества в целом, которую можно определить как совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней. Субъекты политики должны внести в неё организованность, обеспечить консолидацию, мирное функционирование. Субъекты политики формируют объекты властной политики – политическую систему и её структуру: власть, политические отношения, политическую культуру.
Ныне объектом политики стали мировая политическая система, мировой политический порядок, отношения между политическими системами разных стран мира. Усиливается взаимосвязь и взаимовлияние субъектов и объектов политики.
Всякая социальная единица, будь то отдельная личность или социальная организация, группа или крупная общность людей, имеющая осознанный специфический интерес и стремящаяся для его удовлетворения овладеть средствами государственного подчинения или оказывать влияние на деятельность тех, кто ими владеет, выступает в качестве субъекта политических отношений или политической (социально-политической) силы. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Так, отдельный человек оказывается способным сыграть выдающуюся роль в политике, наложить заметный отпечаток на ход политических событий не столько в силу наличия индивидуальных особенностей, сколь оригинальными они бы ни были, но прежде всего в силу способности отразить в собственной деятельности интересы и потребности более широкого круга, нежели пространство индивидуального бытия отдельного человека.
Различные социальные группы тоже не всегда выступают в качестве субъектов политики, ведь интересы, устремления многих из них и не нуждаются в возведении на политический уровень, не требуют обязательного воздействия на аппарат государственной власти, удовлетворяются на профессиональном, групповом, корпоративном уровне. Субъект же политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения.
В зависимости от масштабности и эффективности действий различаются первичные и вторичные субъекты политики. Первичными субъектами являются крупные общественные группы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды. Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.
Вторичные субъекты политики – институты и политические организации, реализующие интересы и волю крупных общественных групп (государство, партии, общественно-политические организации). Вторичные субъекты – производные по отношению к первичным, поскольку они образованы в поддержку реализации интересов определенных групп и выполняют служебную и исполнительную роль по отношению к крупным общественным группам.
Место и роль каждого субъекта политики определяется его влиянием на политические процессы в обществе, набором политических ценностей ему присущих, уровнем и качеством политической культуры.
Социально-политические общности как субъекты политики – это целостные социальные объединения, которые формируются на основе общности социально-политических, экономических, духовных интересов. Одним из главных побудителей к объединению людей является потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие похожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д. Те индивиды, которые образуют общности, качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию
Важнейшим субъектом политики выступает народ, как целостная социальная общность, которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве народ является главным источником власти. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в России принадлежит исключительно народу. Народ подразумевается не только как население страны, а как сложившаяся общность, способная играть решающую роль субъекта политики.
Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Нации. Индивиды одной национальной (этнической) принадлежности, объединенные в нацию, одухотворенные единой национальной идеей, развитым чувством национального самосознания, организованные политически в самостоятельные государственные образования, активно участвуют в политических отношениях и оказывают влияние на политические события и явления.
Следует заметить, что нации, как субъекты политики, могут проявить себя лишь в демократическом государстве. Известно, что в тоталитарном режиме, например, в бывшем Советском Союзе, абсолютизировалось социально-классовое единство, и нации, фактически, были превращены в объект политики. При формальном равноправии нации, субъектом политики выступали не нации, а узкий круг руководителей, хотя и разной национальной принадлежности. А национальная политика государства сводилась к подталкиванию процесса “сближения и слияния всех наций”.
С
классами связана марксистская интерпретация
характера социального
Понятие “класс” как субъект политики используется и в настоящее время в западной политологии для характеристики деятельности социальных групп в политической жизни общества. Однако трактовка классовых различий там существенно отличается от марксистской. Наиболее распространен подход, разработанный М. Вебером, предполагающий учет не только отношения к средствам производства, но и размеров богатства, дохода, уровня образования, юридических привилегий и других характеристик, которые проявляются в определенном образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующей группе. По Веберу, отношения между классами не сводятся к борьбе за власть и к эксплуатации владельцами средств производства производителей материальных благ. Классы могут иметь солидные связи, общие интересы в политике и строить свои отношения на принципах сотрудничества, решая совместно многие важные для общества проблемы.
Субъекты политики обладают способностью фокусировать в проблемах собственного существования потребности и задачи, характерные для всего общества, нуждающиеся для своего решения в совместных действиях разных социальных слоев и групп.
Способность концентрации, фокусировки интересов реализуется при участии и деятельности еще одного специфического субъекта политики — партии, назначение которого как раз и заключается в осознании, формировании и представлении интересов определенной социальной группы на уровне социальной целостности. Поэтому ткань политических отношений обязательно включает в себя партийную деятельность, служащую характерным их признаком и выражением.
В политике, как и в любой иной сфере социальных отношений, нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, допустим, в целях его модернизации или побуждения к вмешательству в решение той или иной проблемы, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например, в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.