Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа сущности политического конфликта, а так же исследование природы политического конфликта и способов его урегулирования.
Задачами курсовой работы является:
1. Проанализировать сущность политического конфликта
2.Узнать структуру политического конфликта и рассмотреть типологии политических конфликтов.
3.Исследовать способы урегулирования политических конфликтов
4.А так же понять особенности протекания политического конфликта
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Понятие, сущность, структура политического конфликта…………….5
1.1 Понятие, сущность, структура……………………………………….5
1.2 Типология и этапы протекания политического конфликта………12
Глава 2 Политический конфликт в современной России
2.1Способы урегулирования политического конфликта……………...19
2.2Политический конфликт в современном российском обществе………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
Косвенная сторона, как правило, воздействует на конфликт опосредованно:
1)указывает всестороннюю
помощь одной («своей»)
2) создает различные сложности для противостоящей стороны;
3) оказывает давление
на третью сторону для того,
чтобы в процессе урегулировани
Кроме того, косвенная сторона всячески стремится войти в состав третьей стороны и играть там доминирующую роль, с тем чтобы контролировать процесс урегулирования конфликта, добиваться принятия выгодных для себя решений. Роль косвенной стороны в политических (военных) конфликтах, политических (государственных) переворотах настолько велика (иногда и решающая),что впору говорить об этом феномене как о фактическом «заказчике» того или оного конфликта, а «легитимных» субъектов противоборства рассматривать как исполнителей хорошо оплачиваемого «заказа». По крайне мере, большинство международных террористических организаций являются исполнителями воли определенной косвенной стороны.
Существуют различные определения понятия « политический конфликт». Мы можем соглашаться с этими мнениями или наоборот отрицать их. Но можно сделать вывод, что политический конфликт – это всегда организованный институционанальный конфликт. Для государства конфликты являются некими сигналами, которые говорят о том, что существуют различные разногласия, противоречия и т.д. Структура конфликта понимается нами как анализ конфликта в его статическом состоянии. Структура политического конфликта может включать в себя множество составляющих: субъект, участник, жертва, третья сторона, косвенные стороны конфликта. Политический конфликт-это столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопоявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения и использования политической власти.
1.2 Типология
и этапы протекания
Важным условием анализа политических конфликтов является
создание их типологии. Сложность решения этой задачи связаны с идентификацией политического конфликта, заключается в том, что его можно расценивать как борьбу между корпоративно-клановыми группировками в структурах власти; как коалицию между реформаторами и контреформаторами; как противостояние разных политико-идеологических образований и т.д. Эта сложность идентификации конфликтов определяется множеством пересекающихся в них противоречий и интерпретацией их в сознании участников. При этом зачастую происходит не просто взаимопересечение и наложение конфликтов друг на друга, но и их взаимное стимулирование таким образом, что вопрос о первичности какой-либо составляющей лишается смысла.
Политический конфликт делиться по различным критериям:
• с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Так, среди международных конфликтов могут выделять кризисы типа «балансирования на грани войны» (Ш. Даллес17), отражающие выдвижение одним государством требований и притязаний к другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет бороться; «оправдания враждебности» (Р. Лебоу), характеризующие провокационную деятельность государства против потенциального противника с тем, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых требований (так, к примеру, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания развязывания войны против Польши) и т.д. Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.
• по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о (целиком или частично) неинституализированных конфликтах (Л. Козер), характеризующих способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры;
• по их качественным, характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон);конфликты с «нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и не с «нулевой суммой» (в которой существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия П. Шарин); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. .Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или - соответственно - сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
•с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различным в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например, в виде манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности взаимодействий, внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти);
•по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон - долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.)
•в соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные
( характеризующие
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается из структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно разделить на пять основных типов:
- физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.)
- потребности в безопасности;
- социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие)
- потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
- высшие потребности
в самовыражении,
Все поведение человека можно представить как ряд элементарных актов, каждый с которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в действии, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятия решение в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятия нового плана действий. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться в двух направлениях - это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избегание
фрустрации путем кратковременного
или долговременного отказа от удовлетворения
определенной потребности. Отступление
может быть двух видов: 1) запрет - состояние,
при котором индивид
Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают агрессивную реакцию и с этого момента начинается конфликт.
Таким образом, для возникновения
социального конфликта
во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей;
во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция. Анализ содержания и особенностей протекания конфликта, его этапов целесообразно проводить по трем основным стадиям:
-предконфликтная ситуация;
-непосредственно конфликт;
-стадия разрешения конфликта.
Предконфликтная ситуация. Ни один конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжения, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько , что забывается первопричина столкновения. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. Сначала каждая с конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой с конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Операции составляют инцидент, могут быть разными. Их можно разделить на две группы, каждая с которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте. Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте есть рефлексивное управление. Это способ управление, когда основы для принятия решение передаются одной с действующих лиц другому. Один с соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.
Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Решение социального конфликта возможно только при изменении
конфликтной ситуации. Это
изменение может принимать
Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до большого военного или политического столкновения с участием миллионов.
Большое значение имеет заключительная послеконфликтный стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целее, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулирован конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.
Типологии политического конфликта весьма разнообразны. Так, с точки зрения области их проявления, конфликты разделяются на внешне- и внутриполитические; по характеру их нормативной регуляций на институцилизированные и неинституцилизированные; по возможностям их урегулирования на конфликты с нулевой суммой(где позиций сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и не с нулевой суммой( в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия); с точки зрения публичности на явные и латентные; по временным основания на кратко-,средне- и долгосрочные: Марксизм делит конфликты на антагонические и неантогонические,разрешение которых связывает с уничтожением одной из противоборствующих субъектов. В процессе управления конфликтом важно учитывать этапы его формирования и развития. Конфликты не возникают сразу. Они накапливаются и зреют очень долго. Этапы развития конфликта характеризуются проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостояние им. Основными стадиями развития конфликтов : предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт, разрешение конфликта, послеконфликтаня ситуация.
Информация о работе Политический конфликт в современной России