Политический конфликт в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа сущности политического конфликта, а так же исследование природы политического конфликта и способов его урегулирования.
Задачами курсовой работы является:
1. Проанализировать сущность политического конфликта
2.Узнать структуру политического конфликта и рассмотреть типологии политических конфликтов.
3.Исследовать способы урегулирования политических конфликтов
4.А так же понять особенности протекания политического конфликта

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1Понятие, сущность, структура политического конфликта…………….5

1.1 Понятие, сущность, структура……………………………………….5

1.2 Типология и этапы протекания политического конфликта………12

Глава 2 Политический конфликт в современной России

2.1Способы урегулирования политического конфликта……………...19

2.2Политический конфликт в современном российском обществе………………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2012.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Все это в целом  позволяет говорить об отказе всех политических институтов солидарности граждан России.

Можно в целом обрисовать комплекс факторов, приведших к такому крайне тревожному состоянию России.

- «раскол элиты»; участие – публичное и непубличное – представителей элиты России в текущих событиях позволяет сказать, что сложившийся к началу 2000-х годов консенсус, благодаря которому обеспечивалась общая стабильность последних 10 лет (посредством создания и укрепления «вертикали власти», ограничения влияния олигархии, удаления наиболее активной ее части), утрачен, и обострившиеся противоречия между ее группами выплеснулись за рамки действующих социально-политических институтов.

- «отрыв элиты»; действующие  социально-политические институты оказываются не в состоянии обеспечить активную лояльность ни одной из действующих сил, что позволяет утверждать, что идеологии элиты (системной или несистемной) и настроения широких народных масс не согласуются между собой. Как следствие, любое действие политических субъектов дает не тот эффект, который от него ожидается, во все большей мере отталкивая от них общество.

- «раскол народа»;  по своим оценкам, убеждениям, идеям и настроениям народ  России распадается на множество  достаточно мелких, постоянно противоборствующих и все больше отдаляющихся друг от друга групп. Это в целом означает, что в стране реально отсутствует конструктивный консенсус, конституирующий социально-политические общности, служащие опорой для государства и проведения последовательного политического курса. В таких условиях социально-политическая самоорганизация граждан может дать только относительно мелкие группы с низкой солидарностью, которые не способны отрефлексировать свои интересы и идеи в масштабные идеологии и проекты – а потому практически полностью подпадающие под современные методы манипуляции общественным сознанием, в том числе с помощью броских лозунгов.

- «новое поколение»; в  активную фазу входит поколение,  которое не застало СССР и  смутно помнит хаос 90-х годов, мировоззренчески сложилось в «путинские 2000-е» с их специфическим опытом. Во многом из-за этого резко падает воздействие сложившихся крупных политических акторов, их аргументация и приемы пропаганды. В частности, апелляция к «стабильности» уже не является действенной – она оценивается как «сама собой разумеющаяся», зато есть достаточно масштабный запрос на «образ будущего», по сути, не удовлетворенный ни «правящей партией», ни «системной оппозицией», ни «оппозицией несистемной», ни даже «анонимным сетевым актором».

- «новые технологии»;  широкое распространение интернета  и цифровых технологий резко  расширило поле для пропаганды  и агитации, которое, по разным  причинам, по сути, оказалось практически  не освоено действующими организованными  политическими силами. Кроме того, специфика подачи информации в интернете («фрагментарность», клиповость, широкое распространение мемов, парадоксальная замкнутость и при этом разорванность дискурсов и т.п.) кардинально меняет сам подход к агитационно-пропагандистской работе, что так же не было своевременно учтено политическими силами.

Все вышеизложенное позволяет  утверждать два взаимосвязанных  вывода:

А) политическая система  России объективно находится в глубоком кризисе и требует своей радикальной  трансформации;

Б) кризисное положение политической системы России усугубляется реализацией «цветного» (бело-болотного) сценария, чтоб обуславливает не только тяжесть самого протекания кризиса, но и ужесточение граничных его рамок – система либо трансформируется, либо распадется.

Соответственно, стремясь не допустить распада государства  России, трансформация политической системы, как представляется, должна двигаться в следующих основных рамках:

- конструктивная канализация  массового протестного настроения  граждан; само по себе это явление имеет не столько отрицательный, сколько положительный характер: общество, по крайне мере, его активная часть, откликнулось на политические проблемы страны и государства, которые и составили объективную сторону протеста: коррупция, прежде всего, чрезмерное социальное расслоение, отрыв элиты страны от остального общества и т.п. Следовательно, возросшую гражданскую активность необходимо направить в положительное русло борьбы именно с этими недостатками политической системы и социального строя России в целом. Это требует огромной работы как организационного, так и идеологического характера от всех политических сил страны – в первом аспекте по институализации складывающихся на местах социально-политических низовых групп и введения их в обычный политический процесс (например, по борьбе с коррупцией на низовом и среднем уровне); во втором аспекте – по формулировании и популяризации «положительного будущего России».

- институализация противоречий  в элите России, перевод их  в конструктивное русло, не  разрушающее, но укрепляющее государство. Эта задача выглядит наиболее тяжелой, поскольку, исходя из внутрироссийских и международных условий, можно в определенной мере уверенно утверждать, что сам конфликт имеет непримиримый характер. Если это на самом деле так, настоятельной необходимостью выступает устранение в той или иной форме тех частей элиты (в т.ч. и высшего руководства страны), которые подрывают государственность России и действуют либо в интересах иностранных центров влияния, либо в тесном союзе с ними.

- радикальное сокращение  социального расслоения в экономическом,  политическом и культурном смысле. Это выступает настоятельной  необходимостью обеспечения социально-политической  стабильности любой системы и  коррелирует с предполагаемым  «образом будущего», вокруг которого может и должен сложиться активный положительный консенсус общества России.

Очевидно, что все эти  три условия необходимым образом  должны реализовываться в комплексе, взаимно усиливая и обуславливая друг друга. Так, использование «гражданской самоорганизации» для решения острых социально-политических проблем государства России вполне логично выступает средством институализации конфликта в элите или удаления ее «непримиримой» части – и произойти она может только в рамках формирования «положительного образа будущего» для страны, реализация которого неизбежно компонентом должна включать радикальное сокращение социального расслоения.

Рано или поздно конфликт и внутренние войны заканчиваются, в большинстве случаев не принося  никаких результатов в достижении ранее поставленных целей. В России и других постсоветских государствах деморализованное и граждански недостаточно зрелое, отравленное в целом ряде мест националистической пропагандой население, от имени которого и в интересах которого якобы лидеры и активисты начинали войну, ещё не способно в полной мере предъявить счёт ответственности. Но в любом случае приходится восстанавливать гражданский порядок и руины, оставленные конфликтом. Вчерашних врагов нужно примерить, а требования "победителей" согласовать с реальностями продолжающегося совместного существования в одном государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие политического  конфликта обозначает борьбу одних  субъектов с другими за влияние  в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми - словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Конфликты обладают динамикой. Они возникают из конфликтных  ситуаций, в ходе которых происходит осознание потенциальными участниками противоборства возникших противоречий. Конфликтная ситуация необязательно перерастает в конфликт, если противоречия устраняются сторонами. Конфликтные ситуации политического характера «задаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным избежать социальной напряженности, способствующей конфронтации индивидов и групп, их объединению в конфликтные группы.

Причины возникновения  политического конфликта, как и  зона

разногласий, мотивы, представления возникновения ситуации, связаны с властью. Чаще всего это – уязвленное самолюбие и честолюбие, амбициозность,стремление доказать свою правоту и силу.Зоной разногласий, как правило, становится вопрос о власти.

Политический конфликт – это не обычный конфликт, не повседневный.

Поэтому и его участниками  становятся люди с определенными  чертами

характера, такими как  огромная сила воли, амбициозность, уверенность  в

себе.

Говоря о классификации, отметим, что разнообразие политических конфликтов, как и любых других, безгранично. Но и здесь встречаются закономерности. Взяв основанием классификации состав участников, я заметила, что политические конфликты возникают, как межличностные, по мере приближения к кульминации втягивают в себя все больше и больше людей, в конце концов, превращаются в межгрупповые.По своему эффекту политические конфликты могут быть, как конструктивными – заканчивающиеся миром, так и деструктивными оканчивающиеся полным крахом (а в худшем случае и уничтожением) одной из конфликтующей сторон.

В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных  противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

В заключение хочется сказать, что политические конфликты существовали тысячи лет назад, существуют сегодня и, наверное, будут существовать еще не одну сотню лет – до тех пор, пока человечество не изобретет такую форму государственного управления, при которой во главе этого самого государства окажется не сильнейший и хитрейший, а действительно мудрейший и достойнейший из людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Статьи

1. Куликов, А.А. (2008) Доживем ли до консенсуса? Власть и «лево-правая» оппозиция едины только в своей непримиримости друг к другу //Независимая газета. 3 апреля.

2. Мартьянов, В. (2006) Проблемы-2008 не существует // Политический журнал. № 31-32 (126-127). 28 августа.

3. Медведев, Д. (2005) Сохранить эффективное государство в существующих границах. Интервью с главой администрации президента Д. Медведевым // Журнал «Эксперт». №13 (460). 5 апреля.

4.Никовская, Л.И. (2006) Трансформация в России с точки зрения теории конфликта // Социологические исследования. № 9. С. 79-85.

Учебники и  учебные пособия

5.Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов/А.Я Анцупов. - М.: ЮНИТИ, 2002. 46-48 с., 78-84с., 230-245с.

6. Василика, М.А., Политология: Учебник для вузов/М.А. Василика.- М.: Юристъ, 2001. - 481-498 с., 505с.

7. Василенко, И.А. Политические переговоры: учебное пособие/ И.А. Василенко. - М.,2006.

8. Волкова, Ю.Г. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2001. - 88-89 с., 369-373 с.

9. Ворожейкин, И.Е.,Кабанова, А.Я.,Захаров, Д.К. Конфликтология: учебник/ И.Е. Ворожейкин.-М., 2007.

10. Гаджиева, К.С. Введение в политологию/К.С. Гаджиева. -М.:Просвещение, 2004 – 645 с.

11. Глухова, А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика/ А.В Глухова.-М.: Эдиториал УРСС-2000. 280 с.

12Дорофеев В.И. , Родионов, В.А.. Основы политологии/ В.И. Дорофеев. - СГУ, 2003 – 256 с.

13. Доминик, К. Политическая социология/ К. Доминик. Пер. с фр., -М.: Изд-во «Весь мир», 2001.

14.Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс.- 2005. – 559 с.

15. Соколов,С.В. Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для вузов/ С.В. Соколов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 158 - 161с.

16. Фельман, Д.М. Политология конфликта. Учебное пособие/ Д.М. Фельман. - М.:Издательский Дом «Стратегия».-1998.-200с.

Электронные ресурсы

17. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Встреча Президента РФ В.В. Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» 14 сентября 2007 года, г. Сочи. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2007/09/14/2105_type63376type63381type82634_144011.shtml

1 Мо́ртон Дойч-американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий, почётный профессор Колумбийского университета.

2 Курт Цадек Леви́н-емецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления.

3 Ка́рен Хо́рни-американский -психолог норвежско-датского происхождения.

4 Дмитрий Петрович Зеркин- специалист по соц. филос. и политологии.

5 Льюис Альфред Козер-американский социолог.

6 Журнал «П́олис»— ведущий российский научный журнал в области политологии и политической социологии. Выходит 6 раз в год на русском языке.

Информация о работе Политический конфликт в современной России