Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа сущности политического конфликта, а так же исследование природы политического конфликта и способов его урегулирования.
Задачами курсовой работы является:
1. Проанализировать сущность политического конфликта
2.Узнать структуру политического конфликта и рассмотреть типологии политических конфликтов.
3.Исследовать способы урегулирования политических конфликтов
4.А так же понять особенности протекания политического конфликта
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Понятие, сущность, структура политического конфликта…………….5
1.1 Понятие, сущность, структура……………………………………….5
1.2 Типология и этапы протекания политического конфликта………12
Глава 2 Политический конфликт в современной России
2.1Способы урегулирования политического конфликта……………...19
2.2Политический конфликт в современном российском обществе………………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………40
Глава 2 Политический конфликт в современной России.
2.1Способы регулирования политического конфликта.
Многие специалисты-
Наряду с этой сформировалась иная концепция управления конфликтом (conflict management), которая, с точки зрения ее приверженцев, более реалистична, чем идеи необходимости разрешения или предотвращения конфликтов. Эта концепция исходит из того, что предотвращение, разрешение и прекращение, равно как разжигание и эскалация конфликта, есть частные задачи, возникающие в ходе решения задачи более общей -собственно управления конфликтом.
Не вынося приговора ни одной из этих концепции можно отметить, что вторая шире предыдущей, она как бы «поглощает» ее. Поэтому представляется оправданным, не пренебрегая миротворческим пафосом и рациональными моментами, присущими каждой из них, исходить из того, что управление конфликтами -деятельность, направленная на достижение целей, состоящих в поддержке, окончании конфликта или любом другом воздействии на его ход.
В соответствии с этим,
управление политическим конфликтом том
по отношению к его разрешению
выступает как более
В качестве примера остановимся на одной из типовых стратегий противоборства - «стратегии сдерживания». Позволяя весьма эффективно управлять конфликтом, повышать или, напротив, понижать уровень социально-политической напряженности, переходить от одной ступени эскалации конфликта к другой, она вместе с тем позволяет избегать его нежелательного обострения, угрожающего, например, открытым, вооруженным противоборством. Возникнув на заре человеческой истории, эта стратегия получила свою развитую форму в середине XX в., во время ожесточенного противоборства двух мировых социально-экономических систем и представлявших их двух великих ядерных держав - СССР и США. Сутью «стратегии сдерживания» является стремление удержать противника от широкомасштабного применения насилия, путем создания собственного потенциала, использование которого угрожает ему неприемлемым ущербом. Но если раньше этот ущерб для проигравшей стороны выражался в потере части территории, смене династии или правительства, переходом под господство победителя, утрате своей роли и положения в системе властных отношений, то появление и распространение ядерного оружия придало этой стратегии, куда большее значение. Угроза стала связываться не с поражением в ходе вооруженного конфликта, а с риском для самого существования обоих его участников, независим от исхода их столкновения. Даже не подчеркивая то немаловажное обстоятельство, что ядерная война несет в себе опасность для всего человечества, можно сказать, что более мощных средств достижения своих целей, чем ядерное вооружение у противоборствующих на мировой арене политических общностей никогда не было, выработать оптимальную, пригодную для всех участников всех конфликтов стратегию невозможно: их цели и те средства, ресурсы, которые могут быть использованы для достижения этих целей в громадном большинстве случаев не совпадают. Отсюда - стремление выработать и классифицировать набор стратегий, используемых в различных, не похожих друг на друга конфликтных ситуациях. Среди такого рода попыток обращает на себя внимание комплекс стратегий, который можно было бы назвать «птичьим». Он включает в себя «стратегию страуса», «стратегию голубя» и «стратегию ястреба».
«Стратегию страуса» характеризует стремление ее последователей уйти от конфликта. Они предпочитают не замечать даже предельно острые столкновения интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем могут решить спорные вопросы полюбовно. Самое большое, на что способны «страусы», это признать существование конфликта, но это видимое признание для них не является основанием для реальных действий, изменения своего поведения, статуса и, соответственно, смены стратегии, превращения в другую «птицу», более склонную к полетам.
Суть «стратегии голубя» состоит в стремлении завершить конфликт любыми средствами, даже ценой односторонних уступок и значительных потерь. «Голубь» легко подчиняется воле соперника и под его влиянием склонен отказываться от собственных интересов, определяющих его позицию. «Стратегия голубя» часто используется в предвидении поражения и, как правило, бывает вынужденной, продиктованной неблагоприятно складывающимися обстоятельствами. Не удивительно, что завершившийся конфликт при изменении ситуации часто вспыхивает вновь, разгорается с новой силой.
«Стратегия ястреба»
заключается в окончательном
разгроме противника, безусловной
победе над ним. «Ястреб»
По мнению французского политолога Филиппа Бро20, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.
Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.
Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?
1. Метод избегания конфликта. Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.
2. Отрицание или подмена конфликта, способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.
3. Метод конфронтации. Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.
4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" -действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.
6. Третейское разбирательство или арбитраж. Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.
7. Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.
Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.
Регулирование конфликтов преследует цель ограничения интенсивности и масштаба конфликтов путем разработки и применения системы мер. Создание благоприятного для разрешения конфликта соотношения сил приводит в действия процедуру переговоров. Наиболее благоприятным разрешением конфликта является достижение политического консенсуса.
2.2Политический
конфликт в современном
Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации — реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-экономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально - экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация-смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической
напряженности на базе конституционных,
территориальных и межнациональ
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
Определим основные виды политических конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;
- между элитами финансово-
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-
-между правительством и народом
Трудности предупреждения и разрешения политических конфликтов связаны с самим их характером. Эти конфликты возникают из различий интересов, соперничества и борьбы социально-профессиональных, этнических, конфессиональных и иных групп, слоев, общностей и даже индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти, овладения и использования ее материально-финансовых и позиционно-ролевых (позиции вождя, военачальника, короля, министра, президента, депутата, судьи, лидера политической партии и т.д.) ресурсов, выработки и реализации программ (курсов действий) достижения тех или иных целей.
В общем и целом
можно рассматривать
Информация о работе Политический конфликт в современной России