Политический режим и формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Понятие «политический режим» введено в
1940 г. политологом Леви. В настоящее время чаще пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Содержание работы

Политический режим и формы государственного устройства______________3
Понятие юридические лица, признаки некоммерческих организаций______7
Понятия, способы обеспечения исполнения обязательств______________13
Договор аренды_______________________________________________18
Рабочее время и время отдыха

Файлы: 1 файл

pravo.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Содержание:   Стр.

Политический  режим и формы государственного устройства______________3

Понятие юридические  лица, признаки некоммерческих организаций______7

Понятия, способы  обеспечения исполнения обязательств______________13

Договор аренды_______________________________________________18

Рабочее время  и время отдыха

 

1. Политический режим и формы  государственного устройства

Политический (государственный) режим - это система  методов, способов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства  данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму  правления и форму государственного устройства. Понятие «политический режим» введено в

1940 г. политологом Леви. В настоящее время чаще пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные  черты демократического режима:

1. Демократия  предполагает наличие в государстве  коллективного законодательного  органа, в который народ выбирает  своих представителей.

2. Возможность  для всех граждан, независимо  от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме.

3. Граждане  обладают реальными способами  влияния на государственный аппарат  для защиты своих интересов,  используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное  вмешательство государства в  экономическую

сферу и  личную жизнь граждан.

5. В идеале  демократический характер государства  отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.

Виды  антидемократических режимов:

1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

• тотально жесткий контроль государства за всеми сферами жизни общества (экономики, культуры, искусства, идеологии и т.д.), включая личную жизнь граждан;

• узурпация  власти одной массовой партией, которая  навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т.е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:

• диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства, и диктатор часто оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране;

• военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена;

• теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в Средние века. Сейчас имеет место в Ватикане.

3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, например с помощью государственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана — сохранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззаконие, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.

Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые  для всей территории высшие  органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На  всей территории действуют одна  конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная  система, общая налоговая и кредитная политика.

3. Унитарное  государство может состоять из  областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках  унитарного государства допускается  существование автономий (например, в составе Великобритании — Шотландия, в составе Дании — Гренландия).

5. Межгосударственные  отношения осуществляют только  цент-

ральные органы.

Сейчас  большинство стран в мире —  унитарные: например, Франция, Польша, Швеция, Куба, Греция, Египет, Турция и др.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация  представляет собой добровольное  объединение нескольких административно-территориальных  образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

2. Федеративное  государство имеет органы государственной  власти и государственного управления, полномочия которых распространяются  на все субъекты федерации.

3. Субъекты  федерации лишены права прямого  представительства в межгосударственных  отношениях и международных организациях.

4. Конституционное  законодательство не предусматривает  одностороннего выхода субъекта  федерации из состава государства  (например, в конституциях США,  Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).

5. Федеративное  государство имеет единые вооруженные  силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами.

Федерации бывают территориальными (США, Мексика), национальными (Индия), смешанными (Россия). В территориальных федерациях субъекты сформировались по географическому  принципу, в национальных — по этническому, в смешанных — и по географическому, и по этническому. В современном мире федерациями являются всего 21 государство, в том числе Россия, США, Индия, Бразилия, Германия, Мексика, Канада, Австралия, ОАЭ, однако в них живет треть населения Земли.

Признаки конфедерации:

1. Это,  как правило, временный союз  суверенных государств, созданный  для обеспечения общих интересов.  Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.

2. Как  правило, отсутствует единое гражданство,  хотя пересечение государственных  границ предельно упрощено (без  виз и деклараций).

3. Субъекты  конфедерации имеют собственные  вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4. Парламент  формируется представительными  органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы  без их согласия.

5. На  уровне конфедерации нет общих  судебных органов и весьма  ограничены исполнительные органы  власти.

6. Как правило, отсутствуют единая денежная система, единая

система налогов и единый государственный  бюджет.

7. Конфедеративные  государства недолговечны. Они распадаются  на унитарные государства или  превращаются в федерации.

В современном  мире конфедераций нет1. История знает, например, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую, федерацию Швеции и Норвегии. В 1982 г. распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 г. такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).

 

2. Понятие юридические  лица, признаки некоммерческих организаций.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.  Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица должны иметь место нахождения, которое, как правило, определяется местом его государственной регистрации и обязательно указывается в его учредительных документах.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования  некоммерческих организаций, а в  предусмотренных законом случаях  — наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Наименование коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного неимущественного права на фирму.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Виды  юридических лиц:

1) по цели деятельности: коммерческие (товарищества, общества, производственный кооператив) и некоммерческие (фонды, учреждения, ассоциации, религиозные объединения);

2) в зависимости от прав учредителей:

• собственники (учредители утрачивают свое право  собственности на переданное юридическому лицу имущество и сохраняют только обязательственные права требования) — товарищества, общества, производственные кооперативы;

• несобственники (право собственности сохраняется  за учредителями) — унитарные предприятия;

• собственники (учредители утрачивают как обязательственные, так и вещные права) — некоммерческие организации: фонды, ассоциации, союзы.

Правоспособность  и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент государственной регистрации при его создании или ликвидации.

Правоспособность  — способность иметь гражданские  права и нести обязанности  — юридического лица может быть общей (универсальной) или ограниченной (целевой).

Любое юридическое  лицо (исключение — унитарные предприятия) может осуществлять любой вид  деятельности, не запрещенный законом (общая правоспособность). При этом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), в таком случае правоспособность юридического лица будет ограниченной (целевой).

 

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Некоммерческой  организации присущи следующие  свойства:

- наличие  юридического лица;

- основной  целью деятельности не является  извлечение прибыли;

- возможная  прибыль не может быть распределена  между участниками некоммерческой  организации

Следует обратить внимание на два момента:

1) возможность  возникновения юридического лица  без регистрации оставлена в  законодательстве только для  общественных и религиозных организаций  (объединений) и для некоммерческих  партнерств;

Информация о работе Политический режим и формы государственного устройства